Перформативная трампономика и финансовый рынок

 
Код статьиS013122270008978-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-2-24-33
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
МГИМО (У) МИД России
Российский институт стратегических исследований
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №2
Страницы24-33
Аннотация

Анализируется влияние сообщений президента США Д.Трампа в микроблоге Twiiter на экономическую динамику. Эмпирической базой исследования выбрана динамика популярности запросов пользователей Google. Сила влияния словесных интервенций Трампа определяется совокупностью факторов, в том числе долгосрочными целями внешней и внутренней политики администрации, результативностью в решении сформулированных задач и широтой распространения информации об этих результатах. Настоящая статья продолжает серию работ автора по разработке концепции экспоненциально масштабируемых событий.

Ключевые словаэкспоненциально масштабируемое событие, трампономика, перформативность, финансовый рынок, экономическая динамика, социальные сети, словесные интервенции
Получено27.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов27028
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Тезис о влиянии заявлений Д. Трампа в микроблоге Twitter на конъюнктуру финансового рынка разделяют многие аналитики и эксперты в области финансовых рынков. Растет количество исследований в данной области (Born J., et al., 2017; Colonescu C., 2018; Juma'h A.H, Alnsour Y., 2018; Qi Ge, et al., 2018 и др.), множатся и примеры общедоступной интерактивной инфографики, используемой мировыми СМИ (Bloomberg, Sydney Morning Herald, Barron's). Гипотеза о влиянии заявлений Д. Трампа на мировую конъюнктуру имеет под собой определенные основания. При изучении публикаций на данную тему складывается впечатление, что его твиты становятся полной неожиданностью для участников рынка, инвесторов, журналистов. Те буквально принимают сиюминутные решения, как будто начиная все с чистого листа. Если так, то о рациональности и эффективности современного финансового рынка нужно просто забыть. Действительно ли твиты Трампа влияют на финансовый рынок, и если да, то каким образом?
2

ПЕРФОРМАТИВНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ТРАМПОНОМИКИ

3 В 2018 г. в социальных сетях появилось яркое и ставшее вирусным определение политики президента Трампа – перформативная жестокость (performative cruelty). Образное выражение быстро подхватили интеллектуалы. Кто-то слышал в нем намек на театральность и позерство главы Белого дома, кто-то делал акцент на жестокости, вспоминая инициативы Трампа, например, в области миграции. Вместе с тем, как обычно бывает в таких случаях, глубинный смысл сказанного остался вне поля зрения. Вопросы о том, может ли быть государственная политика перформативной и жестокой, и как такая политика влияет на простых граждан США, экономику и рынок, остались без ответа.
4 Начнем с определения. Сами термины “перформатив“ и “перформативный” ввел в научный оборот английский философ и лингвист Дж. Остин, изложивший свою концепцию перформативных выражений в серии лекций под общим названием “Как действовать при помощи слов” (How do things with words) [1]. Из концепции следует, что перформативные выражения не описывают положение вещей, события или действия, то есть факты, но их употребление означает производство самих действий. Однако, чтобы “действовать при помощи слов”, необходим ряд условий, которые в конечном счете делают такие выражения не только уместными, но и эффективно влияющими на поступки и поведение других людей. Прежде всего, говорящий должен обладать властью и правом делать то, о чем публично заявляет.
5 Остин не первым увидел созидательную силу слова или в более широком смысле – человеческой речи. Подвергнутый сокрушительной критике в 50-х годах прошлого века русский языковед Н.Я. Марр в свое время теоретизировал относительно того, что обычной звуковой речи предшествовала речь движений (или кинетическая речь). При всей неоднозначности теории Марра высказанные им отдельные гипотезы не выглядят совсем искусственными. По мнению лингвиста, речь складывалась в процессе повторений актов физической деятельности, таких как движения тела или рук. Появившуюся позднее звуковую речь Марр прямо называл орудием власти1]. То есть, изначально действие было словом, что уже само по себе допускало и обратную трансформацию слова в действие, особенно если говорящий наделен властью. 1. См.: Марр Н.Я. Общий курс учения об языке. Избранные работы в 5-ти тт. Т. 2. Ленинград, Государственное социально-экономическое издательство, 1936, сс. 23-126. [Marr N.Ya. General course of language studies. Selected works in 5 vv. Vol. II. Leningrad, State Socio-Economic Publishing, 1936, pp. 23-126 (In Russ.)

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1277

Оценка читателей: голосов 0

1. Austin J.L. How to Do Things with Words. Oxford, Clarendon Press, 1962. 167 p.

2. Shiller R.J. Narrative Economics. NBER Working Paper 23075, January 2017. 57 p. Available at: https://www.nber.org/papers/w23075 (accessed 03.10.2019).

3. Миловидов В.Д. Управление инновационным процессом: как эффективно использовать информацию. Нефтяное хозяйство, 2015, № 6, сс. 10-16. [Milovidov V.D. Upravlenie innovatsionnym protsessom: kak effektivno ispol'zovat' informatsiyu [Management of innovation: how to effectively use the information]. Neftyanoe khozyaistvo, 2015, no. 6, pp. 10-16.]

4. Миловидов В.Д. Услышать шум волны: что мешает предвидеть инновации? Форсайт, 2018, т. 12, № 1, сс. 88-97. [Milovidov V.D. Uslyshat' shum volny: chto meshaet predvidet' innovatsii? [Hearing the sound of the wave: what impedes one’s ability to foresee innovations?] Foresight, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 88-97. DOI:10.17323/2500-2597.2018.1.88.97

5. Yahoo Finance. Available at: https://finance.yahoo.com (accessed 03.10.2019).

6. How Does President Donald Trump Twee? 2016/2019. Tweet Binder Blog. Available at: https://www.tweetbinder.com/blog/trump-twitter/ (accessed 07.10.2019).

7. Google Trends. Available at: https://trends.google.ru/trends/?geo=RU (accessed 18.10.2019).

8. Liu E. Yes, Trump’s Tweets Move the Stock Market. But Not for Long. Barron’s, Sept. 9, 2019. Available at: https://www.barrons.com/articles/donald-trump-twitter-stock-market-51567803655 (accessed 03.10.2019).

9. Sentiment Survey Past Results. American Association of Individual Investors. Available at: https://www.aaii.com/sentimentsurvey/sent_results (accessed 03.10.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх