“Прозрачность” в информационную эпоху: благо или зло?

 
Код статьиS013122270012034-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-9-126-138
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №9
Страницы126-138
Аннотация

В статье поднимается проблема “прозрачности”, возникшая в информационную эпоху и связанная с интенсивным развитием информационных технологий. С одной стороны, речь идет о транспарентности и подотчетности государственной власти и управления, с другой – о неизбежной “прозрачности” самих граждан для государства и заинтересованных групп. Автор предпринимает попытку ответить на вопрос: полезно или вредно это явление для жизни отдельного человека, общества и государства в целом?

Ключевые слова“прозрачность”, информационные технологии, транспарентность государственной власти, государственная безопасность, неприкосновенность частной жизни, защита персональных данных, WikiLeaks, Сноуден, социальный рейтинг, Китай
Получено29.09.2020
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов52769
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Постиндустриальная (информационная) эпоха характеризуется проникновением информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни общества и государства не только в пределах отдельных стран, но и в глобальном масштабе. Этот процесс продиктован в первую очередь высокими темпами научно-технического прогресса конца ХХ – начала ХХI в., благодаря которому появились принципиально новые технические возможности получения, распространения информации и информационного обмена: глобальная сеть Интернет, средства мобильной связи1, компьютерные программы (в том числе мобильные приложения), “облачные” технологии2, устройства хранения и передачи информации3, устройства для слежения4 и др. 1. Мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры и т. п.

2. Технологии хранения и обработки цифровых данных, с помощью которых компьютерные ресурсы предоставляются интернет-пользователю как онлайн-сервис.

3. Жесткие диски, карты памяти и др.

4. GPS-часы, трекеры, чипы, устройства видеонаблюдения (в том числе беспроводные камеры), GSM-микрофоны, беспроводные эндоскопы, глушители, обнаружители и др.
2 С одной стороны, все это технически облегчило и значительно упростило как повседневную жизнь, так и систему государственного управления. Одна из главных общественно-политических тенденций в демократическом мире (и не только) сегодня – развитие в направлении большей “прозрачности” (транспарентности), открытости и подотчетности государственного управления. Это согласуется с демократическими концепциями правового государства, государства как слуги общества и, следовательно, должно гарантировать соблюдение гражданских прав и свобод. С другой стороны, более “прозрачным” для государства (и заинтересованных групп) становится сам гражданин: возможности новейшей техники несут в себе огромный потенциал для нарушения индивидуальных прав и свобод (прежде всего – права на неприкосновенность частной жизни, в том числе на тайну персональных данных (ПД)), особенно с учетом объективных сложностей контроля за этими процессами. Сложности связаны с интенсивным научно-техническим развитием (что характерно для технократической цивилизации), когда техника в сущности “живет своей жизнью”, вне рамок правовых и этических норм. Эта ситуация несет в себе также серьезные угрозы для безопасности граждан, организаций и государств.
3 Таким образом, в фокусе внимания – конфликт между практически безграничными возможностями новых технологий и законодательными ограничениями их применения. Данное диалектическое противоречие порождает определенные “издержки” демократии, которые по сути своей уже антидемократичны. В статье предпринимается попытка ответить на вопрос, является ли усиливающаяся “прозрачность” в целом благом для отдельного гражданина, всего общества и государства, или же это объективное зло, ставшее результатом ошибочной траектории общественно-политического развития.
4

“ПРОЗРАЧНОСТЬ” ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

5 Транспарентность деятельности органов власти и государственных институтов подразумевает открытый публичный доступ к официальной информации, что является одним из базовых демократических принципов: право гражданина на информацию предопределяет свободу его выбора и действий. С этой точки зрения “прозрачность” государственной власти можно трактовать как безусловное благо для демократического государства и гражданского общества.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1078

Оценка читателей: голосов 0

1. Афанасьева О.В. Прозрачность и подотчетность власти. Канадский урок. Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 9, сс. 108-118. [Afanas'eva O.V. Prozrachnost' i podotchetnost' vlasti. Kanadskii urok [Transparency and Accountability of Power. Canadian Lesson]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2010, no. 9, pp. 108-118.]

2. Five Things to Know about Sweden's Pioneering Free Press Act. The Local, 02.12.2016. Available at: https://www.thelocal.se/20161202/happy-250th-birthday-swedens-pioneering-free-press-act (accessed 02.03.2020).

3. Recommendation Rec(2002)2 of the Committee of Ministers to member states on access to official documents. Available at: https://rm.coe.int/16804c6fcc (accessed 16.02.2020).

4. Recommendation Rec(2004)15 of the Committee of Ministers to member states on electronic governance (“e-governance”). Available at: https://www.coe.int/t/dgap/democracy/Activities/GGIS/E-governance/Key_documents/Rec%2804%2915_en.pdf (accessed 16.02.2020).

5. Подробная информация о Договоре №205. Конвенция Совета Европы о доступе к официальным документам. Совет Европы. [Details of Treaty No.205. Council of Europe Convention on Access to Official Documents. Council of Europe (In Russ.)] Available at: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/205 (accessed 16.02.2020).

6. What Is Good Governance? United Nations Economic and Social Commission for Asia and the Pacific. Available at: https://www.unescap.org/sites/default/files/good-governance.pdf (accessed 16.02.2020).

7. Data Bank. Worldwide Governance Indicators. The World Bank. Available at: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?Report_Name=WGI-Table&Id=ceea4d8b# (accessed 16.02.2020).

8. What is WikiLeaks. Available at: https://wikileaks.org/What-is-WikiLeaks.html (accessed 18.02.2020).

9. Sontheimer M. “We Are Drowning in Material”. Der Spiegel, 20.07.2015. Available at: https://www.spiegel.de/international/world/spiegel-interview-with-wikileaks-head-julian-assange-a-1044399.html (accessed 18.02.2020).

10. Дело основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Досье. ТАСС, 19.05.2017. [Case of Julian Assange, the Founder of WikiLeaks. Dossier. TASS, 19.05.2017 (In Russ.)] Available at: https://tass.ru/info/2640963 (accessed 18.02.2020).

11. . O'Harrow R.Jr., Nakashima E., Gellman B. U.S., Company Officials: Internet Surveillance Does Not Indiscriminately Mine Data. The Washington Post, 08.06.2013. Available at: http://www.washingtonpost.com/world/national-security/us-company-officials-internet-surveillance-does-not-indiscriminately-mine-data/2013/06/08/5b3bb234-d07d-11e2-9f1a-1a7cdee20287_story.html (accessed 25.02.2015).

12. Ball J., Rushe D. NSA Prism Program Taps in to User Data of Apple, Google and Others. The Guardian, 06.06.2013. Available at: http://www.theguardian.com/world/2013/jun/06/us-tech-giants-nsa-data (accessed 25.02.2015).

13. Пентагон подсчитал, что Э. Сноуден похитил 1.7 млн секретных файлов. [Pentagon Figured Up 1.7 Millions Secret Files Hijacked by Edward Snowden (In Russ.)] Available at: https://www.rbc.ru/politics/10/01/2014/570415b79a794761c0ce5807 (accessed 25.02.2015).

14. Майоров А.В., Поперина Е.Н. Формирование и развитие права на неприкосновенность частной жизни. Юридическая наука и правоохранительная практика, 2012, № 3 (21), сс. 34-38. [Maiorov A.V., Poperina E.N. Formirovanie i razvitie prava na neprikosnovennost' chastnoi zhizni [Creating and Development of the Privacy Right]. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika, 2012, no. 3 (21), pp. 34-38.] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-prava-na-neprikosnovennost-chastnoy-zhizni (accessed 24.02.2020).

15. Барщевский М.Ю., Жиронкина Ю.Е. Особенности развития и законодательного закрепления права на неприкосновенность частной жизни в Соединенных Штатах Америки. Вестник Московского университета МВД России, 2013, № 6, сс. 15-17. [Barshchevskii M.Yu., Zhironkina Yu.E. Osobennosti razvitiya i zakonodatel'nogo zakrepleniya prava na neprikosnovennost' chastnoi zhizni v Soedinennykh Shtatakh Ameriki [Specifics of Development and Legislative Consolidation of the Privacy Right in the United States of America]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2013, no. 6, pp. 15-17.] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-i-zakonodatelnogo-zakrepleniya-prava-na-neprikosnovennost-chastnoy-zhizni-v-soedinennyh-shtatah-ameriki/viewer (accessed 24.02.2020).

16. Всеобщая декларация прав человека. ООН. [Universal Declaration of Human Rights. United Nations (In Russ.)] Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (accessed 27.02.2020).

17. Международный пакт о гражданских и политических правах. ООН. [International Covenant on Civil and Political Rights. United Nations. (In Russ.)] Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (accessed 27.02.2020).

18. Конвенция о правах ребенка. ООН. [Convention on the Rights of the Child. United Nations (In Russ.)] Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 27.02.2020).

19. Конвенция о правах инвалидов. ООН. [Convention on the Rights of Persons with Disabilities. United Nations (In Russ.)] Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (accessed 27.02.2020).

20. Европейская конвенция по правам человека. Совет Европы. [European Convention on Human Rights. Council of Europe (In Russ.)] Available at: https://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf (accessed 27.02.2020).

21. Шадрин С.А. Содержание права на неприкосновенность частной жизни по российскому и европейскому законодательству. Актуальные проблемы российского права, 2018, № 9 (94), сс. 208-217. [Shadrin S.A. Soderzhanie prava na neprikosnovennost' chastnoi zhizni po rossiiskomu i evropeiskomu zakonodatel'stvu [Content of the Privacy Right in Russian and European Legislation]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava, 2018, no. 9 (94), pp. 208-217.] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-prava-na-neprikosnovennost-chastnoy-zhizni-po-rossiyskomu-i-evropeyskomu-zakonodatelstvu/viewer (accessed 27.02.2020).

22. Европейская социальная хартия. Совет Европы. [European Social Charter. Council of Europe. (In Russ.)] Available at: https://www.coe.int/ru/web/moscow/evropejskaa-social-naa-hartia (accessed 27.02.2020).

23. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Совет Европы. Страсбург, 28 января 1981 г. (с поправками от 15 июня 1999 г.). [Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data. Council of Europe. Strasbourg, January 28, 1981 (with Amendments of June 15, 1999) (In Russ.)] Available at: http://docs.cntd.ru/document/8318842 (accessed 27.02.2020).

24. Информация о GDPR на русском языке. [Information on GDRP in Russian Language (In Russ.)] Available at: https://ogdpr.eu/ru (accessed 06.03.2020).

25. Рахметов Р. Российское и международное законодательство в области защиты персональных данных. Хабр, 09.10.2019. [Rakhmetov R. Rossiiskoe i mezhdunarodnoe zakonodatel'stvo v oblasti zashchity personal'nykh dannykh [Russian and International Personal Data Protection Regulation]. Habr, 09.10.2019.] Available at: https://habr.com/ru/post/470888/ (accessed 18.03.2020).]

26. Leicht K. Post-GDPR: Will the U.S. Implement a Comprehensive Data Privacy Law? NYU Law, 03.11.2018. Available at: https://blog.jipel.law.nyu.edu/2018/11/post-gdpr-will-the-u-s-implement-a-comprehensive-data-privacy-law/ (accessed 18.03.2020).

27. Security Breach Notification Laws. National Conference of State Legislatures, 29.09.2018. Available at: https://www.ncsl.org/research/telecommunications-and-information-technology/security-breach-notification-laws.aspx (accessed 18.03.2020).

28. Piovesan C. How Privacy Laws Are Changing to Protect Personal Information. Forbes, 05.04.2019. Available at: https://www.forbes.com/sites/cognitiveworld/2019/04/05/how-privacy-laws-are-changing-to-protect-personal-information/#3e5a9a43753d (accessed 16.02.2020).

29. В Китае создают тотальную систему распознавания лиц граждан. Она поможет ловить преступников и собирать данные на всех остальных. Meduza, 11.02.2018. [In China the Total Face Recognition System is Being Created. It Will Be Able to Catch Criminals and Collect Data of Everyone Else. Meduza, 11.02.2018. (In Russ.)] Available at: https://meduza.io/feature/2018/02/11/v-kitae-sozdayut-totalnuyu-sistemu-raspoznavaniya-lits-grazhdan-ona-pomozhet-lovit-prestupnikov-i-sobirat-dannye-na-vseh-ostalnyh (accessed 02.03.2020).

30. Social Rating in China. Tadviser, 20.03.2020. Available at: http://tadviser.com/index.php/Article:Social_rating_in_China (accessed 20.03.2020).

31. Манукян Ж. “Научим Родину любить”: как работает китайская система социального рейтинга. РИА Новости, 19.05.2019. [Manukyan Zh. “Nauchim Rodinu lyubit'”: kak rabotaet kitaiskaya sistema sotsial'nogo reitinga [“We Will Teach to Love the Motherland”: How the Chinese Social Rating System Works]. RIA Novosti, 19.05.2019.] Available at: https://ria.ru/20190519/1553583356.html (accessed 02.03.2019).

32. Global Citizens and Data Privacy. Davos 2019. Available at: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2019-02/ipsos-wef_-_global_consumer_views_on_data_privacy_-_2019-02-11.pdf (accessed 11.03.2020).

33. Boyon N., Wallard H. Ignorance and Distrust Prevail about What Companies and Governments Do with Personal Data. Ipsos, 25.01.2019. Available at: https://www.ipsos.com/en/ignorance-and-distrust-prevail-about-what-companies-and-governments-do-personal-data (accessed 11.03.2020).

34. H.R.234 – Cyber Intelligence Sharing and Protection Act. Congress.gov. Available at: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/234 (accessed 04.03.2020).

35. S.754 – Cybersecurity Information Sharing Act of 2015. Congress.gov. Available at: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/senate-bill/754 (accessed 04.03.2020).

36. Тарасенко П. США повышают свою кибербезопасность. Коммерсантъ, 28.10.2015. [Tarasenko P. SShA povyshayut svoyu kiberbezopasnost' [The USA Improve Their Cybersecurity]. Kommersant", 28.10.2015.] Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2842133 (accessed 04.03.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх