Религия, политика и цивилизационная динамика сегодняшнего мира

 
Код статьиS013122270015006-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-4-123-131
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №4
Страницы123-131
Аннотация

Статья представляет собой попытку осмыслить цивилизационную и политическую динамику сегодняшнего мира через анализ предметного содержания и глубинных, подчас скрытых смыслов религиозной сферы как таковой. Без подобного рода анализа невозможно представить себе характер символического оформления человеческих идентичностей, антагонизмов и взаимного понимания между группами, обществами, государствами, цивилизационными массивами. Благодаря своей символической насыщенности и охвату человеческих проблем религиозная сфера тесно соприкасается с самыми различными областями человеческой деятельности, вплоть до юриспруденции, политики, международных отношений. Что же касается политической области, то автор предлагает рассматривать современные религиозные отношения в  контексте тройственной системы взаимосвязей: Религиозные институты – Государственность – Гражданское общество. Такой подход призван уравновешивать и закреплять принципы уважения к культурному наследию, светского государства и свободы, достоинства и прав человека.

Ключевые словаразвитие, религия, цивилизационная динамика, государственность, гражданское общество, глобализация, смыслы, идентичность, секуляризация, “реванш Бога”, диалог
Дата публикации11.05.2021
Кол-во символов33297
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 “Развитие” (понимаемое как макроисторическая и макросоциологическая категория) всегда связано с процессами самоорганизации индивидуального и коллективного опыта людей в их постоянном и непрерывном историческом взаимодействии. Причем духовные стороны этого опыта, связанные с вопросами, однозначное решение которых по существу не дано (жизнь и смерть, порождение и деградация, любовь и отторжение, власть и бессилие, предопределенность и свобода), всегда ситуативно сопряжены в истории со стремлением осмыслить, символически оформить и утвердить самые что ни есть мирские антагонизмы и притязания (территории, рынки, ресурсы, гегемония и право на прямое насилие…).
2 И в этом контексте даже многие, распространенные в нынешнем секулярном и информационно открытом мире общегуманитарные, правовые или экологические идеи волей-неволей приобретают некоторое трансцендентное (читай: религиозное) звучание. Тем более важным представляется изучение религиозной сферы как таковой и ее современных “земных” преломлений.
3 Когда обсуждается категория развития, то большинство исследователей, определяя конкретные характеристики этого самого “развития”, вынуждено обходить его характеристики базового и, стало быть, ценностного порядка: развитие чего? Развитие чего ради? Развитие куда?
4 Оно и не удивительно. В нынешнем глобальном мире человечество столкнулось с такими проблемами, с такими универсальными контекстами, цивилизационными надломами и кризисными процессами, которые, по существу, беспрецедентны. Ибо мир пронизан множеством, по сути дела, мгновенных информационных, технологических, экономических, социокультурных связей, стремительными миграциями многомиллионных людских масс. Мир предстал современному сознанию противоречивым, болезненным, но притом относительно единым организмом. Та принципиальная, но далеко не всем понятная в прошлом технико-экономическая универсализация мира, о которой писали еще в 40-е годы XIX столетия Маркс и Энгельс [1, сc. 426-431], стала ежеминутной повседневной достоверностью.
5 Поставлены под вопрос жесткие разграничительные линии ареалов, цивилизаций, культур, народов, государств, религий, идеологий. Вызовы сегодняшнего дня столь сложны, что апелляции к культурному опыту и наследиям прошлых эпох едва ли способны рассчитывать на адекватный отклик.
6 Нынешний глобальный мир, при всех его информационных, культурных и цензурных барьерах, оказывается миром, открытым для познания. Но сама структурная и содержательная сложность сегодняшнего мира – вопреки его информационной открытости – тем не менее весьма затруднительна для нашего познания. Здесь – непочатый край для разработки новых подходов социальных и гуманитарных наук. А вопрос о сквозных религиозных измерениях этих глобальных процессов при всей очевидной его актуальности представляется особо неразработанным.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 551

Оценка читателей: голосов 0

1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Изд. 2. Т. 4. Москва, Госполитиздат, 1955, сс. 419-459. [Marx K., Engels F. Manifest Kommunisticheskoi partii [Communist Manifesto]. Marx K., Engels F. Sobranie sochinenii. Izd. 2. T. 4. [Collected Works. 2nd ed. Vol. 4.] Moscow, Gospolitizdat, 1955, pp. 419-459.]

2. Левада Ю.А. Социальная природа религии. Москва, Наука, 1965. 261 с. [Levada Yu.A. Sotsial’naya priroda religii [Social Nature of Religion]. Moscow, Nauka, 1965. 261 p.]

3. Blume St.S. Toward a Political Sociology of Science. N.Y., Free Press. 1974. xii+288 p.

4. Рашковский Е.Б., Хорос В.Г. Мировые цивилизации и современность (к методологии анализа). Восток–Запад–Россия. Москва, Прогресс-Традиция, 2002, cc. 36-66. [Rashkovskii E.B., Khoros V.G. Mirovyie tsivilizatsii i sovremennost’ (k metodologii analiza) [World Civilizations and Contemporary Epoch. Methodological Analysis]. Vostok–Zapad–Rossia [East–West–Russia]. Moscow, Progress-Traditsia, 2002, pp. 36-66.]

5. Вормс Ф. Как Бергсон вводит проблему жизни во французскую философию ХХ века. Логос, 2009, № 3 (71), сс. 45-59. [Worms F. Kak Bergson vvodit problemu zhizni vo frantsuzskuyu filosofiyu XX veka [Bergson: Inserting a Problem of Life in XX Century French Philosophy]. Logos, 2009, no. 3 (71), pp. 45-59. Available at: http://www.intelros.ru/pdf/logos_03_2009/5.pdf (access 09.11.2019).

6. Семененко И.С., отв. ред. Идентичность; личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Москва, Весь мир, 2017. 992 с. [Semenenko I.S., ed. Identichnost’: lichnost’, obshchestvo, politika. Ehntsiklopedicheskoe izdanie [Identity: Personality, Society, Politics. Encyclopedic edition. Moscow, Ves’ Mir, 2017. 992 p.] Available at: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2017/2017_017.pdf (access 09.11.2019).

7. Рашковский Е.Б. Философия поэзии, поэзия философии. СПб., Алетейя, 2016. 312 с. [Rashkovskii E.B. Filosofia poezii, poezia filosofii [Philosophy of Poetry, Poetry of Philosophy]. St. Petersburg, Aletheia, 2016. 312 p.]

8. Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. Общая характеристика государства и сословного общества “Старого порядка”. Москва, ГПИБ, 2009. 463 с. [Kareyev N.I. Zapadnoevropeyskaya absolyutnaya monarkhia XVI, XVII i XVIII veka. Obshchaya kharakteristika gosudarstva i soslovnogo obshchestva “Starogo poryadka” [West European Absolute Monarchies: XVI, XVII & XVIII Centuries. General Characteristics of States and Estate Privileges’ Societies in the Period of “Ancien régime”]. Moscow, GPIB, 2009. 463 p.]

9. Kepel G. La revanche de Dieu: chrétiens, juifs et musulmans à la reconquête du monde. Paris, Le Seuil, “Points”, 1991. 282 p.

10. Hodal K. Arab World Turns its Back on Religion – and its Ire on the US. The Guardian, 24 June 2019. Available at: https://www.theguardian.com/global-development/2019/jun/24/arab-world-turns-its-back-on-religion-and-its-ire-on-the-us#:~:text=The%20Arab%20world%20is%20turning,has%20plummeted%20in%20recent%20years (access 09.11.2019).

11. Hamzawi A. An Expiry Date for Despots? A new wave of Arab uprisings suggests that the authoritarian bargain of the past may be collapsing. Carnegie Middle East Center. December 04, 2019. Available at: https://carnegie-mec.org/diwan/80455 (access 10.12.2019).

12. Waardenburg J.-J. “Leben verlieren” oder “Leben gewinnen” als Alternative in prophetischen Religionen. Leben und Tod in den Religionen. Symbol und Wirklichkeit. Hrsg. von G. Stephenson. Darmstadt, Wiss. Buchgesellschaft, 1985, SS. 36-60.

13. Огнев А. Палимпсесты Татьяны Баскаковой. Троицкий вариант, 2019. № 13 (282), сс. 7-9. [Ognev A. Palimpsesty Tatyany Baskakovoy [Tatiana Baskakova’s Palimpsests]. Troitskii Variant, 2019, no. 13 (282), pp. 7-9.] Available at: https://trv-science.ru/2019/07/palimpsesty-tatyany-baskakovoj/ (access 09.11.2019).

14. Сысоева Ю. Записки попадьи. Особенности русского духовенства. Москва, Время, 2008. 208 с. [Sysoyeva Yu. Zapiski popad’i. Osobennosti russkogo dukhovenstva [Notes of a Priest’s Wife. Some Peculiar Features of Russian Clergy]. Moscow, Vremya, 2008. 208 p.]

15. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. О духовности. Тбилиси, Мецниереба, 1991, cc. 26-41. [Mamardashvili M.K. Soznaniye i tsivilizatsia. O dukhovnosti [Conscience and Civilization. On the Matters of Spirit]. Tbilisi, Metsniereba, 1991, pp. 26-41.]

16. Mounstephen Ph., Rt. Rev. Bishop of Turo’s Independent Review for the Foreign Secretary of FCO Support for Persecuted Christians. Final Report and Recommendations. Crown Copyright. 2019. 176 p. Available at: https://togethernetwork.org.uk/uploads/shared/final-report-and-recommendations.pdf (access 18.01.2020).

17. Митрополит Волоколамский Илларион. Преследования и дискриминация христиан в современном мире: причины, масштабы и прогнозы на будущее. Церковь и время, 2011, т. LVII, № 4 (57), сс. 95-130. [Ilarion, mitr. Volokolamskii. Presledovaniya i diskriminatsia khristian v sovremennom mire: prichiny, masshtaby, prognozy na budushcheye [Ilarion, Metropolitan of Volokolamsk. Persecutions and Discrimination of Christians in the Present-Day World: Preconditions, Scale, Forecasts]. Tserkov' i vremya, 2011, vol. LVII, no. 4 (57), pp. 95-130.]

18. Грачева В. Современное рабство как эпидемия. Независимая газета, 23.07.2019. [Gracheva V. Sovremennoye rabstvo kak epidemia [Epidemic of the Present-Day Slavery]. Nezavisimaya gazeta, 23.07.2019.]

19. Zaprometova O.M. Theology of the Heart and Cognitio Dei experimentalis (Experiential Knowledge of God). Dialogue. A Journal of Theology, 2016, vol. 55, no. 4, pp. 299-307.

20. Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев и гражданское общество. Связь времен. Историко-философский альманах. Москва, Прогресс-Традиция, 2001, сс. 127-137. [Rashkovskii E.B. Vladimir Solovyev i grazhdanskoye obshchestvo [Vladimir Solovyev and Civil Society]. The Joint of Time. Historical and Philosophical Almanac, 2001, pp. 127-137.]

21. Рашковский Е. Бюрократия и интеллигенция: к пониманию внутренних противоречий современного общества. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 1, сс. 129-135. [Rashkovskii E. Byurokratiya i intelligentsiya: k ponimaniyu vnutrennikh protivorechii sovremennogo obshchestva [Bureaucracy and Intellectuals. Toward Interpretation of Basic Contradictions in Present-Day Society]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64. no 1, pp. 129-135.] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-1-129-135

22. Antes P. Economia e ricchiezze nelle tradizioni religiose. Religioni e società, 2003, no. 46, pp. 8-17.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх