Системы оплаты труда в госсекторе стран ОЭСР

 
Код статьиS013122270013281-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-12-54-62
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
НИФИ
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: НИФИ
Адрес: РФ, 127006 Москва, Настасьинский пер., 3, корп. 2
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №12
Страницы54-62
Аннотация

Тема статьи – развитие систем оплаты труда работников государственного сектора в странах ОЭСР. Авторы рассматривают реформы во всех их элементах – базовой и переменной частях оплаты, тарифной сетке, классификации работ (должностей). Показано, как переход от традиционной единой тарифной сетки базовой оплаты труда к грейдовой шкале связан с заменой карьерной модели управления персоналом на позиционную модель, при которой ключевая роль отводится не стажу работы в организации, а квалификации работника и результатам его работы. Дальнейшее реформирование оплаты труда в организациях государственного сектора сводится к развитию оплаты по компетенциям и усилению роли грейдинга.

Ключевые словабазовая и переменная оплата труда, тарифная сетка, грейд, классификация работ, оплата по результатам, компетенции
Получено29.12.2020
Дата публикации29.12.2020
Кол-во символов29651
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В странах ОЭСР государственный сектор (general government)1 продолжает оставаться весьма значительным: в 2019 г. в нем работало 17.7% общей численности занятых. Оплата труда этих работников является второй по величине статьей совокупных государственных бюджетных расходов (22.8%) после социального обеспечения (40.9%) [1]. Несмотря на неоднократно предпринимавшиеся во многих странах попытки сократить такие расходы, система оплаты труда работников госсектора долгое время оставалась практически неизменной. Череда экономических кризисов 70-х годов XX в., приведших к стагфляции и существенному ухудшению состояния госфинансов, остро поставили вопрос об эффективности их использования. Во многих странах в рамках концепции “Новое государственное управление” (New public management) начали использовать опыт компаний частного сектора по управлению кадрами и организации оплаты труда. 1. Включает государственные ведомства, государственные фонды, учреждения и иные государственные организации, кроме государственных корпораций.
2 Реформирование систем оплаты труда работников государственного сектора стран ОЭСР проявилось в 1) переходе от карьерной к позиционной системе управления кадрами, основанной на занимаемой должности, и от тарифной к грейдовой системе базовой оплаты труда; 2) изменении содержания классификации работ (должностей) и переходе от оплаты труда по должности (стажу, уровню образования) к оплате труда по компетенциям; 3) увязке оплаты с результатами труда; 4) децентрализации управления трудовыми ресурсами и наделении государственных организаций полномочиями по управлению оплатой труда работников в рамках установленного бюджета [2].
3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА ОПЛАТЫ ТРУДА

4 В зарубежной научно-исследовательской литературе используются различные определения терминов, связанных с оплатой труда (заработная плата, вознаграждение за труд, компенсации, льготы, бонусы, стимулирующие выплаты и др.). При этом обычно делается различие между заработной платой (wage) и оплатой труда (salary) [3]. Под заработной платой понимается ежемесячная базовая выплата работнику, которая, как правило, имеет фиксированный характер. Под оплатой труда понимается регулярное вознаграждение в денежной форме, состоящее из базовой выплаты, разнообразных дополнительных выплат и премий (бонусов), которые были зафиксированы в коллективном договоре, локальном акте или индивидуальном контракте.
5 Данные определения отличаются от определений “заработная плата (оплата труда)” и “базовый оклад (базовый должностной оклад)”, содержащихся в Трудовом кодексе Российской Федерации. В нем заработная плата, или оплата труда определены как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включающая также компенсационные и стимулирующие выплаты. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы определены как минимальный оклад (должностной оклад), минимальная ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящие в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1040

Оценка читателей: голосов 0

1. Government at a Glance 2019. OECD 2019. 14 p. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/governance/government-at-a-glance-2019_8ccf5c38-en (accessed 12.03.2020).

2. Industrial Relations in the Public Sector. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, 2007. 40 p. Available at: https://www.eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_files/docs/eiro/tn0611028s/tn0611028s.pdf (accessed 27.03.2020).

3. Wages and Impacting Factors. European Structural Fund National Programme “Labour Market Studies of the Ministry of Welfare”. Riga, 2006. 185 p. Available at: http://www.lm.gov.lv/upload/darba_tirgus/darba_tirgus/petijumi/7_pet_en.pdf (accessed 27.03.2020).

4. Performance-related Pay Policies for Government Employees. Paris, OECD, 2005. 224 p. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264007550-en

5. Private Pay for Public Work. Performance-Related Pay for Public Sector Managers. Paris, OECD, 1993. 200 p. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264031036-en

6. 2012 Survey on Compensation of Employees in Central/Federal Governments of OECD Countries. Paris, OECD, 2012. 14 p. Available at: https://www.oecd.org/gov/pem/2012%20Survey%20on%20Compensation%20of%20Government%20Employees%20of%20OECD%20countries.pdf (accessed 27.03.2020).

7. Чемеков В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом. Москва, Вершина, 2007. 208 с. [Chemekov V.P. Greiding: tehnologiya postroeniya sistemy upravleniya personalom [Grading: technology of formation of HR management system]. Moscow, Vershina, 2007. 208 p.]

8. NHS Job Evaluation Handbook, 2018. Available at: https://www.nhsemployers.org/-/media/Employers/Documents/Pay-and-reward/JE-Handbook--seventh-edition.pdf (accessed 12.03.2020).

9. NHS Terms and Conditions (AfC) Pay Scales – Annual. 09.03.2020. Available at: https://www.nhsemployers.org/pay-pensions-and-reward/agenda-for-change/pay-scales/annual (accessed 27.03.2020).

10. Agenda for Change – Pay Rates. Available at: https://www.healthcareers.nhs.uk/working-health/working-nhs/nhs-pay-and-benefits/agenda-change-pay-rates (accessed 27.03.2020).

11. Иванова Н.В., Жулина Е.Г. Европейские системы оплаты труда. Москва, Управление персоналом, 2007. 216 с. [Ivanova N.V., Zhulina E.G. Evropeiskie sistemy oplaty truda [European pay systems]. Moscow, Upravlenie personalom, 2007. 216 p.]

12. NHS Terms and Conditions of Service Handbook. January 2005. 132 p. Available at: https://docplayer.net/17995700-Agenda-for-change-nhs-terms-and-conditions-of-service-handbook.html (accessed 12.03.2020).

13. The Public Sector Salary System in Slovenia. Public Governance Reviews. Paris, OECD, 2011. 120 p. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/governance/the-public-sector-salary-system-in-slovenia_9789264167551-en (accessed 12.03.2020).

14. Рublic Sector Compensation in Times of Austerity. Paris, OECD, 2012. 148 p. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264177758-en

15. Classification Guide. Australian Public Service Commission. 2013. 53 p. Available at: https://studylib.net/doc/7092231/aps-classification-guide-australian-public-service-comm... (accessed 27.03.2020).

16. Work Level Standards. APS Level and Executive Level classifications. Australian Public Service Commission. 2014. 25 p. Available at: https://www.apsc.gov.au/work-level-standards-aps-level-and-executive-level-classifications (accessed 27.03.2020).

17. Cardona F. Performance Related Pay in the Public Service in OECD and EU Member States. 2007. 6 p. Available at: http://www.sigmaweb.org/publications/38690351.pdf (accessed 27.03.2020).

18. Public Service Pay Determination and Pay Systems in OECD Countries: No. 2, Public Management Occasional Papers. Paris, OECD, 1994. 92 p. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/governance/public-service-pay-determination-and-pay-systems-in-oecd-countries_9789264062450-en (accessed 12.03.2020).

19. New Reward I: Team, Skill and Competency Based Pay. Available at: https://www.employment-studies.co.uk/system/files/resources/files/403.pdf (accessed 27.03.2020).

20. Neatly F., Reilly P. Competency-based Pay. The Institute for Employment Studies, 2003. 17 p. Available at: https://www.employment-studies.co.uk/resource/competency-based-pay (accessed 12.03.2020).

21. Remuneration and Benefits in Central Government Civil Service in the EU Member States and European Commission. 2016. 47 p. Available at: https://www.eupan.eu/wp-content/uploads/2019/02/2016_2_SK_Remuneration_and_Benefits_in_Central_Government_Civil_Service_in_the_EU_Member_States_and_the_European_Commission.pdf (accessed 27.03.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх