Visegrad Four and Development of European Integration

 
PIIS013122270013285-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-12-87-95
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: 23, Profsoyuznaya str., Moscow, Russia, 117997
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 64 Issue 12
Pages87-95
Abstract

This article is devoted to the study of the position of the Visegrad countries (Hungary, Poland, Czech Republic and Slovakia) on the further development of European integration. Particular attention is paid to such important EU projects as the Defense Union, the Energy Union and the European Green Deal. The article also analyzes the stand of the Visegrad states on migration issues, institutional problems of European integration, energy security. Prestige and status remain important factors for the foreign and European policy of the Visegrad countries. For this reason, the latter are supporters of an intergovernmental and confederal approach to European integration, preservation of national competencies. In the vision of the further development of European integration, the positions of the mainstream and V4 have come closer. The Visegrad states do not want to leave the EU and are not ready to go to a tough confrontation with Brussels. The V4 countries that are not part of the Eurozone are planning to join it. They also support the main and most ambitious projects of European integration mentioned above, although they have their own special priorities in these projects. Visegrad is a sub-region with its own characteristics in the perception of European integration. These characteristics consist in conservatism, pragmatism, agrarianism, an anti-migrant mood. In this, some neighboring countries are similar to the Visegrad Four – Austria, Slovenia, Croatia, Lithuania, Latvia. This circumstance suggests that in the future it will be possible to speak about the informal group “V4 +”.

KeywordsVisegrad Group, Hungary, Poland, Czech Republic, Slovakia, European Union, European integration, Defense Union, Energy Union, European Green Deal
AcknowledgmentThe article has been supported by a grant of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR). Project no. 19-010-00107 “The Limits of Independence of the Visegrad Group in the EU: Choice of National Strategies, Response to European Challenges, Development of Ties with the Russian Federation” (IMEMO RAN).
Received29.12.2020
Publication date29.12.2020
Number of characters36191
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Вишеградские страны (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия)1, в отличие от других государств, вступивших в Европейский союз в 2004 г. и позднее, вошли в ЕС не для того, чтобы лишь соответствовать ожиданиям старых членов и следовать в фарватере их европейской политики, а для того, чтобы сформировать собственный центр силы в Евросоюзе. Еще в 2005 г. немецкий историк Карл Шлегель в своей работе под названием “Центр – на Востоке” [1] писал: “Центральная Европа – это не фикция, а факт, исторически связанный регион”. Вишеградская группа имела целью отстаивание политической независимости своих государств-участниц. До 2004 г. эти страны были объединены стремлением поддерживать друг друга в процессе интеграции в евро-атлантические структуры, а после вступления в ЕС – совместно отстаивают общие интересы группы внутри Евросоюза. 1. В Вишеградскую группу стран (Вишеградскую “четверку”, В4) входят Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. Название группа получила по месту ее первого саммита ( >>>> >>>> .) – венгерскому городку Вишеград.
2

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЕС И БРЕКЗИТ

3 Вишеградские страны принято считать мягкими евроскептиками, сторонниками конфедеративного и межправительственного подхода, который заключается в отказе от усиления роли Европейского парламента (ЕП) и Еврокомиссии, нацеленности на увеличение значения Европейского Совета и Совета ЕС. Страны группы выступают за усиление роли национальных парламентов и правительств. При этом они стремятся к тому, чтобы решения в Евросоюзе принимались единогласно, а не большинством голосов, поскольку это позволит лучше учитывать позицию вишеградских стран, не обходить ее стороной при принятии решений на уровне ЕС. Вишеградская “четверка” заявила, что сформулирует общую позицию и подготовит общие предложения по реформе Евросоюза.
4 Неоднозначное отношение страны “четверки” демонстрируют к концепции “Европы двух скоростей”. Часть исследователей утверждала, что они выступают против такого подхода [2]. Однако именно он представляется сейчас единственно возможным методом развития европейской интеграции, которая, по сути, представляет собой интеграцию проектов в отдельных сферах (например, Оборонный или Энергетический союзы ЕС). В этих условиях именно двухскоростная Европа предлагает возможность странам самим, исходя из своих интересов, принимать решение, в каком объеме и в каком темпе они участвуют в реализации интеграционных проектов.
5 Часто исследователи обращают внимание на возрастающую дистанцию по вопросу отношения к интеграции внутри Вишеградской группы между Чехией и Словакией, с одной стороны, и Польшей и Венгрией, с другой [3, с. 81]. Прага и Братислава не находятся в состоянии жесткого противостояния с Брюсселем, как Варшава и Будапешт. Чешский и словацкий евроскептицизм представляется слабее, а уровень поддержки Брюсселя – выше. Такой разрыв внутри В4 проявляется, в частности, в интересе Праги и Братиславы к деятельности образованной в 2018 г. “Новой Ганзейской лиги” – группы из восьми стран – членов ЕС, выступающих за усиление финансово-экономической интеграции в Евросоюзе и создание Банковского союза ЕС. В ноябре 2018 г. Чехия и Словакия совместно с “Новой Ганзейской лигой” подписали призыв к усилению Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ).

Number of purchasers: 0, views: 1078

Readers community rating: votes 0

1. Schlögel K. Die Mitte liegt ostwärts: Europa im Übergang. München, Wien, Hanser Verlag, 2002. 252 s.

2. Safonova E.A. Vishegradskie strany v Evropejskom Soyuze. Voprosy istorii, arkheologii, politicheskikh nauk i regionovedeniya, 2019, t. 1, № 14, cc. 181-185. [Safonova E.A. Vishegradskie strany v Evropeiskom Soyuze [Vishegrad States in the European Union]. Voprosy istorii, arkheologii, politicheskikh nauk i regionovedeniya, 2019, vol. 1, no. 14, pp. 181-185.]

3. Shishelina L.N., otv. red. Vishegradskaya chetverka v Evropejskom Soyuze: dilemmy konvergentsii. Moskva, IE RAN, 2017. 140 s. [Shishelina L.N., otv. red. Vishegradskaya chetverka v Evropeiskom Soyuze: dilemmy konvergentsii [Vishegrad Four in the European Union: Convergence Dilemmas]. Moscow, IE RAS, 2017. 140 p.]

4. Göllner R.T. The Visegrad Group – A Rising Star Post-Brexit? Changing Distribution of Power in the European Council. Open Political Science, 2017, no. 1, pp. 1-6.

5. Jakóbik W. The Energy Union is Still Attractive for Poland. Observator Finansowy, 22.01.2018. Available at: https://www.obserwatorfinansowy.pl/in-english/business/the-energy-union-is-still-attractive-for-poland/ (accessed 16.08.2020).

6. Mydlo T. Ansprache zur Tagung “25 Jahre. Ungarn und seine Nachbarn. 1989–2014” Regensburg, 13 November 2014. Küpper H., Lengyel Z.K., Scheuringer H., hrsg. Ungarn 1989–2014. Eine Bilanz nach 25 Jahren. Regensburg, Friedrich Pustet, 2015, ss. 19-23.

Система Orphus

Loading...
Up