Формула безопасности Северной Европы

 
Код статьиS013122270013716-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-1-82-89
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №1
Страницы82-89
Аннотация

В статье проанализированы опасные изменения, произошедшие после 2014 г., повлекшие за собой существенный пересмотр национальных политик пяти северных стран в сфере безопасности и обороны. Зафиксировано не только укрепление трансатлантических связей северных стран – членов НАТО (Дании, Норвегии, Исландии), но усиление практической кооперации со структурами альянса формально неприсоединившихся (Швеции и Финляндии). Северное оборонное сотрудничество (в рамках NORDEFCO) стало также приобретать проантлантическую тональность на фоне сохранения ограниченного значения Евросоюза в военно-политической сфере.

Ключевые словасеверные страны, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия, Россия, страны Балтии, НАТО, ЕС, NORDEFCO
Получено04.02.2021
Дата публикации08.02.2021
Кол-во символов29132
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Череда драматических геостратегических событий после 2014 г., особенно деятельность России и последующие акции "коллективного Запада" (переход Крыма в РФ, война на Донбассе, санкции против Москвы из-за якобы вмешательства в президентские выборы в США в 2016 г., "дело Скрипалей" в Британии, "отравление" блогера А. Навального, кризис в Белоруссии после президентских выборов в августе 2020 г. и т.д.) с большой тревогой были восприняты в странах Северной Европы. Эти тревожные международные события подтолкнули к переосмыслению внешней и оборонной политики государств Северного субрегиона. Ощущение возрождения "российской угрозы" после 2014 г., их непосредственная географическая близость к РФ активировали, помимо прочего, более тесное военно-политическое сотрудничество в субрегионе (например, деятельность специального органа в сфере безопасности и обороны – NORDEFCO). Трансформации, корректировки, модификации международного курса северных соседей имеют, безусловно, существенное значение для России, особенно определение новых параметров их политики обороны и безопасности. Займет ли НАТО все пространство безопасности на Севере зарубежной Европы? Приобретет ли Евросоюз в субрегионе какие-либо новые, дополнительные рычаги влияния в военно-политической области? Станут ли субрегиональные оборонные структуры неким дополнением западных союзов или превратятся в автономные органы с самостоятельным профилем?
2

СЕВЕР В БУРНОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ

3 Российские северные соседи восприняли указанные международные события как вызов всей прежней геостратегической ситуации на континенте (прецедент Косово здесь рассматривают в категориях "особого случая"). Впервые соседняя восточная держава, которая непосредственно граничит с Финляндией и Норвегией, вступила на "путь ревизионизма", присоединила, как здесь считают, часть другого, соседнего государства с использованием силовых методов. Помимо подрыва международно-правовых оснований в северных странах были крайне обеспокоены возможностью повторения крымского или донбасского сценариев (что бы под этим не понимать) в новых независимых государствах (ННГ) Балтии – Эстонии, Латвии и Литве. Об этих настроениях многократно декларировали официальные лица прибалтийских государств, в которых не мало серьезных проблем: в Латвии, Эстонии от 1/4 до 1/3 неграждан – русских и русскоязычных с особым ограниченным статусом; массовая эмиграция из-за экономических неурядиц; сохраняющаяся социально-культурная двуобщинность; ограничения права меньшинств обучать своих детей на родном языке и т.д. Хотя руководство Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и Исландия постоянно декларируют, что они стремятся к сохранению прагматичных добрососедских отношений с Россией, им все же пришлось в рамках западных союзов (НАТО, ЕС) пойти на поддержку властей в Киеве, осуждение "силовых действий" Москвы, присоединиться к санкционной политике Запада и т.д. Иная их реакция сигнализировала бы, считает руководство в северных столицах, молчаливое признание, гипотетическую возможность применения подобных методов "гибридной войны" в Прибалтике [1, pp. 3-4].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 889

Оценка читателей: голосов 0

1. Brommesson D. Non-allied states in a changing Europe: Sweden and its bilateral relationship with Finland in a new security context. Oslo, NUPI. Policy in Brief, 2016, no. 31, pp. 1-4. Available at: http://www.nupi.no/en/Publications/CRIStin-Pub/Non-allied-states-in-a-changing-Europe-Sweden-and-its-bilateral-relationship-with-Finland-in-a-new-security-context (accessed 14.10.2018).

2. Petersson M. Swedish Security Policy after the Ukraine crisis. The Macdonald-Laurier Institute, Canada's, Ottawa, March 26, 2018. Available at: https://www.macdonaldlaurier.ca/swedish-security-policy-ukraine-crisis-magnus-petersson-inside-policy/ (accessed 28.03.2018).

3. Simonyi А., Cagan D., eds. Nordic Ways. Center for Transatlantic Relations, Washington, 2016. 340 p.

4. Lindvall F., Winnerstig M. Väpnad solidaritet – USA:s militära närvaro i Europa fram till 2020. Stockholm, 2017, FOI-R–4428. Available at: https://www.foi.se/nyheter-och-press/nyheter/2017-05-17-vapnad-solidaritet---usas-styrkor-i-europa.html (accessed 01.03.2018).

5. Traavik K. Samhandling for sikkerhet – En ny sikkerhetslov for en ny tid. Den norske Atlanterhavskomite, Oslo. 2017, no. 1. 20 s. Available at: https://www.atlanterhavskomiteen.no/files/dnak/Documents/Publikasjoner/2017/Sikkerhetspolitisk%20bibliotek/SPB%20nr.%201-2017.pdf (accessed 10.10.2019).

6. Fägersten B., von Sydow G., eds. Perspectives on the Future of the EU. Stockholm, April 2019. 123 p. Available at: https://sieps.se/GLOBALASSETS/PUBLIKATIONER/2019/ANTOLOGI-WEB.PDF (accessed 20.11.2019).

7. Килин Ю.М. Нейтральные государства на распутье: проблема вступления в НАТО Финляндии и Швеции. Современная Европа, 2017, № 2 (74), сс. 65-76. [Kilin Yu.M. Neitral'nye gosudarstva na rasput'e: problema vstupleniya v NATO Finlyandii i Shvetsii [Neutral states at a crossroads: the problem of joining to NATO Finland and Sweden]. Contemporary Europe, 2017, no. 2 (74), pp. 65-76.] DOI:http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220176576

8. Воронов К. Северный нейтрализм в XXI веке: исторический финал или новая трансформация? Современная Европа, 2018, № 1 (80), сс. 80-89. [Voronov K. Severnyi neitralizm v XXI veke: istoricheskii final ili novaya transformatsiya? [Nordic neutralism: Historical Finale or a Transformation?]. Contemporary Europe, no.1 (80), pp. 80-89.] DOI:http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120188089

9. Dalsjö R. Trapped in the Twilight Zone? Sweden between neutrality and NATO. Helsinki, FIIA Working Paper 94, April 2017. 33 p. Available at: https://ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/center-for-securities-studies/resources/docs/FIIA-Trapped%20in%20the%20Twilight%20Zone.pdf (accessed 10.10.2017).

10. Воронов К. Швеция–НАТО: конспиративная уния под лейблом нейтралитета. Мировая экономика и международные отношения, 2013, № 5, сс. 110-120. [Voronov K. Shvetsiya–NATO: konspirativnaya uniya pod leiblom neitraliteta [Sweden-NATO: conspiracy unite under the label of neutrality]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2013, no. 5, pp. 110-120.]

11. Fisher K., Mouritzen H., eds. Danish Foreign Policy Yearbook. Copenhagen, DIIS, 2017. 192 p. Available at: https://www.diis.dk/en/research/danish-foreign-policy-yearbook-2017 (accessed 10.10.2018).

12. Larsen J. A Small State Addressing Big Problems. Perspectives on recent Danish foreign and security strategy. DIIS Report, Kobenhavn, 2020. 44 p. Available at: https://www.diis.dk/node/23836 (accessed 10.09.2020).

13. Ringsmose J., Rynning S. NATO og Rusland mellem strategisk konfrontation og stabilitet. Danmarks myligheder for at fremme kontinental dialog. DIIS, Copenhagen, 2019. 48 s.

14. Hermann R. Die Nato will den “Flugzeugträger Island” wieder mehr nutzen. Neue Zürcher Zeitung, 13.02.2018. Available at: https://www.nzz.ch/international/die-nato-will-den-flugzeugtraeger-island-wieder-mehr-nutzen-ld.1356585?reduced=true (accessed 20.10.2019).

15. Svendsen Ø., Weltzien Å. Norwegians adapting to a changing world. NUPI Report, nr. 9, 2020, Oslo. 24 p. Available at: https://www.nupi.no/nupi_eng/Publications/CRIStin-Pub/Norwegians-adapting-to-a-changing-world (accessed 01.09.2020).

16. Holmström M. Den dolda alliansen. Sveriges hemliga NATO-förbindelser. Atlantis, Stockholm, 2011. 659 s.

17. Pyykönen J. Nordic Partners of NATO. How similar are Finland and Sweden within NATO co-operation? The Finnish Institute of International Affairs, Helsinki. 140 p. Available at: https://www.fiia.fi/wp-content/uploads/2017/04/report48_finland_sweden_nato.pdf (accessed 11.10.2017).

18. Olsson P. och Nordlund P. Effektiv materielförsörjning. Nordiska länders strategi, organisation och försvarsindustri. Stockholm, 2017, FOI-R–4452. 40 s. Available at: https://www.foi.se/rest-api/report/FOI-R--4452--SE (accessed 08.03.2018).

19. Mouritzen H. Between Putin and Trump: from divergence to convergence of Nordic security policies. DIIS, Copenhagen, 2019, 30 p. Available at: https://www.diis.dk/publikationer/putin-trump-norden-faar-mere-nordisk-sammenhold (accessed 10.10.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх