Узбекистан и Казахстан: особенности транзита власти

 
Код статьиS013122270013806-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-2-89-99
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им.Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №2
Страницы89-99
Аннотация

Транзит власти для любого государства является важным и достаточно сложным этапом развития политических процессов. В  государствах с  неустоявшимися политическими институтами и  короткой историей независимости смена главы государства – еще более серьезный вызов для стабильности. В 2016 и 2019 гг. в двух крупнейших республиках Центральной Азии, в Узбекистане и Казахстане соответственно, были запущены процедуры транзита власти впервые в истории их независимости. Сценарии их осуществления существенно отличались, несмотря на общую схожесть стран по структуре власти, политической культуре и этапу политического развития. Одной из причин различий стала разница в модели первоначального накопления капитала после распада СССР. Отдельно каждый из проведенных транзитов власти на постсоветском пространстве становился объектом исследований, но в первую очередь с точки зрения развития политических систем. В качестве методологической основы исследования использовался системный сравнительный анализ прецедентов реализации сценариев транзита власти с учетом политэкономических аспектов проведенной в странах приватизации государственной собственности и формирования класса собственников.

Ключевые словаполитические институты, транзит власти, преемничество власти, Узбекистан, Казахстан, постсоветское пространство, Центральная Азия
Получено08.02.2021
Дата публикации09.02.2021
Кол-во символов41687
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Транзит или воспроизводство власти (передача от одного руководителя или группы руководителей к другому/другим) для любого государства является очень важным этапом исторического и политического развития, поскольку рассматривается как наиболее уязвимое звено во всем комплексе отношений власти и общества, подверженным многим внешним и внутренним рискам. Даже в стабильном государстве с устоявшейся политической системой, оформившимися и многократно проверенными политическими и юридическими институтами переход власти от одного главы (или партии) к другому сопряжен с серьезными вызовами и рисками для стабильности и эффективности работы государственного аппарата. Несмотря на преемственность субъектов власти, такой переход подразумевает смену носителя власти и как следствие – изменение всего комплекса взаимоотношений как внутриэлитных, так и по линии власти и общества.
2 Для государств со слабыми политическими, социальными и юридическими институтами транзит власти представляет собой еще более серьезный вызов. При отсутствии институтов или их незрелости стабильность государства и способность государственного аппарата отвечать внутренним и внешним вызовам в еще большей степени зависят от носителя власти (носителем может быть правящая партия или группа интересов) и его способности управлять государством. При этом смена носителя представляет собой серьезную проблему, так как отсутствуют институты, традиции, механизмы, которые бы обеспечивали порядок передачи власти от одного носителя власти другому, стабилизировали и подстраховывали юридически и политически кадровую смену.
3 В данном случае бывшие республики СССР в Центральной Азии и на Южном Кавказе представляют собой важный объект для исследования механизмов формирования государственных институтов фактически с нуля. Сравнительный анализ развития политических процессов дает прекрасный эмпирический материал для оценки взаимосвязей между культурными, географическими, этническими особенностями государства и характером развития в нем политических институтов. Дело в том, что большинству постсоветских государств свойственны общие черты общественного и социального развития, которые во многом дают основания для научного и экспертного сравнения особенностей осуществления транзита в них. Эти черты могут быть разделены на пять категорий.
4 Первая: начало и длительность временного этапа самостоятельного развития. Все страны постсоветского пространства одновременно начали свое самостоятельное существование как суверенные субъекты на международной арене, получив независимость с распадом СССР в 1991 г.
5 Вторая: схожие проблемы при формировании новой политической системы. Все страны постсоветского пространства проходили трансформацию от закрытой политической системы с доминированием коммунистической партии и идеологии к более открытой, демократической политической системе с реальным вовлечением общества для формирования новых институтов и принятия решений, по крайней мере, на первом этапе.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 2063

Оценка читателей: голосов 0

1. Нурсултан Назарбаев. Официальный сайт первого президента РК-Елбасы Нурсултана Назарбаева. [Official website of the first President of Kazakhstan-Elbasy Nursultan Nazarbayev (In Russ.)] Available at: https://elbasy.kz/ru/zrelye-gody (accessed 20.05.2020).

2. Биография Ислама Каримова. Научно-просветительский центр Ислама Каримова. [Biography of Islam Karimov. Islam Karimov scientific and educational center (In Russ.)] Available at: http://islomkarimov.uz/ru/page/tarjimai-hol (accessed 20.05.2020).

3. Карсаков И. Особености трансформации политической системы Казахстана в конце 80-х – середине 90-х. Центральная Азия и Кавказ, 1998, № 14. [Karsakov I. Osobenosti transformatsii politicheskoi sistemy Kazakhstanа v kontse 80-kh – seredine 90-kh [Peculiarities of Transformation of the Political System of Kazakhstan in the Late 80's-mid 90's]. Central Asia and the Caucasus, 1998, no. 14.] Available at: https://ca-c.org/journal/14-1998/st_10_karsakov.shtml (accessed 20.05.2020).

4. Игбаев Р.Б. Этапы и особенности становления института президентской власти в Республике Казахстан. Вестник Башкирского государственного университета, 2009, № 3, сс. 93-99. [Igbaev R.B. Etapy i osobennosti stanovleniya instituta prezidentskoi vlasti v Respublike Kazakhstan [Stages and Features of Formation of the Presidential Power Institution in the Republic of Kazakhstan]. Bulletin of the Bashkir state University, 2009, no. 3, pp. 93-99.]

5. Борисов Н. Трансформация политического режима в Узбекистане: этапы и итоги. Центральная Азия и Кавказ, 2005, № 6, сс. 25-35. [Borisov N. Transformatsiya politicheskogo rezhima v Uzbekistane: etapy i itogi [Transformation of the Political Regime in Uzbekistan: Stages and Results]. Central Asia and the Caucasus, 2005, no. 6, pp. 25-35.]

6. Абашин С. Исламская оппозиция в Ферганской долине: локальные конфликты и глобальные угрозы. Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Голунов С., ред. Волгоград, Издательство Волгоградского государственного университета, 2003, сс. 281-295. [Abashin S. Islamskaya Oppozitsiya v Ferganskoi oline: lokal'nye konflikty i global'nye ugrozy [Islamic Opposition in the Ferghana Valley: Local Conflicts and Global Threats]. Rossiya i Vostok: problemy vzaimodeistviya [Russia and the East: Problems of Interaction]. Golunov S., ed. Volgograd, Izdatel'stvo Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, 2003, pp. 281-295.]

7. Зарецкая С.Л. Приватизация в Казахстане: основные направления и итоги. Приватизация в России и других странах СНГ: Сб. обзоров. Виноградов В.А., отв. ред. Москва, ИНИОН РАН, 2003, сс. 149-189 [Zaretskaya S.L. Privatizatsiya v Kazakhstane: osnovnye napravleniya i itogi [Privatization in Kazakhstan: Main Directions and Results]. Privatizatsiya v Rossii i drugikh stranakh SNG: Sb. Obzorov [Privatisation in Russia and other CIS countries: Sat. of reviews]. Vinogradov V.A., ed. Moscow, INION RAS, 2003, pp. 149-189.]

8. Хлюпин В. Современный Казахстан: Издержки обретения независимости. СНГ. Ежегодник. 2001. [Khlyupin V. Sovremennyi Kazakhstan: Izderzhki obreteniya nezavisimosti [Modern Kazakhstan: The cost of independence]. CIS. Yearbook. 2001.] Available at: https://www.neweurasia.info/archive/2001/top5/04_12_127.htm (accessed 25.05.2020).

9. Черноморова Т.В. Узбекистан: свой путь приватизации. Приватизация в России и других странах СНГ: Сб. обзоров. Виноградов В.А., ред. Москва, ИНИОН РАН, 2003, сс. 189-211 [Chernomorova T.V. Uzbekistan: svoi put' privatizatsii [Uzbekistan: Its Own Way of Privatization]. Privatizatsiya v Rossii i drugikh stranakh SNG: Sb. Obzorov [Privatization in Russia and other CIS Countries: Sat. reviews]. Vinogradov V.A., ed. Moscow, INION RAS, 2003, pp. 189-211.]

10. Кахаров Д. Приватизация в Узбекистане: сравнение с переходными экономиками стран Центральной и Восточной Европы. Центральная Азия и Кавказ, 2003, № 5, сс. 214-220. [Kakharov J. Privatizatsiya v Uzbekistane: sravnenie s perekhodnymi ekonomikami stran Tsentral'noi i Vostochnoi Evropy [Privatization in Uzbekistan: Comparison with Transition Economies in Central and Eastern Europe]. Central Asia and the Caucasus, 2003, no. 5, pp. 214-220.]

11. Притчин С.А. Династическая модель транзита власти в государствах с формирующимися политическими институтами на примере стран постсоветского пространства. Журнал политических исследований, 2020, № 4, сс. 106-115. [Pritchin S.A. Dinasticheskaya model' tranzita vlasti v gosudarstvakh s formiruyushchimisya politicheskimi institutami na primere stran postsovetskogo prostranstva. [Dynastic model of power transit in states with emerging political institutions on the example of post-soviet countries]. Journal of political research, 2020, vol. 4, no. 2, pp. 106-115.] DOI: 10.12737/2587-6295-2020-106-115

12. Конституция республики Узбекистан. [The Constitution of the Republic of Uzbekistan (In Russ.)] Available at http://constitution.uz/ru/clause/index#section23 (accessed 15.04.2020).

13. Об итогах выборов президента Республики Узбекистан, проведенных 4 декабря 2016 года. [On the results of the presidential elections of the Republic of Uzbekistan held on December 4, 2016 (In Russ.)] Available at: http://elections.uz/ru/lists/view/409 (accessed 28.04.2020). 14.Pritchin S. Uzbekistan’s New President Steps Towards Ambitious Reforms with Security Chief Sacking. Chatham House, 18.02.2018. Available at: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/uzbekistan-s-new-president-steps-towards-ambitious-reform-security-chief-sacking (accessed 05.06.2020).

14. Pritchin S. Uzbekistan’s New President Steps Towards Ambitious Reforms with Security Chief Sacking. Chatham House, 18.02.2018. Available at: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/uzbekistan-s-new-president-steps-towards-ambitious-reform-security-chief-sacking (accessed 05.06.2020).

15. Притчин C. Уходит советская эпоха. Но уходит ли президент? Республика, 20.03.2019. [Pritchin S. Ukhodit sovetskaya epokha. No ukhodit li prezident? [The Soviet Era Is Leaving. But Is the President Leaving?] Republic, 20.03.2019.] Available at: https://republic.ru/posts/93334 (accessed 28.04.2020).

16. Демченко Н. Токаев победил на выборах президента Казахстана. РБК, 10.06.2019. [Demchenko N. Tokaev pobedil na vyborakh prezidenta Kazakhstana [Tokayev Won the Election of the President of Kazakhstan]. RBC, 10.06.2019.] Available at: https://www.rbc.ru/politics/10/06/2019/5cfe84f39a79478973707faf (accessed 27.05.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх