Индия: от “реформы М. Сингха” к экономической политике Н. Моди

 
Код статьиS013122270010251-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-5-118-123
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №5
Страницы118-123
Аннотация

В начале 1990-х годов “реформа Манмохана Сингха” выступила в роли ускорителя социальных и политических перемен, которые были вызваны необходимостью разрешения противоречий, препятствовавших дальнейшему развитию страны. В статье подчеркивается, что экономические преобразования достигают желаемого эффекта только тогда, когда сопровождаются надлежащими изменениями политических механизмов и институтов. В фокусе внимания автора – основные движущие мотивы и факторы пореформенной стратегии развития, трудности на пути ее реализации, а также возможности их преодоления правительством Нарендры Моди.

Ключевые словаИндия, “реформа М. Сингха”, отношения “центр–штаты”, Нарендра Моди, региональные диспаритеты, стратегия развития
Получено14.04.2020
Дата публикации16.04.2020
Кол-во символов20946
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Как справедливо отмечено Д.Б. Абрамовым, эволюция индийской модели развития включает в себя различные этапы. Она берет начало со времен Джавахарлала Неру – первого премьер-министра страны, чья масштабная созидательная деятельность вошла в историю под названием “эпоха Неру”. В течение примерно четырех десятилетий стабильное функционирование отношений “центр–штаты” – узлового компонента политической системы Республики Индия – базировалось на принципах унитаризма и поддерживалось доминированием партии Индийский национальный конгресс (ИНК). Но в начале 1990-х годов в общественно-политическом устройстве страны произошли изменения, связанные с осуществлением “реформы М. Сингха”1. 1. Экономическая реформа 1991 г. в Индии вошла в историю под названием “реформа М. Сингха” по имени проводившего ее министра финансов.
2 Эти реформы повлияли на изменение существовавшей с момента достижения независимости модели развития. Действие преобразующих сил в условиях многосоставного, социально-поляризованного индийского общества неизменно сопровождается различными трудностями, преодоление которых требует политической адаптации к условиям формирующейся рыночно ориентированной экономики.
3

ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1991 г.

4 Необходимость трансформации модели развития индийского государства была вызвана теми противоречиями и кризисными явлениями, которые явно обозначились на рубеже 1980–1990-х годов.
5 Нараставшие весь 1990/1991 ф. г. негативные признаки в экономике, достигли в июле 1991 г. своей наивысшей точки, вылившись в острый платежный кризис. Валютные резервы Индии сократились до предельно низкого уровня, и экономика страны впервые за всю историю независимости оказалась на грани дефолта. Трудности индийской экономики были вызваны рядом причин и обстоятельств как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним факторам следует отнести колебания цен на нефть в течение 1990–1991 гг. из-за войны в Персидском заливе, а также то обстоятельство, что с распадом Советского Союза индийские отрасли промышленности, в основном ориентированные на экспорт, утратили в его лице надежного торгового партнера и огромный рынок сбыта. Внутренние факторы были связаны прежде всего с тем, что господствовавший в хозяйственной сфере госсектор в значительной мере исчерпал мобилизационные возможности для дальнейшего роста.
6 После того как по итогам десятых парламентских выборов весной 1991 г. партия ИНК получила возможность сформировать “правительство меньшинства” во главе с премьер-министром П.В. Нарасимха Рао, был дан старт новой экономической политике. Ее цель состояла в том, чтобы не только добиться текущей макроэкономической стабильности, но и запустить долгосрочный процесс, который придал бы всем сферам индийской экономики новый импульс развития. Основной массив пакета структурных изменений охватывал наиболее “зарегулированные” области торговой практики, а также промышленной импортной политики. Он включал следующие шаги:
  • во-первых, допуск частных предприятий в некоторые ранее зарезервированные за государственным сектором отрасли промышленности2;
  • во-вторых, создание благоприятных условий для увеличения притока инвестиций (в том числе иностранных);
  • в-третьих, снятие количественных ограничений на импортные товары и услуги;
  • в-четвертых, упразднение процедуры обязательного лицензирования почти во всех отраслях промышленности3.
2. После реформы за госсектором остались несколько базовых отраслей – атомная энергетика, добыча и производство радиоактивных минеральных ресурсов, железнодорожный транспорт, производство оружия, боеприпасов и военной техники, угольная промышленность, нефтепродукты.

3. Исключением являются те отрасли, которые представляют стратегический интерес.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1977

Оценка читателей: голосов 0

1. Budget 1991-1992 Speech of Shri Manmohan Singh Minister of Finance. 24th July 1991. Available at: https://www.indiabudget.gov.in/doc/bspeech/bs199192.pdf (accessed 03.01.2018).

2. Mishra S.N., Mishra S., Pal Ch. Decentralised Planning and Panchayati Raj Institutions. New Delhi, Mittal Publications, 2000. 191 p.

3. Election Сommission of India. “General elections, 2014 (16th Lok Sabha)”. Available at: http://eci.nic.in/eci_main1/statistical_reportge2014.aspx (accessed 12.03.2018).

4. NITI Aayog. About the Aspirational Districts Programme. Available at: http://niti.gov.in/about-aspirational-districts-programme (accessed 17.01.2019).

5. India’s Doing Business Achievements. Report 2018. Government of India. Ministry of Commerce and Industry. Department of Industrial Policy and Promotion. Available at: http://dipp.nic.in/doing-business-report-2018-highlights (accessed 18.07.2018).

6. An Overview of India’s Economic Performance in 2017–2018. Chapter 1. Available at: https://www.thehinducentre.com/multimedia/archive/03223/Economic_Survey_20_3223794a.pdf (accessed 18.07.2018).

7. PM ‘Jan Dhan’ Yojana Launched; 1,5 Crore Bank Accounts Opened in a Day. Economic Times, 2014. Available at: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/pm-jan-dhan-yojana-launched-1-5-crore-bank-accounts-opened-in-a-day/articleshow/41093413.cms?from=mdr (accessed 14.05.2018).

8. More than 30 Crore Accounts Opened under Pradhan Mantri Jan Dhan Yojana. Press Information Bureau. 20.12.2017. Available at: https://pib.gov.in/newsite/PrintRelease.aspx?relid=174575 (accessed 14.05.2018).

9. GST to Boost GDP by 2%, Attract Foreign Investors: Industry Leaders. Business-standard, 2016. Available at: https://www.business-standard.com/article/economy-policy/gst-to-boost-gdp-by-2-attract-foreign-investors-industry-leaders-116080401042_1.html (accessed 15.05.2018).

10. Panicker R.S. “I Doubted GST as Chief Minister”: PM Modi Answers Critics. NDTV, 2016. Available at: https://www.ndtv.com/india-news/i-had-concerns-on-gst-as-gujarat-chief-minister-says-pm-modi-1441730 (accessed 14.07.2018).

11. Bank Recapitalisation Plan “Monumental Step Forward”: Urjit Patel. NDTV, 2017. Available at: https://www.ndtv.com/business/urjit-patel-lauds-bank-recapitalisation-plan-1766905 (accessed 14.05.2018).

12. SBI to See Consolidation Gains in 2-3 Years. The New Indian Express, 2018. Available at: https://www.newindianexpress.com/business/2018/nov/13/sbi-to-see-consolidation-gains-in-2-3-years-1897435.html (accessed 17.01.2019).

13. The Government Logic behind the Proposed Merger of Three Banks. Economic Times, 2018. Available at: https://economictimes.indiatimes.com/industry/banking/finance/banking/the-government-logic-behind-the-merger-of-three-banks/articleshow/65844701.cms (accessed 16.01.2019).

14. Cabinet Agrees to Merge PSU Banks after SBI Consolidation, Appoints Panel to Supervise. Business Today, 2017. Available at: https://www.businesstoday.in/sectors/banks/cabinet-agrees-to-merge-psu-banks-after-sbi-consolidation-pnb-bank-of-india-arun-jaitley/story/258907.html (accessed 16.01.2019).

15. Union Cabinet Approves Proposal to Hike MSP by 50 Per Cent for 14 Crops for Kharif Season. The New Indian Express, 2018. Available at: https://www.newindianexpress.com/nation/2018/jul/04/union-cabinet-approves-proposal-to-hike-msp-by-50-per-cent-for-14-crops-for-kharif-season-1838072.html (accessed 18.07.2018).

16. Shukla A. NITI Aayog Fears Increase in MSP May Add to Inflation. The New Indian Express, 2018. Available at: https://www.newindianexpress.com/business/2018/apr/12/niti-aayog-fears-increase-in-msp-may-add-to-inflation-1800237.html (accessed 18.07.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх