Воздушный мост на Сахалин: проблемы первого года работы островной авиалинии

 
Код статьиS230861810023708-8-1
DOI10.37490/S230861810023708-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Сахалинский областной краеведческий музей
Адрес: Российская Федерация, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 29
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 26
Аннотация

Открытием воздушного сообщения с Сахалином в 1930 г. было положено начало развитию дальневосточной гражданской авиации. К тому моменту на Северном Сахалине проживало 16,7 тысяч человек, имевших возможность добраться до материковой части страны только на морских судах или собачьих упряжках. Развитие советской части острова, имеющей значительные природные ресурсы, требовало сокращения времени в пути. Регулярное воздушное сообщение материка с Сахалином было налажено в конце января 1930 г. и просуществовало два месяца. Статья раскрывает проблемы первого года работы авиалинии и объясняет причины её недолгой работы в первый год существования. Публикация основана на документах Всесоюзного общества гражданского воздушного флота (Добролёт), которые хранятся в Российском государственном архиве экономики.

Ключевые словаСахалин, гражданская авиация, Михаил Водопьянов, Николай Аникин, Добролёт, Александровск-Сахалинский, Оха.
Получено12.10.2022
Дата публикации19.12.2022
Кол-во символов15241
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Принято считать, что дальневосточная гражданская авиация отсчитывает свою историю с 1930 г. 10 января лётчик Михаил Васильевич Водопьянов из Хабаровска отправился прокладывать авиалинию на Сахалин. Она была необходима для решения транспортных проблем: Сахалин отделён от материковой части страны Татарским проливом, который пересекали либо на морских судах (в период навигации), либо на собачьих упряжках по льду. Оба варианта пути занимали по несколько дней. Существовала острая необходимость в освоении Советским Союзом Северного Сахалина, в связи с чем нужно было сократить время в пути между тогдашним центром Дальневосточного края — Хабаровском — и сахалинскими крупнейшими населёнными пунктами Александровском и Охой. Во Владивосток и Комсомольск-на-Амуре можно было добраться на автомобиле или поезде, до Камчатки, Магадана и Чукотки было слишком далеко ехать, поэтому логично, что пионерным направлением развития дальневосточной гражданской авиации стал именно Сахалин.
2 Вылетев 10 января из Хабаровска, Водопьянов через несколько дней добрался до Охи, а затем и до Александровска, проложив тем самым «Трассу героев»1. Так авиалинию с материка на Сахалин называли из-за сложных погодных условий на маршруте. Самолёты той эпохи были небольшими, не обогревались, не имели навигационного оборудования и средств связи, поэтому их пилотирование над морем в условиях постоянно меняющейся погоды было совсем не лёгким делом. Путь экипажа Водопьянова подробно освещался в газетах и стал значимым событием; в частности, ему посвящён сборник документов, составленный хабаровским исследователем Константином Анатольевичем Пронякиным «Воздушный рейс на Сахалин. Записки журналиста В. Волынского и воспоминания лётчика М. Водопьянова»2. После приземления водопьяновского самолёта в Александровске авиалиния не заработала бесперебойно – как регулярная она была открыта только 28 января. В этой статье освещаются проблемы, с которыми в 1930 г. столкнулись организаторы и участники воздушного сообщения Сахалина с материком. 1. Воздушный рейс на Сахалин. Записки журналиста В. Волынского и воспоминания лётчика М. Водопьянова. Первая воздушная пассажирская линия в Дальневосточном крае: Хабаровск — Сахалин (Александровск-на-Сахалине) 10-16 января 1930 года. Сост. К. А. Пронякин. Хабаровск, 2020. С. 4–5.

2. Воздушный рейс на Сахалин. Записки журналиста В. Волынского и воспоминания лётчика М. Водопьянова. Первая воздушная пассажирская линия в Дальневосточном крае: Хабаровск – Сахалин (Александровск-на-Сахалине). 10-16 января 1930 года. Сост. К. А. Пронякин. Хабаровск, 2020.
3 Сахалинская гражданская авиация изучалась историками отрывочно и пока не явилась предметом серьёзного научного исследования. В 2012 г. увидела свет книга бывшего авиатехника Владимира Ивановича Овчинникова «Люди неба сахалинского»3, представляющая собой серию очерков по данной тематике. Автор собрал под одной обложкой разрозненные факты о лётчиках и самолётах Сахалина, не систематизируя эту информацию; в книге также отсутствует и справочный аппарат. Как часть региональных процессов сахалинская гражданская авиация рассматривалась в книге хабаровского исследователя Владимира Фёдоровича Даниленко «Крылья Дальнего Востока»4, выпущенной в 1979 г., и диссертации историка Александры Анатольевны Ярошенко «Становление и развитие гражданской авиации на Дальнем Востоке РСФСР (1929 – июнь 1941 г.)»5, защищённой в 2010 г. К. А. Пронякин составил справочник «Первые лётчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю»6, где имеется информация о сахалинских пилотах, а также написал книгу о дальневосточном лётчике Александре Павловиче Светогорове7, который служил на Сахалине и оттуда отправился в свой последний полёт. 3. Овчинников В. И. Люди неба Сахалинского. Южно-Сахалинск, 2012.

4. Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. Хабаровск, 1979.

5. Ярошенко А. А. Становление и развитие гражданской авиации на Дальнем Востоке РСФСР (1929 – июнь 1941 г.): дис. … канд. ист. наук. Хабаровск, 2010.

6. Пронякин К. А. Первые лётчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). Хабаровск, 2019.

7. Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. Хабаровск, 2016.

всего просмотров: 262

Оценка читателей: голосов 0

1. РГАЭ. Ф. 9577. Оп. 1. Д. 119.

2. РГАЭ. Ф. 9577. Оп. 1. Д. 185.

3. Воздушный рейс на Сахалин. Записки журналиста В. Волынского и воспоминания лётчика М. Водопьянова. Первая воздушная пассажирская линия в Дальневосточном крае: Хабаровск — Сахалин (Александровск-на-Сахалине) 10-16 января 1930 года / Сост. К. А. Пронякин. Хабаровск, 2020.

4. Овчинников В. И. Люди неба Сахалинского. Южно-Сахалинск, 2012.

5. Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. Хабаровск, 1979.

6. Ярошенко А. А. Становление и развитие гражданской авиации на Дальнем Востоке РСФСР (1929 – июнь 1941 г.): дис. … канд. ист. наук. Хабаровск, 2010.

7. Пронякин К. А. Первые лётчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю: Справочник (196 биографий). Хабаровск, 2019.

8. Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. Хабаровск, 2016.

9. Щеглов В. В. Опыт сахалинских переселений (1853 – 2002 гг.). Южно-Сахалинск, 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх