Остановка или тупик? Элиты США о кризисе ДРСМД

 
Код статьиS013122270009005-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-3-20-28
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Адрес: РФ, 410012 Саратов, ул. Астраханская, 83
Аффилиация: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Адрес: РФ, 410012 Саратов, ул. Астраханская, 83
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №3
Страницы20-28
Аннотация

Статья посвящена анализу восприятия в США политики администрации Д. Трампа в отношении контроля над вооружением в целом и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) в частности. В контексте эволюции и основных компонентов этой политики авторы изучают отношение к ней наиболее активных и влиятельных элитарных групп (неолибералов, реалистов и консерваторов). Делается вывод о существовавшей возможности компромисса между группами на основе возможного расширения ДРСМД за счет Китая и при поддержке России. В противном случае под угрозу будет поставлена пролонгация Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), а значит и модернизация ядерной триады США.

Ключевые словаДРСМД, СНВ-3, контроль над вооружениями, США, Россия, Китай, неолибералы, реалисты, консерваторы
Получено29.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов33589
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Проблема контроля над вооружениями в целом и соблюдения Договора о ракетах средней и малой дальности в частности не являлась фактором американских президентских выборов 2016 г. – тогда претенденты на ней практически не фокусировались. Однако в период кампании 2020 г. этот вопрос, скорее всего, будет активно обсуждаться. Поэтому выявление позиций разных политических сил в США в отношении данной проблемы может представлять интерес с точки зрения прогнозирования возможных конфликтов между группами интересов.
2 В рамках ДРСМД, который подписали лидеры США и СССР Р. Рейган и М. Горбачев 8 декабря 1987 г., был фактически ликвидирован не только целый класс передовых для своего времени ракет ("Першинг-2" и РСД-10 "Пионер"), но и инициирован процесс создания системы глобальной стратегической безопасности. Этот процесс включал в себя Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), а также президентские ядерные инициативы (ПЯИ) и т.д.
3 В рамках ДРСМД к 1 июня 1991 г. было ликвидировано 1846 советских и 846 американских ракет, после чего почти четверть века стороны не предъявляли друг другу претензий. Правда, иногда прорывались неофициальные сообщения о неформальной обеспокоенности сторон. Так, сообщалось, что в 2004 и 2007 гг. имели место попытки Москвы начать разговор с Вашингтоном о том, что Договор устарел, а с 2012 г. шел скрытый диалог между сторонами по поводу возможных взаимных нарушений последнего [1]. Основные события начали разворачиваться с июля 2014 г., когда администрация Б. Обамы официально обвинила Москву в нарушении обязательств в рамках ДРСМД [2]. В 2017 г. уже администрация Д. Трампа высказала претензии в адрес РФ по поводу развертывания наземных крылатых ракет (по российской классификации 9М729) [3]. Россия их не принимала и требовала доказательств, которые США не предоставляли, ссылаясь на секретность источников и методики сбора информации. Москва выдвигала при этом встречные обвинения, включавшие указания на пусковые установки Mk-41, ударные дроны и ракеты-мишени для испытания европейской ПРО. Вашингтон их также категорически отвергал [4].
4 Хотя, как отмечалось, в программе кандидата в президенты Д. Трампа проблема ДРСМД не фигурировала, уже в феврале 2017 г. он заявил, что этот Договор – "плохая сделка" [5]. Подобная оценка была симптоматична – новый президент искал точки политической опоры внутри американского истеблишмента. Такую опору, то есть фактически программу в данном вопросе, с готовностью предоставили соратники по партии. Уже в ноябре 2016 г. рупор консервативной группировки республиканцев мозговой центр Heritage Foundation опубликовал программный документ, в рамках которого новой администрации было рекомендовано выйти из ДРСМД и СНВ-3, а также отказаться от ратификации ДВЗЯИ [6].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 858

Оценка читателей: голосов 0

1. Kühn U., Péczeli A. Russia, NATO, and the INF Treaty. February 28, 2017. Available at: https://www.airuniversity.af.edu/Portals/10/SSQ/documents/Volume-11_Issue-1/Peczeli.pdf (accessed 14.04.2019).

2. Adherence to and Compliance with Arms Control, Nonproliferation, and Disarmament Agreements and Commitments. U.S. Department of State. July, 2014. Available at: https://2009-2017.state.gov/documents/organization/230108.pdf (accessed 25.12.2019).

3. INF Diplomacy Highlights Timeline. U.S. Embassy & Consulates in Russia. November 16, 2018. Available at: https://ru.usembassy.gov/inf-diplomacy-highlights-timeline/ (accessed 25.12. 2019).

4. Cheating and the Administration’s Responses. U.S. Congress. House Hearing, 113 Congress. December 10, 2014. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CHRG-113hhrg91846/html/CHRG-113hhrg91846.htm (accessed 15.04.2019).

5. Gramer R., Seligman L. The INF Treaty Is Dead. Is New START Next? February 1, 2019. Available at: https://foreignpolicy.com/2019/02/01/the-inf-treaty-is-dead-is-new-start-next-russia-arms/ (accessed 19.04.2019).

6. Dodge M. The Trump Administration’s Nuclear Weapons Policy: First Steps. November 30, 2016. Available at: https://www.heritage.org/defense/report/the-trump-administrations-nuclear-weapons-policy-first-steps (accessed 28.04.2019).

7. Trump Administration INF Treaty Integrated Strategy. U.S. Department of State. Press Statement. December 8, 2017. Available at: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2017/12/276363.htm (accessed 14.04.2019).

8. Pifer S. The Blame Game Begins over the INF Treaty’s Demise, and Washington is Losing. January 25, 2019. Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/01/25/the-blame-game-begins-over-the-inf-treatys-demise-and-washington-is-losing/ (accessed 12.04.2019).

9. O’Hanlon M. Exiting Reagan’s Historic INF Treaty is a Bad Idea. Here’s How Trump should Try to Fix It. October 25, 2018. Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2018/10/25/exiting-reagans-historic-inf-treaty-is-a-bad-idea-heres-how-trump-should-try-to-fix-it/ (accessed 28.04. 2019).

10. Pifer S. The Trump Administration and Nuclear Arms Control Treaties. December 2, 2016. Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2016/12/02/the-trump-administration-and-nuclear-arms-control-treaties/ (19.04.2019).

11. Rose F. The End of an Era? The INF Treaty, New START, and the Future of Strategic Stability. February 12, 2019. Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/02/12/the-end-of-an-era-the-inf-treaty-new-start-and-the-future-of-strategic-stability/ (accessed 28.04.2019).

12. Tennis M., Talbott S. Another Arms Race? No and Nyet. February 20, 2018. Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2018/02/20/another-arms-race-no-and-nyet (accessed 11.04.2019).

13. Pifer S. What should Obama do about Russia and the INF Treaty? Channel Reagan. July 30, 2014. Available at: https://www.latimes.com/opinion/op-ed/la-oe-pifer-russia-missile-test-20140731-story.html (accessed 19.04.2019).

14. Bash J., Simakovsky M. Four Perfectly Trump Reasons Why He Wants Out of the INF Treaty. October 29, 2018. Available at: https://www.defenseone.com/ideas/2018/10/four-reasons-why-trump-wants-out-inf-treaty/152399/ (accessed 24.04.2019).

15. Arms Race Ahead? Everything You Need to Know about the Nuclear Treaty Trump Wants to Ditch. November 15, 2018. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=SvAiNRZVw_o (accessed 25.12.2019).

16. Ward A. Trump May Soon Kill a US-Russia Arms Control Deal. It Might Be a Good Idea. October 22, 2018. Available at: https://www.vox.com/2018/10/22/18008726/trump-russia-inf-treaty-missile-arms-control (accessed 9.04.2019).

17. Kearn D. Facing the Missile Challenge. U.S. Strategy and the Future of the INF Treaty. Available at: https://www.rand.org/pubs/monographs/MG1181.html (accessed 3.04.2019).

18. Dodge M. Russian Intermediate-Range Nuclear Forces: What They Mean for the United States. July 30, 2015. Available at: https://www.heritage.org/europe/report/russian-intermediate-range-nuclear-forces-what-they-mean-the-united-states (accessed 19.04.2019).

19. Brookes P. Trump Right to Consider Pulling Out of INF Treaty. October 23, 2018. Available at: https://www.heritage.org/global-politics/commentary/trump-right-consider-pulling-out-inf-treaty (accessed 23.04.2019).

20. Callender T. The Way Forward for the United States in a Post-INF World. February 1, 2019. Available at: https://www.heritage.org/arms-control/report/the-way-forward-the-united-states-post-inf-world (accessed 19.04.2019).

21. Thiessen M. The Real Reason behind Trump’s Nuclear Treaty Withdrawal isn’t Russia. It’s North Korea. October 25, 2018. Available at: https://www.washingtonpost.com/opinions/trumps-nuclear-treaty-withdrawal-sends-a-message-to-north-korea/2018/10/25/ace9c25e-d86c-11e8-a10f-b51546b10756_story.html?utm_term=.41bac9ad7e8b (accessed 18.04.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх