Проблемы регулирования трудовой миграции в современной России

 
Код статьиS013122270009015-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-3-105-110
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №3
Страницы105-110
Аннотация

В статье рассматриваются современные проблемы регулирования трудовой миграции в России. Принята новая Концепция миграционной политики, что является показателем смены приоритетов, целей и задач миграционной политики, системы миграционного регулирования. Сегодня в регулировании трудовой миграции (в том числе визовой) накопилось много проблем, которые требуют своего разрешения на основе программно-целевых подходов.

Ключевые словатрудовая миграция, миграционная политика, рынок труда, иностранная рабочая сила, квоты
Получено29.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов16396
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 Тема миграции привлекает в последнее время пристальное внимание как средств массовой информации, так и исследователей. И подобный интерес вполне обоснован не только серьезными последствиями европейского миграционного кризиса 2015–2016 гг., движением "караванов" беженцев из стран Центральной Америки в сторону границ США, но и главным образом необходимостью извлечения уроков, осмысления причин, механизмов и направлений трансформации миграционной политики принимающих стран именно в последнее время.
2 Трудовая миграция выступает базовым компонентом территориальной трансграничной мобильности, роль которой постоянно возрастает. По расчетам ООН, в 2017 г. из 234 млн мигрантов в трудоспособном возрасте (15+) 164 млн – трудовые мигранты. Это 59.2% всех трансграничных мигрантов, 70.1% мигрантов в трудоспособном возрасте и 4.7% – всех работников [1, pр. 5-7].
3 Анализ практик иммиграционного регулирования основных принимающих стран наглядно свидетельствует о смене приоритетов. Защита национальных рынков труда, борьба с нелегальной занятостью иммигрантов, привлечение четко артикулированных и конкретных категорий трудовых мигрантов, переход к циркулярным моделям временной трудовой миграции и предотвращение расползания угрозы терроризма выдвигаются на передний план.
4 Это сопровождается кардинальной трансформацией институтов иммиграционного регулирования, совершенствованием систем отбора и отсева претендентов на въезд.
5 В отечественной практике это проявляется не только через оживленную экспертную дискуссию по проблеме миграции, но главным образом через определение задач миграционной политики на среднесрочную перспективу. Смена векторов политики четко просматривается в "Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы" [2]. По сравнению с Концепцией 2012 г. можно констатировать заметный прогресс в определении приоритетов, адекватных социально-экономической и политической ситуации, к которой стране предстоит адаптироваться в ближайшие годы.
6 Вместе с тем трансформация миграционной политики основных принимающих стран, все более целенаправленно акцентирующих роль трудовой миграции в повышении экономической конкурентоспособности, как представляется, не получила необходимого отражения в данном документе.
7 Как известно, система регулирования притока и использования иностранной рабочей силы (ИРС) в России включает три категории трудовых мигрантов: из них две безвизовых – граждане стран – членов ЕАЭС, приравниваемые к национальной рабочей силе, выходцы из прочих стран СНГ (работа на основе патента) и визовый поток трудовых мигрантов из третьих стран. Последняя категория включает как квотируемые категории трудовых мигрантов, так и высококвалифицированных специалистов, привлекаемых вне квоты.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 977

Оценка читателей: голосов 0

1. ILO Global Estimates on International Migrant Workers – Results and Methodology. 2nd ed. Geneva, ILO, 2018. 78 p.

2. Указ Президента РФ "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы". [Presidential Decree "On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025" (In Russ.)] Available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/58986 (accessed 10.11.2018).

3. Минтруд РФ. Информация от 27 ноября 2017 г. [Ministry of Labor of the Russian Federation. Information dated November 27, 2017 (In Russ.)] Available at: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/1278 (accessed 10.11.2018).

4. Минтруд РФ. Информация от 3 декабря 2018 г. [Ministry of Labor of the Russian Federation. Information of December 3, 2018 (In Russ.)] Available at: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/1301 (accessed 10.12.2018).

5. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь–декабрь 2018 года. МВД РФ, 25.01.2019. [Summary of Key Performance Indicators on the Migration Situation in the Russian Federation in January–December 2018. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 01.25.2019 (In Russ.)] Available at: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/15850787/ (accessed 15.02.2019).

6. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь–декабрь 2018 года с распределением по странам и регионам. МВД РФ, 24.01.2019. [Selected Indicators of the Migration Situation in the Russian Federation in January-December 2018 with Distribution by Countries and Regions. The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 01.24.2019 (In Russ.)] Available at: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/15851053/ (accessed 15.02.2019).

7. Руководитель ГУВМ МВД России Валентина Казакова рассказала журналистам об основных направлениях миграционной политики. МВД РФ, 25.01.2019. [Head of the Main Department of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs of Russia Valentina Kazakova Told Reporters about the Main Directions of Migration Policy. Ministry of Internal Affairs, 01.25.2019 (In Russ.)] Available at: https://мвд.рф/Fotoarhiv/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B3%D1%83%D0%B2%D0%BC-%D0%BC%D0%B2%D0%B4-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BA (accessed 05.02.2019).

8. Алиев С.Б., отв. ред. Управление процессами экономической трудовой миграции в странах ЕАЭС и СНГ. Караганда, КарГТУ, 2016. 216 с. [Aliev S.B., ed. Upravlenie protsessami ekonomicheskoi trudovoi migratsii v stranakh EAES i SNG [Managing the Processes of Economic Labor Migration in the Countries of the EAEU and the CIS]. Karaganda, KarSTU, 2016. 216 р.]

9. Миграции как глобальная проблема и развитие России. [Migrations as a Global Problem and the Development of Russia (In Russ.)] Available at: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/na_sluzhbe/v_obshestv2/migracii_k.html (accessed 26.04.2019).

10. Социально-экономическое положение России. 2018 год. Росстат, 2018. [Socio-economic Situation in Russia. 2018. Rosstat, 2018 (In Russ.)] Available at: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/social/osn-12-2018.pdf (accessed 26.02.2019).

11. О межрегиональной трудовой миграции в 2017 году. Росстат, 13.11.2018. [On Interregional Labor Migration in 2017. Rosstat, 13.11.2018 (In Russ.)] Available at: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2017.htm (accessed 26.02.2019).

12. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2017 г. № 1479 “Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2018 год”. [Resolution of the Government of the Russian Federation of December 6, 2017 No. 1479 “On Determining the Need for Attracting Foreign Workers Arriving in the Russian Federation on the Basis of a Visa, Including by Priority Professional Qualification Groups, and Approving Quotas for 2018” (In Russ.)] Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71726610/ (accessed 26.02.2019).

13. Постановление Правительства РФ от 23 июня 2018 г. № 721 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 1479. [Resolution of the Government of the Russian Federation of June 23, 2018 No. 721 "On Amendments to the Resolution of the Government of the Russian Federation of December 6, 2017 No. 1479 (In Russ.)] Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=300992&rnd=31FA3767F7B818B7213F7A343D42391E&from=284523-6#06781079719658127 (accessed 27.02.2019).

14. Приказ Минтруда России № 658н от 24 октября 2018 г. [Order of the Ministry of Labor of Russia No. 658n of October 24, 2018 (In Russ.)] Available at: https://rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/1325 (27.02.2019).

15. Миграционная политика: некоторые факты за 6 лет. Правительство РФ, 11.04.2018. [Migration Policy: Some Facts over 6 Years. Government of the Russian Federation, 11.04.2018 (In Russ.)] Available at: http://government.ru/news/32224/ (27.02.2019).

16. Комаровский В.В. Спонсорство как феномен иммиграционного регулирования. Миграционный кризис: международное сотрудничество и национальные стратегии. Сборник научных статей. Москва, ИД "Дело", РАНХиГИС, 2017, сс. 133-156. [Komarovsky V.V. Sponsorstvo kak fenomen immigratsionnogo regulirovaniya [Sponsorship as a Phenomenon of Immigration Regulation]. Migratsionnyi krizis: mezhdunarodnoe sotrudnichestvo i natsional'nye strategii. Sbornik nauchnykh statei [Migration Crisis: International Cooperation and National Strategies. Collection of Scientific Articles]. Moscow, Delo Publishing House, RANHiGIS, 2017, pp. 133-156.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх