Безработица в массовом восприятии европейцев

 
Код статьиS013122270010229-2-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-4-84-95
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №4
Страницы84-95
Аннотация

Об уровне безработицы можно судить по ее статистическим показателям, которые, являясь объективной оценкой ситуации на рынке труда, посылают определенные сигналы не только правительствам и бизнесу, но и отдельным индивидам. На восприятие последними таких сигналов может влиять масса факторов, в результате чего высокая безработица может казаться низкой, а низкая – высокой. Искаженное видение реальности, в свою очередь, меняет и поведение людей. Гипертрофированные представления о масштабах безработицы тесно связаны со страхом потери работы, с низкой оплатой труда, с негативными оценками деятельности институтов власти.

Ключевые словауровень безработицы, восприятие безработицы, страх безработицы, ошибки восприятия, межстрановые сопоставления, Европейское социальное обследование, экономическое поведение
Получено10.03.2020
Дата публикации11.03.2020
Кол-во символов37090
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Безработица – один из фундаментальных макроэкономических факторов, влияющих и на социальное поведение людей, и на их отношение к деятельности общественных институтов. Поэтому крайне важно понимать, как и под воздействием каких обстоятельств она отражается в массовом сознании.
2 Высокий уровень безработицы побуждает работников крепче держаться за рабочие места и быть более покладистыми по отношению к решениям работодателей, снижая склонность требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда. Что же касается незанятых, то при высокой безработице растет их готовность соглашаться на любые вакансии, полагая, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Эти зависимости/корреляции "зашиты" в основные модели экономики труда.
3 Если внешняя среда влияет на поведение, то возникает вопрос: как индивиды эту среду "видят"? Адекватно ли они оценивают ситуацию на рынке труда? Восприятие реальности может отличаться от самой реальности. В силу разных причин индивиды могут как недооценивать фактическую безработицу, так и переоценивать ее. В этом случае поведение людей может отталкиваться не от фактов, а от их субъективных представлений о том, что происходит вокруг. Соответственно реальные последствия могут отличаться от прогнозируемых.
4 Общепризнано, что поиск информации является элементом инвестиций в человеческий капитал, а недоинвестирование в него чревато потерями, в том числе в заработной плате. Правильное понимание ситуации, трезвая оценка своих возможностей ускоряет поиск работы, и наоборот, отсутствие информации демотивирует индивидов [1].
5 Как показывают исследования, индивиды часто заблуждаются насчет того, каков фактический уровень безработицы. Преувеличенные представления о ее масштабах тесно связаны с ощущением высокой вероятности потери работы в ближайшее время и с более низкой оплатой труда [2, 3]. Страх безработицы, сопровождающий завышенные представления о ней, в свою очередь усиливает готовность индивидов принимать ухудшение условий работы [4, 5, 6, 7]. В научной литературе приводятся свидетельства того, что негативное отношение к деятельности правительства и электоральное поведение также коррелируют с ошибочной оценкой объективной ситуации на рынке труда [8].
6 Тематика безработицы и влияния последней на субъективное благополучие очень популярна и буквально исхожена вдоль и поперек. По понятным причинам поток научных работ, посвященных этим проблемам, усилился после глобального финансово-экономического кризиса конца прошлого десятилетия. Однако исследования связи фактической и воспринимаемой безработицы и возможных последствий расхождений между ними пока еще редки.
7 В данной работе мы анализируем представления жителей европейских стран об уровне безработицы в их странах. Эти представления сравниваются с объективными данными, публикуемыми национальными статистическими службами. Задача статьи – анализ расхождений между восприятием масштабов безработицы и реальной ситуацией на рынке труда.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1029

Оценка читателей: голосов 0

1. Stigler G. Information in the labor market. The Journal of Political Economy, 1962, no. 5, pp. 94-105.

2. Orland A. Personality Traits and the Perception of Macroeconomic Indicators – Survey Evidence. Working Paper Ruhr Economic Papers, 0424. Bochum, Rheinisch-Westfälisches Institut für Wirtschaftsforschung, 2013. 47 p.

3. Cardoso A. R., Loviglio A., Piemontese L. Misperceptions of Unemployment and Individual Labor Market Outcomes. IZA Journal of Labor Policy, 2016, vol. 5, issue 13, pp. 1-22.

4. Blanchflower D.G. Fear, Unemployment and Pay Flexibility. Economic Journal, 1991, vol. 101, issue 406, pp. 483-496.

5. Blanchflower D., Shadforth Ch. Fear, Unemployment and Migration. NBER Working Paper, no. 13506. Cambridge, MA, October 2007. 55 p.

6. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Ратникова Т. Страх безработицы и гибкость заработной платы в России. Экономический журнал ВШЭ, 2003, т. 7, № 3, сс. 341-370. [Gimpelson V., Kapeliushnikov R., Ratnikova T. Strakh bezrabotitsy i gibkost' zarabotnoi platy v Rossii [Fear of Unemployment and Wage Flexibility in Russia]. Ekonomicheskiy Zhurnal VSHE, 2003, vol. 7, no. 3, pp. 341-370.

7. Гимпельсон В., Монусова Г. Страх безработицы: опыт межстрановых сопоставлений. Вопросы экономики, 2010, № 2, сс. 117-138. [Gimpelson V., Monusova G. Strakh bezrabotitsy: opyt mezhstranovykh sopostavlenii [Fear of Unemployment: Cross-Country Comparisons]. Voprosy ekonomiki, 2010, no. 2, pp. 117-138.]

8. Kunovich R. Perceived Unemployment: the Sources and Consequences of Misperception. International Journal of Sociology, 2013, vol. 42, no. 4, pp. 100-123.

9. The European Social Survey. Available at: https://www.europeansocialsurvey.org (accessed 10.10.2019).

10. ILOSTAT. Available at: https://www.ilo.org/ilostat (accessed 10.10.2019).

11. OECDstat. Available at: http://www.oecd.org/employment/emp/oecdindicatorsofemploymentprotection.htm (accessed 15.10.2019).

12. IPSOS MORI. Available at: https://www.ipsos.com/sites/default/files/publication/1970-01/ipsos-mori-global-trends-2014.pdf (accessed 23.10.2019).

13. Europeans’ Knowledge of Economic Indicators. Special Eurobarometer. Brussels, The European Commission. April 2008. 69 p.

14. IPSOS VIEWS Perils of Perception. Available at: https://www.ipsos.com/sites/default/files/publication/1970-01/ipsos-views-perils-of-perception-april-2016.pdf (accessed 17.10.2019).

15. Employment Outlook. Chapter 5. Is Job Insecurity on the Increase in OECD Countries? Paris, OECD, 1997. Available at: http://www.oecd.org/employment/emp/2080463.pdf (accessed 12.08.2019).

16. Erlinghagen M. Self-perceived Job Insecurity and Social Context. Are There Different European Cultures of Anxiety? German Institute for Economic Research. DIW, Berlin, DP 688, April 2007. 40 p.

17. Green F., Dickerson A., Carruth A., Campbell D. An Analysis of Subjective Views of Job Insecurity. Department of Economics Discussion Paper. Canterbury, April 2001. 25 p.

18. Economic and Financial Affairs. European Commission. Available at: https://europa.eu/economy_finance/db_indicators/tab/ (accessed 25.10.2019).

19. Doing Business 2010. Available at: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB10-FullReport.pdf (accessed 27.10.2019).

20. Treisman D. The Geography of Fear. NBER Working Paper, 2011, no. 16838. 63 p.

21. Conover P.J., Feldman S., Knight K. Judging Inflation and Unemployment: the Origins of Retrospective Evaluations. The Journal of Politics, 1986, no. 3, pp. 565-588.

22. Duffy D., Lunn P.D. The Misperception of Inflation by Irish Consumers. The Economic and Social Review, 2009, vol. 40, no. 2, pp. 139-163.

23. Гудков Л. Страх как рамка понимания происходящего. Мониторинг общественного мнения, 1999, № 6, сс. 46-53. [Gudkov L. Strakh kak ramka ponimaniya proiskhodyashchego [Fear as a Framework for Understanding what is Happening]. Monitoring obtshestvennogo mneniya, 1999, no. 6, pp. 46-53.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх