Инициатива “Пояса и Пути”: промежуточные итоги и вызовы в условиях пандемии

 
Код статьиS013122270014420-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-3-42-51
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: руководитель информационно-аналитического центра
Аффилиация: Институт развития интеграционных процессов, Всероссийская академия внешней торговли
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация:
Институт развития интеграционных процессов, Всероссийская академия внешней торговли
Институт прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №3
Страницы42-51
Аннотация

Анализируется текущий статус реализации инициативы “Пояса и Пути” (ИПП), ее ключевые достижения и  вызовы, в  том числе связанные с  пандемией COVID‑19. Благодаря гибкой структуре ИПП удавалось развиваться в условиях торговой войны США и Китая и роста антикитайских настроений в мире. Пандемия подтолкнула Китай к ужесточению процедуры отбора проектов в рамках ИПП с акцентом на наиболее стратегически значимые и экономически эффективные. Для партнеров эффект может быть двояким: усиление зависимости от Китая наиболее нестабильных экономик, в то время как в отношении стран с устойчивым экономическим положением Пекин будет в большей степени готов идти на уступки.

Ключевые словаинициатива “Пояса и Пути”, ИПП, Китай, пандемия COVID‑19, прямые иностранные инвестиции, долговая ловушка, инфраструктура, внешняя торговля
Дата публикации30.03.2021
Кол-во символов20940
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2010-е годы Китай превратился в одного из крупнейших инвесторов в мире. Инициатива “Пояса и Пути” (далее ИПП), впервые озвученная китайским руководством в 2013 г., спустя 7 лет существования продолжает увеличивать свои масштабы.
2

ТЕКУЩИЙ СТАТУС РЕАЛИЗАЦИИ

3 Китай активно наращивал объемы исходящих ПИИ еще до официального провозглашения концепции ИПП (рис. 1). Фундамент экономического присутствия Китая в некоторых странах ИПП начал закладываться уже с 2000-х годов [1]. Знаковым стал 2008 г., когда объем исходящих из Китая ПИИ впервые превысил 50 млрд долл. К 2016 г. объем достиг почти 200 млрд долл. Однако с этого времени абсолютные объемы китайских ПИИ сокращались, а в 2019 г. упала и доля Китая в мировых объемах исходящих ПИИ с пика в 14.5%, достигнутого в 2018 г., до 8.9%. Вероятными причинами этого стали торговая война с США, а также трудности с реализацией ИПП.
4 Рис. 1. Объемы ПИИ из Китая и их доля в мировых потоках ПИИ в 1990–2019 гг. (левая шкала – млрд долл., правая шкала – %)
5
Пыж_рис_1

Составлено авторами по [2].

6 ИПП нацелена на решение сразу нескольких задач. С одной стороны, Пекин наращивает свое международное влияние, используя ИПП как инструмент “мягкой силы”. Китай превращается из страны с дешевой рабочей силой в страну с избытком капитала, которая наращивает собственный экспорт услуг и прямые инвестиции за рубеж, а также проводит интернационализацию своей национальной валюты. С другой стороны, он решает свои внутриэкономические проблемы, а именно: замедление темпов экономического роста, избыточные мощности в тяжелой промышленности и строительстве, необходимость в диверсификации поставок сырья и развития западных провинций [3, cc. 50-59].
7 Одна из ключевых характеристик ИПП – отсутствие жестких рамок. Это обеспечивает ей гибкость и дает преимущества в условиях резких изменений в мировой экономике и национальных экономических приоритетах КНР (как это происходило во время пандемии COVID-19 в 2020 г.). Руководство страны может быстро переформатировать ИПП под новые цели и задачи. Это хорошо видно на примере работы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который хотя и не является ключевым финансовым институтом при реализации ИПП, был создан параллельно с ИПП и имеет с ней общие задачи. Фокус работы АБИИ в 2020 г. сместился с инфраструктурных проектов на поддержку стран в борьбе с последствиями пандемии COVID-19 и инвестиции в здравоохранение. В апреле 2020 г. АБИИ создал специальный фонд размером 10 млрд долл. на борьбу с последствиями пандемии в мире. На 22 июля 2020 г. на эти цели АБИИ предоставил кредитов на сумму 5.7 млрд долл., крупнейшие получатели помощи Индия, Индонезия, Казахстан и Филиппины [4].
8 Одновременно с преимуществами отсутствие жестких рамок создает проблемы для тех, кто анализирует ход реализации ИПП: нет единого официального списка проектов в рамках ИПП, нет и списка стран, официально участвующих в ИПП. Поэтому оценки масштабов ИПП могут сильно различаться. По одним источникам в рамках ИПП реализовано или готовится к реализации 118 проектов [5], по другим 374 [6]. Что касается состава участников, то по состоянию на конец января 2020 г. Китай подписал 200 документов о сотрудничестве по ИПП с 138 странами и 30 – с международными организациями [7].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1222

Оценка читателей: голосов 0

1. Афонасьева А.В. Экономическое присутствие Китая в странах по маршруту Морского Шелкового пути XXI века. Вопросы экономики, 2018, № 7, сс. 142-148. [Afonas'eva A.V. Ekonomicheskoe prisutstvie Kitaya v stranakh po marshrutu Morskogo Shelkovogo puti XXI veka [Economic presence of China in countries along the 21st Century Maritime Silk Road]. Voprosy ekonomiki, 2018, no. 7, pp. 142-148.] DOI: 10.32609/0042-8736-2018-7-142-148

2. World Investment Report: Annex Table 02. FDI Outflows, by Region and Economy, 1990–2019. Available at: https://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20Report/Annex-Tables.aspx (accessed 30.07.2020).

3. Мозиас П.М. Проект “Один пояс, один путь” и российско-китайское экономическое сотрудничество: еще один шанс? Вопросы экономики, 2019, № 12, сс. 47-71. [Mozias P.M. Proekt “Odin poyas, odin put'” i rossiisko-kitaiskoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo: eshche odin shans? [The Belt and Road Initiative and Sino-Russian economic cooperation: Is there one more chance for us?] Voprosy ekonomiki, 2019, no. 12, pp. 47-71]. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-12-47-71

4. Asian Infrastructure Investment Bank: Our Projects. Available at: https://www.aiib.org/en/projects/list/index.html?status=Approved (accessed 22.07.2020).

5. BRI Projects. Available at: https://www.beltroad-initiative.com/projects/ (accessed 30.07.2020).

6. Belt and Road (2020). Available at: https://reconnectingasia.csis.org/database/initiatives/one-belt-one-road/fb5c5a09-2dba-48b9-9c2d-4434511893c8/ (accessed 30.07.2020).

7. 已同中国签订共建“一带一路”合作文件的国家一览 12.04.2020. [List of countries that have signed cooperation documents with China to jointly build the “Belt and Road” 12.04.2020. (In Chin.)] Available at: https://www.yidaiyilu.gov.cn/gbjg/gbgk/77073.htm (accessed 30.07.2020).

8. Экономика “Одного пояса, одного пути”: возможности и риски транспортных коридоров. Всемирный банк. 2020. 167 с. [Belt and Road economics: opportunities and risks of transport corridors. World Bank. 2020. 167 p. (In Russ.)] Available at: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/31878/211392RU.pdf?sequence=12&isAllowed=y (accessed 30.07.2020).

9. 2019年我对“一带一路”沿线国家投资合作情况 01.01.2020. [China's investment cooperation with countries along the “Belt and Road” in 2019. 01.01.2020. (In Chin.)] Available at: http://www.mofcom.gov.cn/article/tongjiziliao/dgzz/202001/20200102932445.shtml (accessed 30.07.2020).

10. Китай построит в Нигерии железную дорогу за 12 млрд долларов. ТАСС, 20.11.2014. [China to build $ 12 billion railroad in Nigeria. TASS, 20.11.2014. (In Russ.)] Available at: https://tass.ru/transport/1584744 (accessed 30.07.2020).

11. РЖД могут принять участие в инфраструктурных проектах в Нигерии. ТАСС, 23.10.2019. [Russian Railways may take part in infrastructure projects in Nigeria. TASS, 23.10.2019. (In Russ.)] Available at: https://tass.ru/ekonomika/7035321 (accessed 30.07.2020).

12. Shepard W. Inside the Belt and Road’s Premier White Elephant: Melaka Gateway (2020). Available at: https://www.forbes.com/sites/wadeshepard/2020/01/31/inside-the-belt-and-roads-premier-white-elephant-melaka-gateway/#2039bdca266e (accessed 30.07.2020).

13. Hassan H. Malaysia Gives Green Light for Construction to Resume on East Coast Rail Link. The Straits Times, 28.04.2020. Available at: https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/malaysia-gives-green-light-for-construction-to-resume-on-east-coast-rail-link (accessed 30.07.2020).

14. Qadir S. CPEC: another Marshall Plan? This Is a Mere Indication of Gwadar’s Significance for China and CPEC. Tribune, 25.01.2017. Available at: https://tribune.com.pk/story/1306921/cpec-another-marshall-plan (accessed 30.07.2020).

15. Khan M.Z. Pakistan Gets $1bn Chinese Market Access for Rice, Sugar, Yarn. Dawn, 22.03.2019. Available at: https://www.dawn.com/news/1471165/pakistan-gets-1bn-chinese-market-access-for-rice-sugar-yarn (accessed 30.07.2020).

16. Sajid I. 2nd Phase of China-Pakistan Free Trade Deal in Effect (2019). Available at: https://www.aa.com.tr/en/asia-pacific/2nd-phase-of-china-pakistan-free-trade-deal-in-effect/1661413 (accessed 30.07.2020).

17. Mangi F. Pakistan Owes China more Money than It Owes the IMF. Bloomberg, 03.10.2019. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-10-03/pakistan-owes-china-more-money-than-it-does-imf-as-loans-mature (accessed 30.07.2020).

18. Mangi F. Belt and Road Re-Emerges in Pakistan with Flurry of China Deals. Bloomberg, 15.07.2020. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-07-15/belt-and-road-re-emerges-in-pakistan-with-flurry-of-china-deals (accessed 30.07.2020).

19. Гущин Е.С. Станет ли “Пояс и путь” новым “Планом Маршалла”? [Gushchin E.S. Stanet li “Poyas i put'” novym “Planom Marshalla”? [Will Belt and Road become a new Marshall Plan?]] Available at: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/poyas-put-marshall/ (accessed 30.07.2020).

20. Hurley J., Morris S., Portelance G. Examining the Debt Implications of the Belt and Road Initiative from a Policy Perspective. Washington, Center for Global Development, 2018. 39 p. Available at: https://www.cgdev.org/sites/default/files/examining-debt-implications-belt-and-road-initiative-policy-perspective.pdf (accessed 30.07.2020).

21. Google Scholar. Available at: https://scholar.google.com/ (accessed 30.07.2020).

22. Sri Lanka’s Debt Problem Isn’t Made in China. 28.02.2019. Available at: https://www.eastasiaforum.org/2019/02/28/sri-lankas-debt-problem-isnt-made-in-china/ (accessed 30.07.2020).

23. Мониторинг актуальных событий в области международной торговли № 44. ВАВТ, 2020. 13 с. [Monitoring of current events in international trade no. 44. RFTA, 2020. 13 p. (In Russ.)] Available at: https://www.vavt-imef.ru/wp-content/uploads/2020/02/Monitoring_44.pdf (accessed 30.07.2020).

24. Gentile E., Li G., Mariasingham M.J. Assessing the Impact of the United States – People’s Republic of China Trade Dispute Using a Multiregional Computable General Equilibrium Model. ADB Economics Working Paper Series, no. 620, September 2020. 54 p. Available at: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/640651/ewp-620-impact-us-prc-trade-dispute.pdf (accessed 25.10.2020).

25. Рогожина Н., Рогожин А. Экономическое присутствие Китая в Юго-Восточной Азии – условие проведения политики “мягкой силы”. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 4, сс. 40-49. [Rogozhina N., Rogozhin A. Ekonomicheskoe prisutstvie Kitaya v Yugo-Vostochnoi Azii – uslovie provedeniya politiki “myagkoi sily” [Economic presence of China in Southeastern Asia as a condition for promoting “soft power” policy]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 4, pp. 40-49.] DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-4-40-49

26. Rajah R. Mobilizing the Indo-Pacific Infrastructure Response to China’s Belt and Road Initiative in Southeast Asia. April 2020. 15 p. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2020/04/FP_20200429_mobilize_compete_rajah.pdf (accessed 30.07.2020).

27. Kodachi H. Japan, US and Australia Begin Own “Belt and Road” in South Pacific. Nikkei Asia, 25.06.2019. Available at: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Japan-US-and-Australia-begin-own-Belt-and-Road-in-South-Pacific (accessed 30.07.2020).

28. A Crisis Like no Other, an Uncertain Recovery. IMF, June 2020. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/06/24/WEOUpdateJune2020 (accessed 30.07.2020).

29. Belt & Road Projects Can’t Be Written off. Belt & Road News, 28.06.2020. Availbale at: https://www.beltandroad.news/2020/06/28/belt-and-road-projects-cant-be-written-off/ (accessed 30.07.2020).

30. Joint Statement of the High-level Video Conference on Belt and Road International Cooperation: Combating COVID-19 with Solidarity. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1790079.shtml (accessed 30.07.2020).

31. Completion of $1.5bn Nigeria Project Delays due to Covid-19 Outbreak. Railway Technology, 09.03.2020. Available at: https://www.railway-technology.com/news/completion-of-1-5bn-nigeria-project-delays-due-to-covid-19-outbreak/ (accessed 30.07.2020).

32. China-Thailand Railway Agreement Likely Be Signed in October: Thai Transport Minister. Xinhua, 25.05.2020. Available at: http://www.xinhuanet.com/english/2020-05/25/c_139087013.htm (accessed 30.07.2020).

33. Qianliang Y., Sinaga D.A. Feature: High-speed Railway Project in Indonesia on Track despite COVID-19 Pandemic. Xinhua, 02.07.2020. Available at: http://www.xinhuanet.com/english/2020-07/02/c_139184070.htm (accessed 30.07.2020).

34. Yukun L. China-Laos Railway Progresses despite COVID-19 Challenges. 07.07.2020. Available at: http://english.www.gov.cn/news/internationalexchanges/202007/07/content_WS5f03c7e5c6d05a0f89706c82.html (accessed 30.07.2020).

35. The World Bank: Central Government Debt, Total (% of GDP). Available at: https://data.worldbank.org/indicator/GC.DOD.TOTL.GD.ZS (accessed 27.07.2020).

36. Kynge J., Yu S. China Faces Wave of Calls for Debt Relief on “Belt and Road” Projects. Financial Times, 30.04.2020. Available at: https://www.ft.com/content/5a3192be-27c6-4fe7-87e7-78d4158bd39b (accessed 30.07.2020).

37. Kiani Kh. Pakistan Urges China to Soften Terms for Power Deals. Dawn, 16.04.2020. Available at: https://www.dawn.com/news/1549299 (accessed 30.07.2020).

38. Sipalan J. China, Malaysia Restart Massive “Belt and Road” Project after Hiccups. Reuters, 25.07.2019. Available at: https://www.reuters.com/article/us-china-silkroad-malaysia/china-malaysia-restart-massive-belt-and-road-project-after-hiccups-idUSKCN1UK0DG (accessed 30.07.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх