Взаимодействие корпоративных структур в ЕС: влияние цифровизации

 
Код статьиS013122270013195-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-10-93-102
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №10
Страницы93-102
Аннотация

В статье рассматривается трансформация бизнес-моделей и стратегий взаимодействия компаний ЕС под влиянием цифровизации. Проведен анализ статистики структуры бизнеса в различных отраслях экономики ЕС, дополненный casestudyизменений форм и структуры компаний и их групп вследствие приспособления к новым технологическим реалиям. Сделан вывод, что, несмотря на статистическое снижение бизнес-концентрации в ключевых отраслях, конкурентные позиции крупнейших отраслевых компаний-лидеров возрастают.

Ключевые словаЕС, цифровая экономика, бизнес-модель, отраслевая концентрация, корпоративная интеграция
Получено25.12.2020
Дата публикации25.12.2020
Кол-во символов29819
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Глубокие структурные изменения, связанные с внедрением цифровых технологий, происходят сегодня в экономике на всех уровнях: от функционирования рынков и отраслей до организации внутрифирменных процессов и самой природы отдельных товаров и услуг, которые становятся “умными”, “подключенными” и работают в сетевом формате. Эти изменения не могут не касаться взаимодействия компаний, их стратегий, бизнес-моделей и в конечном счете оказывают влияние на всю корпоративную структуру экономик стран, регионов и мира в целом. Развитие единого цифрового рынка требует более тесного сетевого взаимодействия между предприятиями, занятыми на различных этапах жизненного цикла продукта и создания стоимости, что значительным образом отражается на их конкурентной позиции [1]. Повсеместное внедрение цифровых услуг и качественное изменение характера влияния цифровизации на функционирование рынков заставляет компании принципиально пересматривать подходы к построению своих бизнес-моделей [2]. Основным содержанием перемен в бизнес-моделях стали попытки подключиться к управлению сетевыми взаимодействиями как в рамках цепочки добавленной стоимости самой компании, так и в смежных отраслях в контексте более широкой экосистемы функционирования бизнеса.
2 Экономика Европейского союза (ЕС) сегодня сталкивается с немалым количеством вызовов – как давно дающих о себе знать, так и совершенно новых. Важнейший и фундаментальный вызов – отставание от конкурентов в высокотехнологичных отраслях [3], отсутствие должного уровня национальных компаний-“чемпионов” в ряде важнейших сфер. В Европе признают, что “компании-лидеры в сфере промышленности и цифровых технологий из США и Китая будут доминировать в большей части мировой экономики в течение ближайших десятилетий” [4]. В новой промышленной и конкурентной политике власти ЕС пытаются опереться на сильные стороны европейских компаний, трансформацию их бизнес-моделей и схем корпоративной кооперации. Вопрос о преодолении долгосрочных структурных проблем обострился в связи с пандемией COVID-19.
3

ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ

4 Вопрос о влиянии внедрения цифровых технологий на стратегии развития компаний и структуру отраслей последовательно поднимался в работах М. Портера. В 1985 г. он выдвинул идею о том, что повсеместное распространение информационных технологий приводит к новому качеству функционирования цепочек добавленной стоимости и позволяет компаниям экономить на эффекте масштаба [5]. С появлением и стремительным распространением Интернета среди бизнес-структур в 1990-е годы, завершившимся кризисом “доткомов” в 2000 г., Портер обновил свой подход, указав на деструктивное влияние интернет-технологий на корпоративный мир [6]. Совершенно иное мнение М. Портер и его соавторы высказали в работе 2014 г. [7]. Здесь новые технологии уже рассматриваются не как “приложение к реальной экономике, искажающее сигналы рынка”, а как средство изменения правил конкуренции и структуры рынков. Причина кроется в том, что технологии и услуги стали частью самого продукта – он стал “умным” и “подключенным”. В этой связи М. Портер считает, что наибольшие изменения касаются производственных отраслей: перед ними встает нетривиальная задача выстроить конфигурацию своего продукта и ассоциированных с ним услуг так, чтобы предложить наибольшую полезность покупателю. Одновременно возрастает сложность взаимосвязей внутри цепочки добавленной стоимости, значимость поставщиков физических компонентов снижается, а поставщиков технологических решений – возрастает.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 846

Оценка читателей: голосов 0

1. Розанова Н. Эволюция фирмы в условиях цифровой экономики. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 8, сс. 21-28. [Rozanova N. Evolyutsiya firmy v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki [Evolution of a firm in a digital economy]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 8, pp. 21-28.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-8-21-28

2. Rachinger M., Rauter R. et al. Digitalization and its Influence on Business Model Innovation. Journal of Manufacturing Technology Management, 2019, no. 8, pp. 1143-1160. DOI:10.1108/JMTM-01-2018-002

3. Хесин Е. Экономика Европейского союза: итоги посткризисного десятилетия. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 1, сc. 73-81. [Khesin E. Ehkonomika Evropeiskogo soyuza: itogi postkrizisnogo desyatiletiya [Economy of the European Union: a decade after the crisis]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 1, pp. 73-81.] DOI:10.20542/0131-2227-2020-64-1-73-81

4. Verhofstadt G. Europe’s Missing Champions. Project Syndicate, 2019. Available at: https://bit.ly/2WFe8TP (accessed 10.05.2020).

5. Porter M., Millar V. How Information Gives You Competitive Advantage. Harvard Business Review, 1985, no. 4, pp. 149-160.

6. Porter M. Strategy and the Internet. Harvard Business Review, 2001, no. 3, pp. 63-78.

7. Porter M., Heppelmann J. How Smart, Connected Products Are Transforming Competition. Harvard Business Review, 2014, no. 11, pp. 64-88.

8. Khan L. Amazon’s Antitrust Paradox. Yale Law Journal, 2017, no. 3, pp. 564-907.

9. Bessen J. Information Technology and Industry Concentration. Boston University School of Law, Law & Economics Paper Series, 2017, no. 17-41. Available at: https://scholarship.law.bu.edu/faculty_scholarship/267 (accessed 10.05.2020).

10. Ciriani S., Lebourges M. The Market Dominance of US Digital Platforms: Antitrust Implications for the European Union, 2018. Available at: https://ssrn.com/abstract=2977933 (accessed 10.06.2020).

11. Guinea O., Erixon F. Competition: Market Concentration, Regulation, and Europe’s Quest for a New Industrial Policy. ECIPE Occasional Paper, 2019, no. 1. Available at: https://bit.ly/2X48lq7 (accessed 10.05.2020).

12. Maintaining competitive conditions in the era of digitalization. OECD report to G-20 Finance Ministers and Central Bank Governors, July 2018. Available at: https://bit.ly/2LBqJ4f (accessed 10.05.2020).

13. Gutiérrez G., Philippon T. How EU Markets Became More Competitive than US Markets: A Study of Institutional Drift. NBER Working Paper Series, 2018. Available at: https://whr.tn/2yb0XRj (accessed 10.05.2020).

14. Valetti T. Concentration Trends in Europe. European Commission, 2017. Available at: https://bit.ly/366NS7W (accessed 10.05.2020).

15. Циренщиков В. Цифровизация экономики Европы. Современная Европа, 2019, № 3, сс. 104-113. [Tsirenshchikov V. Tsifrovizatsiya Ekonomiki Evropy [Digitalization of European Economy]. Contemporary Europe, 2019, no. 3. pp. 104-113.] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32019104113

16. Digital Economy and Society Index, by Main Dimensions of the DESI. Available at: https://bit.ly/2SlLvbW (accessed 10.05.2020).

17. DESI – Compare Countries’ Progress. European Commission, 2019. Available at: https://bit.ly/35lfAh1 (accessed 10.05.2020).

18. Углубленный анализ статистики предпринимательства. Экономический и социальный совет ООН. ECE/CES/2014/8, 27 января 2014 г. [In-Depth review of entrepreneurship statistics. United Nations Economic and Social Council, ECE/CES/2014/8, January 27, 2014 (In Russ.)] Available at: https://bit.ly/3fZbW1l (accessed 10.05.2020).

19. Eurostat − OECD Manual on Business Demography Statistics. European Communities/OECD. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2007. 99 p.

20. Rossetti F. The Business Demography of the ICT Sector in Europe. European Commission, Joint Research Centre, EUR 28651 EN, 2017. 52 P. DOI:10.2760/45401

21. Business Demography by Legal Form. Available at: https://bit.ly/2X71BaG (accessed 10.05.2020).

22. Integration of Digital Technology. Digital Economy and Society Index Report, 2019. Available at: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (accessed 10.05.2020).

23. Ликуев А., Бермишева П. Необанки: будущее или тупиковая ветвь развития банковской системы. Forbes, 01.06.2017. [Likuev A., Bermisheva P. Neobanki: budushchee ili tupikovaya vetv' razvitiya bankovskoi sistemy [Neobanks: the future or a dead-end branch of the banking system]. Forbes, 01.06.2017.] Available at: https://bit.ly/2Ziej9D (accessed 10.05.2020).

24. Costa E., Soares A.L., de Sousa J.P. On the Use of Digital Platforms to Support SME Internationalization in the Context of Industrial Business Associations. Handbook of Research on Expanding Business Opportunities with Information Systems and Analytics. Gamil G.L. ed. Brazil, Informações em Rede Consultoria e Treinamento Ltda, 2018, pp. 66-94.

25. Novak J., Purta M. et al. The RTise of Digital Challengers. How Digitization Can Become the Next Growth Engine for Central and Eastern Europe. McKinsey & Company, 2018. Available at: https://mck.co/3g78SQO (accessed 10.05.2020).

26. Industrie 4.0 in a Global Context: Strategies for Cooperating with International Partners. Kagermann H., Anderl R. et. al. Munich, Acatech STUDY, Herbert Utz Verlag, 2016. 70 p.

27. mBank: Good Performance amid Difficult Market Environment. Press Release. 29 April, 2015. Available at: https://en.media.mbank.pl/36494-mbank-good-performance-amid-difficult-market-environment (accessed 10.05.2020).

28. The Pandemic Shock Will Make Big, Powerful Firms Even Mightier. The Economist, 26 March, 2020. Available at: https://econ.st/3dU2wCc (accessed 10.05.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх