Стратегия низкоуглеродного развития: перспективы для экономики России

 
Код статьиS013122270012023-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-9-15-25
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
Адрес: РФ, 117418 Москва, Нахимовский пр-т, 47
Аффилиация: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
Адрес: РФ, 117418 Москва, Нахимовский пр-т, 47
Аффилиация: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
Адрес: РФ, 117418 Москва, Нахимовский пр-т, 47
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №9
Страницы15-25
Аннотация

Рассматривается влияние климатического регулирования на российскую экономику. Представлены три сценария ее развития до 2050 г. и количественные оценки влияния мер по снижению выбросов парниковых газов на темпы ее роста. Показано, что разумный сценарий, предусматривающий модернизацию российской энергетики и промышленности, позволит обеспечить не только выполнение обязательств РФ в рамках Парижского соглашения, но и долгосрочную экономическую динамику, превышающую прогнозируемый рост мировой экономики.

Ключевые словапарниковые газы, мировая экономика, Парижское соглашение, климатическое регулирование, экономическая динамика, энергоэффективность, развитие с низким уровнем выбросов парниковых газов
Получено29.09.2020
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов31693
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Одно из ключевых требований Парижского соглашения по климату предусматривает разработку и реализацию национальных стратегий долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов (ПГ)1 для снижения рисков климатических изменений для населения и экономики. Выполнять его Россия должна не забывая о приоритетах национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны [1, 2]. Кроме того, следует обеспечить увязку решения проблемы климатических изменений с достижением других Целей устойчивого развития ООН: ликвидации нищеты и голода, обеспечения здорового образа жизни, содействия благополучию для всех. Еще две цели, важность которых следует подчеркнуть в контексте данной статьи, – обеспечение доступа всех к надежным и недорогостоящим источникам энергии, к полноценной и достойной трудовой занятости. 1. В соглашении под уровнем выбросов парниковых газов понимается объем их нетто-выбросов, представляющий собой результирующую эмиссий от хозяйственной деятельности человека и поглощения накопленных в атмосфере парниковых газов природными и искусственными экосистемами.
2

СНИЖЕНИЕ ВЫБРОСОВ ПГ В КОНТЕКСТЕ ДРУГИХ ЗАДАЧ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ РФ

3 Климатическое регулирование создает не только стимулы для модернизации отечественной промышленности и повышения ее энергоэффективности, но и серьезные риски устойчивому долгосрочному социально-экономическому развитию ввиду ограничений, которые могут возникнуть в результате осуществления мер по снижению выбросов ПГ.
4 Одним из преимуществ российской экономики является наличие топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а также инфраструктуры для их добычи и транспортировки. Агрессивные сценарии низкоуглеродного развития могут не только негативно влиять на внешний спрос на российские ТЭР, но и ограничивать эффективность цепочек создания добавленной стоимости в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), вести к негативным ценовым и налоговым последствиям, сдерживающим модернизацию российской экономики.
5 Наши расчеты показывают, что весь комплекс взаимодействий между ТЭК и экономикой может потенциально добавлять до 1 п.п. к среднегодовым темпам роста РФ в период до 2035 г. [3] Потеря этого вклада существенно осложнит ситуацию в российской экономике, поставит под угрозу возможности устойчивого роста в средне- и долгосрочной перспективе.
6 Климатическая повестка и вывод мировой экономики на траекторию развития, характеризующуюся низкой эмиссией ПГ, стали одним из приоритетных вопросов современности. Реализация Парижского соглашения, целью которого является непревышение прироста среднемировой температуры к концу XXI в. на 2°С относительно доиндустриального уровня и стремление к его сохранению в пределах 1.5°С, предполагает снижение выбросов ПГ более чем в 4 раза к 2050 г. [4]
7 Пандемия COVID-19 ярко продемонстрировала сложность такого сокращения. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в странах, которые ввели карантинные меры, энергопотребление в апреле 2020 г. сократилось на 18–25%, мировые выбросы СО2 в I кв. 2020 г. снизились на 5% относительно аналогичного периода предыдущего года, а по итогам 2020 г. могут сократиться на 8% [5]. Таким образом, почти полная остановка целых секторов мировой экономики снизила эмиссию ПГ менее чем на 10%. Для выполнения Парижского соглашения нужен на порядок более значимый эффект. Очевидно, это возможно только при условии тектонических сдвигов в отраслевой структуре производства и потребления энергии, реализации дорогостоящих мероприятий по предотвращению и улавливанию выбросов ПГ, а также изменения потребительского поведения и образа жизни населения. Такие задачи не решаются в одночасье и требуют огромных ресурсов.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1376

Оценка читателей: голосов 0

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 г. Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683. [The National Security Strategy of the Russian Federation until 2030. Approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 no. 683 (In Russ.)]

2. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 05/07/2018 “On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024” (In Russ.)]

3. Широв А.А. Энергетическая стратегия в контексте достижения целей развития экономики России. Энергетическая политика, 2019, № 1, сс. 11-17. [Shirov A.A. Energeticheskaya strategiya v kontekste dostizheniya tselei razvitiya ekonomiki Rossii [Energy strategy in the context of achieving goals of Russian economy development]. Energy Policy, 2019, no. 1, pp. 11-17.]

4. Global Warming of 1.5°C: an IPCC Special Report on the Impacts of Global Warming of 1.5°C above Pre-Industrial Levels and Related Global Greenhouse Gas Emission Pathways, in the Context of Strengthening the Global Response to the Threat of Climate Change, Sustainable Development, and Efforts to Eradicate Poverty. Summary for Policymakers. – Formally Approved at the First Joint Session of Working Groups I, II and III of the IPCC and Accepted by the 48th Session of the IPCC. Incheon, Republic of Korea, 6 October 2018. 33 p.

5. International Energy Agency. Global Energy Review 2020: the Impacts of the Covid-19 Crisis on Global Energy Demand and CO2 Emissions. April 2020. Available at: https://webstore.iea.org/download/direct/2995 (accessed 12.05.2020).

6. Широв А.А., Колпаков А.Ю. Экономика России и механизмы глобального климатического регулирования. Журнал новой экономической ассоциации, 2016, № 4, сс. 87-110. [Shirov A.A., Kolpakov A.Yu. Ekonomika Rossii i mekhanizmy global'nogo klimaticheskogo regulirovaniya [Russian economy and mechanisms of global climate regulation]. Journal of the New Economic Association, 2016, no. 4, pp. 87-110. DOI:10.31737/2221-2264-2016-32-4-4].

7. Порфирьев Б.Н. Эффективная стратегия действий в отношении изменений климата и их последствий для экономики России. Проблемы прогнозирования, 2019, № 3, сс. 3-16. [Porfiriev B.N. Effektivnaya strategiya deistvii v otnoshenii izmenenii klimata i ikh posledstvii dlya ekonomiki Rossii [Effective action strategy to cope with climate change and its impact on Russia’s economy]. Studies on Russian Economic Development, 2019, no. 3. pp. 235-244.]

8. Порфирьев Б.Н. Парадигма низкоуглеродного развития и стратегия снижения рисков климатических изменений для экономики. Проблемы прогнозирования, 2019, № 2, сс. 3-13. [Porfiriev B.N. Paradigma nizkouglerodnogo razvitiya i strategiya snizheniya riskov klimaticheskikh izmenenii dlya ekonomiki [The Low-Carbon Development Paradigm and Climate Change Risk Reduction Strategy for the Economy]. Studies on Russian Economic Development, 2019, no. 2, pp. 111-118.]

9. Jacobson et al. Impacts of Green New Deal Energy Plans on Grid Stability, Costs, Jobs, Health, and Climate in 143 Countries. One Earth, vol. 1, iss. 4, December 20, 2019, pp. 449-463. DOI: https://doi.org/10.1016/j.oneear.2019.12.003.

10. Lelieveld J., Klingmüller K., Pozzer A., Pöschl U., Fnais M., Daiber A., Münze, T. Cardiovascular Disease Burden from Ambient Air Pollution in Europe Reassessed Using Novel Hazard Ratio Functions. European Heart Journal, 2019, vol. 40, iss. 20, pp. 1590-1596. DOI: https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehz135

11. Башмаков И.А. Зачем России переходить на траекторию низкоуглеродного развития? 2017. [Bashmakov I.A. Zachem Rossii perekhodit' na traektoriyu nizkouglerodnogo razvitiya? [Why should Russia switch to the trajectory of low-carbon development?] 2017]. Available at: http://www.cenef.ru/file/Bashmakov_17.pptx (accessed 12.05.2020).

12. Широв А.А., Янтовский А.А. Межотраслевая макроэкономическая модель RIM: развитие инструментария в современных экономических условиях. Проблемы прогнозирования, 2017, № 3, сс. 3-18. [Shirov A.A., Yantovskii A.A. Mezhotraslevaya makroekonomicheskaya model' RIM: razvitie instrumentariya v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh [RIM inter-industry macroeconomic model: development of instruments under current economic conditions]. Studies on Russian Economic Development, 2017, no.3, pp. 241-252.] DOI: 10.1134/S1075700717030121

13. Широв А.А., Янтовский А.А. Межотраслевая макроэкономическая модель как ядро комплексных прогнозных расчетов. Проблемы прогнозирования, 2014, № 3, сс. 18-31. [Shirov A.A., Yantovskii A.A. Mezhotraslevaya makroekonomicheskaya model' kak yadro kompleksnykh prognoznykh raschetov [Input-output macroeconomic model as the core of complex forecasting calculations]. Studies on Russian Economic Development, 2014, no. 3 , pp. 225-234]. DOI: 10.1134/S1075700714030125

Система Orphus

Загрузка...
Вверх