К вопросу о типологизации негосударственных акторов на Ближнем Востоке

 
Код статьиS013122270010280-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-6-104-113
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная д. 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РФ
Адрес: Россия, 117997 Москва, ул. Профсоюзная д. 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №6
Страницы104-113
Аннотация

Статья посвящена проблеме типологизации негосударственных акторов (НГА) на Ближнем Востоке. Соглашаясь с исследователями, считающими рост влияния НГА в мировой политике общим трендом, авторы разбирают существующие подходы к их типологизации и приходят к выводу, что в целом они не соответствуют эмпирической реальности, с которой сталкиваются исследователи-ближневосточники. На основании известной типологизации Ф.Тейлора авторы разрабатывают свою собственную, вводя в нее такие критерии как отношение НГА к государству по функциям, государствоориентированность, цели деятельности, система управления. При этом практика деятельности и степень использования насилия рассматриваются ими как избыточный критерий.

Ключевые слованегосударственные акторы, Ближний Восток, исламизм, региональные отношения на Ближнем Востоке
Получено26.06.2020
Дата публикации26.06.2020
Кол-во символов32307
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В последние годы проблеме негосударственных акторов (НГА; non-state actors, NSA) и их роли как в региональной, так и в глобальной политике уделяется довольно большое внимание как в академической литературе [1; 2; 3; 4; 5], так и в прикладных исследованиях [6; 7]. Вместе с тем методологические вопросы, связанные с типологизацией этих игроков, остаются все еще недостаточно проясненными. В настоящей статье предпринимается попытка предложить типологизацию негосударственных акторов, основываясь преимущественно на ближневосточном материале.
2

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТИПОЛОГИЗАЦИИ

3 Большинство исследователей, изучающих феномен негосударственных акторов, основываются в своем анализе прежде всего на западном материале. Однако каждый специалист, профессионально занимающийся ближневосточной проблематикой (и Востоком вообще), довольно быстро замечает, что привычные для европейских или американских исследователей представления о сущности негосударственных акторов не вполне адекватны той реальности “на земле”, с которой он сталкивается. Спекуляции на тему сходств и различий между, с одной стороны, запрещенными в России ДАИШ/ИГИЛ или Ассоциацией “Братьев-мусульман” (БМ)1, а с другой – крупными транснациональными корпорациями (ТНК), такими как Shell или Exxon Mobil, международными неправительственными организациями (МНО), наподобие International Crisis Group, мощными медиа-корпорациями вроде “Аль-Джазиры”, вероятно, возможны [8], однако даже на интуитивном уровне понятно, что все подобные структуры имеют между собой гораздо больше различий, нежели сходств. Более того – далеко не факт, что они отличаются от национальных государств больше, чем друг от друга. Поэтому отнесение всех их скопом к одной категории НГА представляется, по меньшей мере, некорректным. 1. Законодательно запрещенными в России.
4 Тема негосударственных акторов начала привлекать внимание специалистов по международным отношениями в 60-е годы, прошлого века, когда увидели свет ставшие известными работы Арнольда Уолферса (“Акторы в мировой политике”), Джона Бертона, Джеймса Розенау [9, р. 23; 10; 11; 12] и, наконец, Джозефа Ная и Роберта Кохейна, небольшое эссе которых – “Транснациональные отношения и мировая политика” [13] – оказалось этапным в изучении вышеназванного феномена.
5 В 1990–2000-е годы тезис о снижения роли государственных акторов и роста влияния негосударственных разделялся большинством исследователей [5, с. 260]. Но при этом не было выработано четкой типологизации негосударственных участников международных отношений. Отчасти решению проблемы могло помочь предложенное профессором М.М. Лебедевой переосмысление акторства. В рамках данного дискурса она выделила ключевые тенденции развития мировой политики, в том числе: резкий рост транснационализации; гибридизация акторов и переплетение их функций; кардинальные изменения в государствах, означающие расслоение ресурсного потенциала и формирование новых ресурсов (образовательного, гуманитарного и т.п.); расслоение государств по отношению к Вестфальской системе (довестфальские – Сомали, вестфальские, поствестфальские – ЕС); развитие феномена трансгосударственности (самостоятельное взаимодействие министерств и ведомств разных стран); появление новых феноменов, демонстрирующих акторность негосударственных структур и организаций; быстрое образование новых акторов [14].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1245

Оценка читателей: голосов 0

1. Josselin D., Wallace W. Non-State Actors in World Politics. London, Palgrave Macmillan UK, 2001. 294 p.

2. Andonova L.B. Governance entrepreneurs: international organizations and the rise of global public-private partnerships. Cambridge, Cambridge University Press, 2017. 286 p.

3. Moloney K., Stone D. Beyond the State: Global Policy and Transnational Administration. International Review of Public Policy, 2019, no. 1:1, pp. 104-118.

4. Kamel L., ed. The Frailty of Authority. Borders, Non-State Actors and Power Vacuums in a Changing Middle East. Rome, Edizioni Nuova Cultura, 2017. 160 p.

5. Цыганков П.А. Негосударственные участники мировой политики. Научно-аналитический журнал Обозреватель, 2013, № 9(284), cc. 257-265. [Tsygankov P.A. Negosudarstvennye uchastniki mirovoy politiki [Non-State Actors of World Politics]. Nauchno-analiticheskiy zhurnal Obozrevatel, 2013, no. 9(284), pp. 257-265.]

6. Calame P. Non-state Actors and World Governance. Forum for a New World Governance Discussion Paper, 2008. 23 p.

7. Marrone A., Muti K. Policies and Tools for Dealing with Nonstate Actors. Carnegie Europe, 2019. Available at: https://carnegieeurope.eu/2019/11/28/policies-and-tools-for-dealing-with-nonstate-actors-pub-80441#tableContents (accessed 30.03.2020).

8. Dalacoura K. Islamist Movements as Non-state Actors and their Relevance to International Relations. Josselin D., Wallace W., eds. Non-state Actors in World Politics. London, Palgrave Macmillan, 2001, pp. 235-248.

9. *9. Wolfers A. The Actors in World Politics. Wolfers A., ed. Discord and Collaboration: Essays on International Politics, Baltimore, Md: Johns Hopkins Press, 1962. 303 p.

10. Burton J.W. Systems, States, Diplomacy and Rules. Cambridge, Cambridge University Press, I968. 251 p.

11. Rosenau J.N., ed. Linkage Politics: Essays on the Convergence of National and Systems. New York, Free Press, I969. 352 p.

12. Menderhausen H. Transnational Society vs. State Sovereignty. Kyklos, 1969, vol. 22, no. 2, pp. 251-275.

13. Nye J.S., Keohane R.O. Transnational Relations and World Politics: An Introduction. International Organization, 1971, vol. 25, no. 3, pp. 329-349.

14. Лебедева М. Акторы в международных отношениях и мировой политике. [Lebedeva M. Aktory v mezhdunarodnykh otnosheniyakh i mirovoi politike [Actors of International Relations and World Politics]] Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/aktory-v-mezhdunarodnykh-otnosheniyakh-i-mirovoy-politike/ (accessed 30.03.2020).

15. Taylor P. Nonstate Actors in International Politics: from Transregional to Substate Organizations. Boulder, Colorado – London, Westview Press, 1984. 268 p.

16. Ligon G.S., Logan M.K. Antecedents of Organizational Sophistication in Violent Non-State Actors. Available at: https://nsiteam.com/social/wp-content/uploads/2020/01/200110-Ligon-and-Logan-Slides.pdf (accessed 30.03.2020).

17. Hammond A. Analysis: Saudi Gulf union plan stumbles as wary leaders seek detail. Available at: https://www.reuters.com/article/us-gulf-union/analysis-saudi-gulf-union-plan-stumbles-as-wary-leaders-seek-detail-idUSBRE84G0WN20120517#yXXzFWO86KSvvlPV.97 (accessed 30.03.2020).

18. Интервью авторов с министром иностранных дел Бахрейна Халидом Аль Халифой. Москва, 2019 г. [Authors’ interview with Minister of Foreign Affairs of Bahrain Khalid al Khalifa. Moscow, 2019 (In Russ.)]

19. McMillan M.E. Fathers and Sons. The Rise and Fall of Political Dynasty in the Middle East. New York, Pallgrave Macmillan, 2013. 163 p.

20. Radpey L. Kurdish Regional Self-rule Administration in Syria: A new Model of Statehood and its Status in International Law Compared to the Kurdistan Regional Government (KRG) in Iraq. Japanese Journal of Political Science, 2016, vol. 17, issue 3, pp. 468-488.

21. Palani K., Khidir J., Dechesne M., Bakker E. De facto states engagement with parent states: Kurdistan’s engagement with the Iraqi Government. British Journal of Middle Eastern Studies, 2020, DOI:10.1080/13530194.2020.1714429

22. Tilleli E. Le mouvement citoyen de Kabylie. Pouvoirs, 2003, no. 3/106, pp.149-162.

23. Ucko D. Militias, tribes and insurgents: The challenge of political reintegration in Iraq Conflict. Security & Development, 2008, no. 8:3, pp. 341-373. DOI:10.1080/14678800802358171

24. Pack О. Kingdom of Militias. Libya’s Second Was of Post-Qadhafi Succession. Available at: https://www.ispionline.it/sites/default/files/pubblicazioni/ispi_analysis_libya_pack_may_2019_0.pdf (accessed 30.03.2020).

25. Al-Tamimi A.J. From Jabhat al-Nusra to Hay'at Tahrir al-Sham: Evolution, Approach and Future. Available at: https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=8cfa4cdb-e337-820d-d0bd-4cd998f38612&groupId=252038 (accessed 30.03.2020).

26. Panić M. Transnational Corporations and the Nation State. Kozul-Wright R., Rowthorn R., eds. Transnational Corporations and the Global Economy. London, Palgrave Macmillan, 1998, pp. 244-276.

27. Крастев И. Семь первых уроков глобального коронавирусного кризиса. [Krastev I. Sem’ pervykh urokov global’nogo koronavirusnogo krizisa [The First Seven Lessons of the Global Coronavirus Crisis]] Available at: https://globalaffairs.ru/articles/sem-urokov-koronakrizisa/ (accessed 30.03.2020).

28. О российской Концепции обеспечения коллективной безопасности в зоне Персидского залива. [About Russia’s Security Concept for the Gulf Area (In Russ.)] Available at: https://www.mid.ru/rossijskaa-koncepcia-kollektivnoj-bezopasnosti-v-zone-persidskogo-zaliva/-/asset_publisher/2lVdNGBn6g2B/content/id/3733575 (accessed 30.03.2020).

29. Levitt M. Hezbollah as a Criminal Organisation. Available at: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/hezbollah-as-a-criminal-organisation (accessed 30.03.2020).

30. Ligon G., Harms M., Crowe J. et al. ISIL: Branding, Leadership Culture and Lethal Attraction. Report to the Office of University Programs, Science and Technology Dir

31. Elbahy R. Deterring violent non-state actors: dilemmas and implications. Journal of Humanities and Applied Social Sciences, 2019, vol. 1, no. 1, pp. 43-54.

32. Звягельская И.Д. Ближний Восток и Центральная Азия. Глобальные тренды в региональном исполнении. Москва, Аспект Пресс, 2019. 224 с. [Zvyagelskaya I.D. Blizhnii Vostok i Tsentral’naya Aziya. Globalnye trendy v regional’nom ispolnenii [Middle East and Central Asia. Global Trends in Regional Versions]. Moscow, Aspekt Press, 2019. 224 p.]

33. Williams P. Violent non-state actors and national and international security. Available at: https://www.files.ethz.ch/isn/93880/VNSAs.pdf (accessed 30.03.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх