Religion, Politics and Civilizational Dynamics in the Modern World

 
PIIS013122270015006-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-4-123-131
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Principal Researcher
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Science (IMEMO)
Address: 23, Profsoyuznaya Str., Moscow 117997, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 65 Issue 4
Pages123-131
Abstract

The paper attempts to interpret civilizational as well as political dynamics of the modern world in terms of contents and pivotal meanings in the religious sphere as such. According to the author, it is impossible to imagine all the complex of human identities, antagonisms, sympathies, and mutual understanding without taking into account specific features of religious symbolism. Thanks to these kinds of features religious sphere constantly interacting with different fields of law, politics, and international relations. As for the political field, the religious sphere is viewed in intrinsic triple connections: Religious Institutions – Statehood – Civil Society. This kind of approach tends to balance the principles of cultural heritage, secular state as well as of human rights and dignity.

Keywordsdevelopment, religion, civilization, statehood, civil society, globalization, meanings, identity, secularization, “La revanche de Dieu”, dialogue
Publication date11.05.2021
Number of characters33297
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 “Развитие” (понимаемое как макроисторическая и макросоциологическая категория) всегда связано с процессами самоорганизации индивидуального и коллективного опыта людей в их постоянном и непрерывном историческом взаимодействии. Причем духовные стороны этого опыта, связанные с вопросами, однозначное решение которых по существу не дано (жизнь и смерть, порождение и деградация, любовь и отторжение, власть и бессилие, предопределенность и свобода), всегда ситуативно сопряжены в истории со стремлением осмыслить, символически оформить и утвердить самые что ни есть мирские антагонизмы и притязания (территории, рынки, ресурсы, гегемония и право на прямое насилие…).
2 И в этом контексте даже многие, распространенные в нынешнем секулярном и информационно открытом мире общегуманитарные, правовые или экологические идеи волей-неволей приобретают некоторое трансцендентное (читай: религиозное) звучание. Тем более важным представляется изучение религиозной сферы как таковой и ее современных “земных” преломлений.
3 Когда обсуждается категория развития, то большинство исследователей, определяя конкретные характеристики этого самого “развития”, вынуждено обходить его характеристики базового и, стало быть, ценностного порядка: развитие чего? Развитие чего ради? Развитие куда?
4 Оно и не удивительно. В нынешнем глобальном мире человечество столкнулось с такими проблемами, с такими универсальными контекстами, цивилизационными надломами и кризисными процессами, которые, по существу, беспрецедентны. Ибо мир пронизан множеством, по сути дела, мгновенных информационных, технологических, экономических, социокультурных связей, стремительными миграциями многомиллионных людских масс. Мир предстал современному сознанию противоречивым, болезненным, но притом относительно единым организмом. Та принципиальная, но далеко не всем понятная в прошлом технико-экономическая универсализация мира, о которой писали еще в 40-е годы XIX столетия Маркс и Энгельс [1, сc. 426-431], стала ежеминутной повседневной достоверностью.
5 Поставлены под вопрос жесткие разграничительные линии ареалов, цивилизаций, культур, народов, государств, религий, идеологий. Вызовы сегодняшнего дня столь сложны, что апелляции к культурному опыту и наследиям прошлых эпох едва ли способны рассчитывать на адекватный отклик.
6 Нынешний глобальный мир, при всех его информационных, культурных и цензурных барьерах, оказывается миром, открытым для познания. Но сама структурная и содержательная сложность сегодняшнего мира – вопреки его информационной открытости – тем не менее весьма затруднительна для нашего познания. Здесь – непочатый край для разработки новых подходов социальных и гуманитарных наук. А вопрос о сквозных религиозных измерениях этих глобальных процессов при всей очевидной его актуальности представляется особо неразработанным.

Number of purchasers: 0, views: 138

Readers community rating: votes 0

1. Marks K., Ehngel's F. Manifest Kommunisticheskoj partii. Marks K., Ehngel's F. Sobranie sochinenij. Izd. 2. T. 4. Moskva, Gospolitizdat, 1955, ss. 419-459. [Marx K., Engels F. Manifest Kommunisticheskoi partii [Communist Manifesto]. Marx K., Engels F. Sobranie sochinenii. Izd. 2. T. 4. [Collected Works. 2nd ed. Vol. 4.] Moscow, Gospolitizdat, 1955, pp. 419-459.]

2. Levada Yu.A. Sotsial'naya priroda religii. Moskva, Nauka, 1965. 261 s. [Levada Yu.A. Sotsial’naya priroda religii [Social Nature of Religion]. Moscow, Nauka, 1965. 261 p.]

3. Blume St.S. Toward a Political Sociology of Science. N.Y., Free Press. 1974. xii+288 p.

4. Rashkovskij E.B., Khoros V.G. Mirovye tsivilizatsii i sovremennost' (k metodologii analiza). Vostok–Zapad–Rossiya. Moskva, Progress-Traditsiya, 2002, cc. 36-66. [Rashkovskii E.B., Khoros V.G. Mirovyie tsivilizatsii i sovremennost’ (k metodologii analiza) [World Civilizations and Contemporary Epoch. Methodological Analysis]. Vostok–Zapad–Rossia [East–West–Russia]. Moscow, Progress-Traditsia, 2002, pp. 36-66.]

5. Vorms F. Kak Bergson vvodit problemu zhizni vo frantsuzskuyu filosofiyu KhKh veka. Logos, 2009, № 3 (71), ss. 45-59. [Worms F. Kak Bergson vvodit problemu zhizni vo frantsuzskuyu filosofiyu XX veka [Bergson: Inserting a Problem of Life in XX Century French Philosophy]. Logos, 2009, no. 3 (71), pp. 45-59. Available at: http://www.intelros.ru/pdf/logos_03_2009/5.pdf (access 09.11.2019).

6. Semenenko I.S., otv. red. Identichnost'; lichnost', obschestvo, politika. Ehntsiklopedicheskoe izdanie. Moskva, Ves' mir, 2017. 992 s. [Semenenko I.S., ed. Identichnost’: lichnost’, obshchestvo, politika. Ehntsiklopedicheskoe izdanie [Identity: Personality, Society, Politics. Encyclopedic edition. Moscow, Ves’ Mir, 2017. 992 p.] Available at: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2017/2017_017.pdf (access 09.11.2019).

7. Rashkovskij E.B. Filosofiya poehzii, poehziya filosofii. SPb., Aletejya, 2016. 312 s. [Rashkovskii E.B. Filosofia poezii, poezia filosofii [Philosophy of Poetry, Poetry of Philosophy]. St. Petersburg, Aletheia, 2016. 312 p.]

8. Kareev N.I. Zapadnoevropejskaya absolyutnaya monarkhiya XVI, XVII i XVIII vekov. Obschaya kharakteristika gosudarstva i soslovnogo obschestva “Starogo poryadka”. Moskva, GPIB, 2009. 463 s. [Kareyev N.I. Zapadnoevropeyskaya absolyutnaya monarkhia XVI, XVII i XVIII veka. Obshchaya kharakteristika gosudarstva i soslovnogo obshchestva “Starogo poryadka” [West European Absolute Monarchies: XVI, XVII & XVIII Centuries. General Characteristics of States and Estate Privileges’ Societies in the Period of “Ancien régime”]. Moscow, GPIB, 2009. 463 p.]

9. Kepel G. La revanche de Dieu: chrétiens, juifs et musulmans à la reconquête du monde. Paris, Le Seuil, “Points”, 1991. 282 p.

10. Hodal K. Arab World Turns its Back on Religion – and its Ire on the US. The Guardian, 24 June 2019. Available at: https://www.theguardian.com/global-development/2019/jun/24/arab-world-turns-its-back-on-religion-and-its-ire-on-the-us#:~:text=The%20Arab%20world%20is%20turning,has%20plummeted%20in%20recent%20years (access 09.11.2019).

11. Hamzawi A. An Expiry Date for Despots? A new wave of Arab uprisings suggests that the authoritarian bargain of the past may be collapsing. Carnegie Middle East Center. December 04, 2019. Available at: https://carnegie-mec.org/diwan/80455 (access 10.12.2019).

12. Waardenburg J.-J. “Leben verlieren” oder “Leben gewinnen” als Alternative in prophetischen Religionen. Leben und Tod in den Religionen. Symbol und Wirklichkeit. Hrsg. von G. Stephenson. Darmstadt, Wiss. Buchgesellschaft, 1985, SS. 36-60.

13. Ognev A. Palimpsesty Tat'yany Baskakovoj. Troitskij variant, 2019. № 13 (282), ss. 7-9. [Ognev A. Palimpsesty Tatyany Baskakovoy [Tatiana Baskakova’s Palimpsests]. Troitskii Variant, 2019, no. 13 (282), pp. 7-9.] Available at: https://trv-science.ru/2019/07/palimpsesty-tatyany-baskakovoj/ (access 09.11.2019).

14. Sysoeva Yu. Zapiski popad'i. Osobennosti russkogo dukhovenstva. Moskva, Vremya, 2008. 208 s. [Sysoyeva Yu. Zapiski popad’i. Osobennosti russkogo dukhovenstva [Notes of a Priest’s Wife. Some Peculiar Features of Russian Clergy]. Moscow, Vremya, 2008. 208 p.]

15. Mamardashvili M.K. Soznanie i tsivilizatsiya. O dukhovnosti. Tbilisi, Metsniereba, 1991, cc. 26-41. [Mamardashvili M.K. Soznaniye i tsivilizatsia. O dukhovnosti [Conscience and Civilization. On the Matters of Spirit]. Tbilisi, Metsniereba, 1991, pp. 26-41.]

16. Mounstephen Ph., Rt. Rev. Bishop of Turo’s Independent Review for the Foreign Secretary of FCO Support for Persecuted Christians. Final Report and Recommendations. Crown Copyright. 2019. 176 p. Available at: https://togethernetwork.org.uk/uploads/shared/final-report-and-recommendations.pdf (access 18.01.2020).

17. Mitropolit Volokolamskij Illarion. Presledovaniya i diskriminatsiya khristian v sovremennom mire: prichiny, masshtaby i prognozy na buduschee. Tserkov' i vremya, 2011, t. LVII, № 4 (57), ss. 95-130. [Ilarion, mitr. Volokolamskii. Presledovaniya i diskriminatsia khristian v sovremennom mire: prichiny, masshtaby, prognozy na budushcheye [Ilarion, Metropolitan of Volokolamsk. Persecutions and Discrimination of Christians in the Present-Day World: Preconditions, Scale, Forecasts]. Tserkov' i vremya, 2011, vol. LVII, no. 4 (57), pp. 95-130.]

18. Gracheva V. Sovremennoe rabstvo kak ehpidemiya. Nezavisimaya gazeta, 23.07.2019. [Gracheva V. Sovremennoye rabstvo kak epidemia [Epidemic of the Present-Day Slavery]. Nezavisimaya gazeta, 23.07.2019.]

19. Zaprometova O.M. Theology of the Heart and Cognitio Dei experimentalis (Experiential Knowledge of God). Dialogue. A Journal of Theology, 2016, vol. 55, no. 4, pp. 299-307.

20. Rashkovskij E.B. Vladimir Solov'ev i grazhdanskoe obschestvo. Svyaz' vremen. Istoriko-filosofskij al'manakh. Moskva, Progress-Traditsiya, 2001, ss. 127-137. [Rashkovskii E.B. Vladimir Solovyev i grazhdanskoye obshchestvo [Vladimir Solovyev and Civil Society]. The Joint of Time. Historical and Philosophical Almanac, 2001, pp. 127-137.]

21. Rashkovskij E. Byurokratiya i intelligentsiya: k ponimaniyu vnutrennikh protivorechij sovremennogo obschestva. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, t. 64, № 1, ss. 129-135. [Rashkovskii E. Byurokratiya i intelligentsiya: k ponimaniyu vnutrennikh protivorechii sovremennogo obshchestva [Bureaucracy and Intellectuals. Toward Interpretation of Basic Contradictions in Present-Day Society]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64. no 1, pp. 129-135.] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-1-129-135

22. Antes P. Economia e ricchiezze nelle tradizioni religiose. Religioni e società, 2003, no. 46, pp. 8-17.

Система Orphus

Loading...
Up