Массовое высвобождение работников: политика стран ОЭСР

 
Код статьиS013122270011955-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-7-17-25
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Адрес: РФ, 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20
Аффилиация: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Адрес: РФ, 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №7
Страницы17-25
Аннотация

Высвобождение работников – один из инструментов повышения эффективности деятельности предприятий. В то же время активный оборот рабочей силы на рынке труда отражает возрастающую уязвимость занятых. Меры по сглаживанию падения доходов в период поиска работы и нахождению новых рабочих мест разрабатываются по всему миру. В настоящем исследовании представлены основные направления политики, осуществляемой в странах ОЭСР, в том числе меры финансовой поддержки безработных, особенности предоставления пособия по безработице и выходного пособия, а также конфигурации активных программ на рынке труда и деятельности службы занятости.

Ключевые словарынок труда, высвобождение, пособие, безработица, заработная плата, службы занятости, ОЭСР
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации “5-100”.
Получено29.09.2020
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов35468
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В рыночной экономике постоянно происходит создание и ликвидация рабочих мест. Однако в определенные периоды фирмы осуществляют массовые увольнения своих сотрудников, объясняемые экономической необходимостью. В литературе для таких случаев используется термин “высвобождение”. Массовые высвобождения могут происходить из-за закрытия фирм, резкого снижения объемов производства, а также технической реструктуризации. В странах ОЭСР в 2003–2013 гг. по этой причине ежегодно лишались рабочих мест от 1 до 7% всех наемных работников в возрасте 20–64 лет. Среди “лидеров” были США (6% в 2009–2010 гг.), Австралия, Корея и Великобритания (4–5%), а также Финляндия (7%) [1]. В группе максимального риска оказываются прежде всего люди старших возрастов и молодежь с небольшим опытом работы (1–4 года), а также работники с невысокими уровнями образования и занятые на малых предприятиях. Для смягчения возникающей социальной напряженности государству приходится брать на себя определенные обязательства по их трудоустройству.
2

Основные подходы и меры

3

В странах ОЭСР сформирован и апробирован достаточно широкий набор мер по смягчению негативных последствий массовых высвобождений (таблица). Уволенные по экономическим причинам имеют право на весь комплекс услуг, предоставляемых зарегистрированным безработным: получение денежного пособия, а также поддержку службы занятости в вопросах трудоустройства, включая участие в общественных работах или программах переподготовки. Меры макроэкономической и структурной политики, в том числе в области образования и профессиональной подготовки, а также реформирование трудового законодательства для эффективной реаллокации рабочих мест также оказывают оздоравливающее влияние на рынок труда.

4 Помимо этого работники, уволенные по экономическим причинам, могут также рассчитывать на дополнительную поддержку, в том числе со стороны предприятий. В периоды серьезных структурных изменений, связанных с высвобождением больших масс рабочей силы, работодатели более охотно идут на сотрудничество с профсоюзами и государственными структурами, прежде всего со службой занятости.
5 В странах, где налажены тесные связи между социальными партнерами, владельцы предприятий могут, к примеру, увеличить период уведомления о предстоящем увольнении, давая дополнительное время для поиска работы. Однако большинство из них все же действует в рамках национального законодательства о защите занятости, так как любые меры поддержки сопряжены с финансовыми обязательствами, размер которых в случае увольнения работников с большим стажем могут быть довольно значительными. Другую важную часть издержек составляют определенные потери в производительности труда, связанные с тем, что работники, зная о предстоящем увольнении, переключаются на поиски нового рабочего места.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 821

Оценка читателей: голосов 0

1. OECD Employment Outlook, 2018, OECD Publishing, Paris. Available at: https://doi.org/10.1787/empl_outlook-2018-e (accessed 24.01.2020).

2. Cahuc P., Malherbet F. Unemployment Compensation Finance and Labor Market Rigidity. Journal of Public Economics, 2004, vol. 88, no. 3-4, pp. 481-501.

3. Tatsiramos K., Van Ours J. Labor Market Effects of Unemployment Insurance Design. Journal of Economic Surveys, 2014, vol. 28/2, pp. 284-311. Available at: http://dx.doi.org/10.1111/joes.12005 (accessed 24.01.2020).

4. Вишневская Н.Т., Зудина А.А. Пособия по безработице и рынок труда в странах ОЭСР и России. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 12, сс. 32-41. [Vishnevskaya N., Zudina A. Posobiya po bezrabotitse i rynok truda v stranakh OESR i Rossii [Unemployment benefits and labor market in OECD and Russia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 12, pp. 32-41.] DOI:10.20542/0131-2227-2020-63-12-32-41

5. OECD. Back to Work: Japan: Improving the Re-employment Prospects of Displaced Workers. Back to Work. Paris, OECD Publishing, 2015. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264227200-en (accessed 24.01.2020).

6. OECD. Korea: Improving the Re-employment Prospects of Displaced Workers. Back to Work. Paris, OECD Publishing, 2013. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264189225-en (accessed 24.01.2020).

7. OECD. Back to Work: Sweden: Improving the Re-employment Prospects of Displaced Workers. Back to Work. Paris, OECD Publishing, 2015. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264246812-en (accessed 24.01.2020).

8. OECD. Back to Work: Canada – Improving the Re-employment Prospects of Displaced Workers. Back to Work. Paris, OECD Publishing, 2015. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264233454-en (accessed 24.01.2020).

9. OECD. Back to Work: United States: Improving the Re-employment Prospects of Displaced Workers. Back to Work. Paris, OECD Publishing, 2016. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264266513-en (accessed 24.01.2020).

10. Bloom H. et al. Testing a Re-employment Incentive for Displaced Workers: the Earnings Supplement Project. Social Research and Demonstration Corporation (SRDC). 2001, May. Available at: www.srdc.org/media/195754/testing.pdf (accessed 24.01.2020).

11. Wandner S. Wage Insurance as a Policy Option in the United States. Upjohn Institute Working Papers, 2016, no. 16-250. Available at: http://research.upjohn.org/cgi/viewcontent.cgi?article=1268&context=up_workingpapers (accessed 24.01.2020).

12. Venn D. Helping Displaced Workers Back into Jobs after a Natural Disaster: Recent Experiences in OECD Countries. OECD Social, Employment and Migration Working Papers, 2012, no. 142. Available at: https://doi.org/10.1787/1815199X (accessed 24.01.2020).

13. Mosley H. Reform of Placement Services – Peer Review on “Systemic Preventive Integration Approach” (Support) for Jobseekers and Unemployed. EC Mutual Learning Programme, 2010. 20 p.

14. OECD. Back to Work: Australia: Improving the Re-employment Prospects of Displaced Workers. Back to Work. Paris, OECD Publishing, 2016. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264253476-en (accessed 24.01.2020).

15. Duell N. et al. Activation Policies in Switzerland. OECD Social, Employment and Migration Working Papers, 2010, no. 112. 139 p.

16. Burda M., Hunt J. What Explains the German Labor Market Miracle in the Great Recession. Brookings Papers on Economic Activity, 2011, vol. 42, no 1. (Spring), pp. 273-335.

17. Вишневская Н.Т. Государственная политика на рынке труда: реформирование институтов в странах ОЭСР. Вопросы государственного и муниципального управления, 2019, № 1, сс. 35-60. [Vishnevskaya N.T. Gosudarstvennaya politika na rynke truda: reformirovanie institutov v stranakh OESR [State labor market policy: reforming institutions in OECD countries]. Public Administration Issues, 2019, no. 1, pp. 35-60.]

18. Autor D.H., Houseman S. Do Temporary Help Jobs Improve Labor Market Outcomes for Low-Skilled Workers? Evidence from 'Work First'. NBER Working Paper Series, 2008, no. 11743. Available at: https://doi.org/10.3386/w11743 (accessed 24.01.2020).

19. Bergström O., Broughton A., Triomphe C. Anticipating and Managing Restructuring, 27 National Seminars. ARENAS, VC 2008/0667, EU Synthesis report, September 2010, Brussels, European Commission. 157 p.

20. OECD. Back to Work: Finland: Improving the Re-employment Prospects of Displaced Workers. Back to Work. Paris, OECD Publishing, 2016. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264264717-en (accessed 24.01.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх