Государственные программы поддержки малого бизнеса в США

 
Код статьиS013122270007863-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-12-15-22
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: РФ, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №12
Страницы15-22
Аннотация

Проанализированы особенности, недостатки и преимущества федеральных правительственных программ государственной финансово-кредитной и гарантийной поддержки субъектов малого предпринимательства Соединенных Штатов Америки. Дана оценка их эффективности в 2009–2018 гг.

Ключевые словамалые предприятия, стартапы, финансовая кредитно-гарантийная поддержка, инновационная деятельность, кредитные гарантии
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-410-230060-ра.
Получено10.12.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов15538
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современных условиях добиться высокой эффективности государственной политики развития малого предпринимательства (МП) невозможно без глубокого знания ее видов, инструментов финансирования (программ, условий кредитования и кредитных гарантий), специфики самих субъектов (малых и средних предприятий), на которых она направлена. Неверная оценка реального положения и кредитных потребностей предприятий исследуемого сектора не позволяет своевременно формировать необходимую правовую базу и принимать адекватные меры оперативного регулирования.
2 Малое предпринимательство – предмет многочисленных исследований. Значительное внимание в них уделяется проблемам создания благоприятной экономической среды, оказания финансово-кредитной и иной поддержки в целях обеспечения устойчивого роста малого и среднего бизнеса [1–11]. Проводится анализ негативных факторов (отсутствия бизнес-моделей, знаний о конъюнктуре рынка, нехватки финансовых средств), приводящих к снижению уровня занятости и банкротству предприятий [3, 12, 13, 14]. Изучается специфика государственной финансово-кредитной поддержки сектора МП в США и ее влияние на уровень занятости [15, 16, 17]. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в Соединенных Штатах создана одна из наиболее эффективных моделей финансовой и кредитно-гарантийной поддержки малых предприятий, накоплен большой опыт в применении программно-целевого подхода [4, 15, 16, 17].
3 Цель статьи – сравнение основных программ и инструментов финансово-кредитной и гарантийной поддержки МП в США1, выявление их особенностей, преимуществ и недостатков, оценка возможностей использования имеющегося опыта при построении моделей и систем государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства в РФ и других странах. 1. Согласно законодательству США, к субъектам МП относятся предприятия с числом занятых менее 500 человек (для отдельных отраслей – до 1500 чел.), а также размером годовой выручки 0.75–38.5 млн долл. (по стандарту North American Industry Classification System, NAICS) [18].
4

БАЗОВЫЕ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МП

5 В 2018 г. в США насчитывалось 30.2 млн малых предприятий, формирующих 2/3 рабочих мест в стране [4, 18, 19]. Ключевую роль в их поддержке играет находящаяся в прямом подчинении президента Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA). Она осуществляет широкий спектр функций – от оказания консультационных и менторских услуг до кредитования и предоставления гарантий. Усилия концентрируются на поддержке тех МП и стартапов, которые не могут получить традиционное кредитное финансирование [15, 18, 21].
6 Наибольшую известность получили следующие базовые программы: Small Business Administration 7(а) Loan Guaranty Program (далее – 7(а)), Small Business Administration 504/Certified Development Company Loan Guaranty Program (далее – 504/CDC), Microloan Program, а также специальная программа Disaster Loan Program. Каждая имеет строго целевой характер и свой сегмент реализации, а также четко формализованные критерии и условия участия кредиторов и заемщиков [5, 22, 23, 24, 25].
7 В наиболее крупной и популярной программе 7(а) предусмотрен единый порядок предоставления кредитов в рамках подпрограмм (табл. 1). На первом этапе уполномоченные коммерческие банки направляют поданную заемщиком (стартапом или МП) кредитную заявку в SBA для экспертизы. В случае ее одобрения SBA предоставляет коммерческому банку и заемщику кредитные гарантии, а банк выдает заемщику кредит по льготной процентной ставке. Максимальная сумма финансово-кредитной поддержки составляет 5 млн долл., максимальный срок предоставления гарантии и кредита не превышает 10 лет [5, 22]. Если заемщик просрочит выплаты по кредиту более чем на 60 дней, предоставивший ссуду коммерческий банк имеет право обратиться в SBA за компенсацией возникшей задолженности. Затраты SBA на покрытие такой задолженности компенсируются доходами самого агентства [5, 22].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1564

Оценка читателей: голосов 0

1. Carland J.W, Hoy F., Carland J.C. “Who is an Entrepreneur?” Is a Question Worth Asking. American Journal of Small Business, 1988, vol. 12(4), pp. 33-39.

2. Cromie S. Assessing Entrepreneurial Inclination: Some Approaches and Empirical Evidence. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2000, vol. 9 (1), pp. 7-30. DOI: https://doi.org/10.1080/135943200398030

3. Carter R., van Auken H. Small Firm Bankruptcy. Journal of Small Business Management, 2006, vol. 44 (4), pp. 493-512. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-627X.2006.00187.x

4. Alsaaty F. Dwindling Entrepreneurial Spirit in the United States: A Time for Rethinking and Action. Journal of Small Business and Entrepreneurship Development, 2017, vol. 5 (1), pp. 55-63. DOI:10.15640/jsbed.v5n1a6

5. Заболоцкая В.В. Исследование зарубежных моделей финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и возможность их адаптации в России. Финансы и кредит, 2012, № 18(498), сс. 57-68. [Zabolotskaya V.V. Issledovanie zarubezhnykh modelei finansovo-kreditnoi podderzhki malogo predprinimatel'stva i vozmozhnost' ikh adaptatsii v Rossii [Research of foreign models of financial and credit support for small businesses and the possibility of their adaptation in Russia]. Finance and Credit, 2012, no. 18(498), pp. 57-68.]

6. Aidis R., Estrin S., Mickiewicz T.M. Size Matters: Entrepreneurial Entry and Government. Small Business Economics, 2012, vol. 39 (1), pp. 119-139.

7. Ansari A.A., Muhideen S., Das N., Song W. North American Academic Research Governmental Support in the Human Capital Dynamism and Absorptive Capacity: Innovative Performance of SMEs in Hefei. North American Academic Research, 2018, vol. 1 (6), pp. 90-105.

8. Bjørnskov C., Foss N.J. Institutions, Entrepreneurship, and Economic Growth: What Do We Know and What Do We Still Need to Know? Academy of Management Prospect, 2016, vol. 30 (3), pp. 292-315. DOI: 10.5465/amp.2015.0135

9. Estrin S., Korosteleva J., Mickiewicz T. Which Institutions Encourage Entrepreneurial Growth Aspirations? Journal of Business Venturing, 2013, vol. 28(4), pp. 564-580. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2012.05.001

10. Tsai K. H. Collaborative Networks and Product Innovation Performance: Toward Contingency Perspective. Research Policy, 2009, vol. 38 (5), pp. 765-778.

11. Zhao S., Xu B., Zhang W. Government R&D Subsidy Policy in China: an Empirical Examination of Effect, Priority, and Specifics. Technological Forecasting and Social Change, 2018, vol. 135(C), pp. 75-82. DOI:10.1016/j.techfore.2017.10.004

12. Ropega J. The Reasons and Symptoms of Failure in SME. International Advances in Economic Research, 2011, vol. 17(4), pp. 476-483. DOI:10.1007/s11294-011-9316-1

13. Minello I.F, Scherer, L.A., da Costa A.L. Entrepreneurial Competencies and Business Failure. International Journal of Entrepreneurship, 2014, vol. 18, pp. 1-15.

14. Valencia V.S. Small Firm Survival: An Australian Perspective. Advances in Management and Applied Economics, 2016, vol. 6(5), pp. 1-16.

15. Craig B.R., Jackson III W., Thomson J.B. On Government Intervention in the Small-Firm Credit Market and its Effect on Economic Performance. Federal Reserve Bank of Cleveland Working Paper 07-02, 2007, pp. 47-67.

16. Сhrisman J.J., Ryan Nelson R., Hoy F., Robinson R.B. The Impact of SBDC Consulting Activities. Journal of Small Business Management, 1985, vol. 23, pp. 1-11.

17. Lerner J. The Government as Venture Capitalist: the Long-Run Impact of the SBIR Program. National Bureau of Economic Research Working Paper no. 5753, 1996.

18. Snijders J., van der Horst R., Isusi I., Lindeboom G.-J. SME Promotion Agencies: Is there a Best Set-Up? A Quest for Good Practices. Geneva, ILO, 2016. 70 p. Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---emp_ent/---ifp_seed/documents/publication/wcms_532833.pdf (accessed 04.06.2019).

19. 2018 Small Business Profile. Washington, U.S. Small Business Administration Office of Advocacy. 2018. Available at: https://www.sba.gov/sites/default/files/advocacy/2018-Small-Business-Profiles-US.pdf (accessed 10.05.2019).

20. NSBA 2017 Year-end Economic Report. National Small Business Association. Available at: https://nsba.biz/wp-content/uploads/2018/02/Year-End-Economic-Report-2017.pdf (accessed 10.06.2019).

21. Office of Financial Assistance Resources. U.S. Small Business Administration. Available at: https://www.sba.gov/offices/headquarters/ofa/resources/4049 (accessed 9.02.2019).

22. Types of 7(a) Loans. U.S. Small Business Administration. Available at: https://www.sba.gov/partners/lenders/7a-loan-program/types-7a-loans (accessed 03.03.2019).

23. Small Business Administration 504/CDC Loan Guaranty Program. Congressional Research Service. 24.01.2019. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R41184.pdf (accessed 17.02.2019).

24. Microloan Program. Office of Economic Opportunity U.S. Small Business Administration. 07.01.2018. Available at: https://www.sba.gov/sites/default/files/2018-05/Microloan%20SOP%2052%2000%20B.pdf (accessed 09.02.2019).

25. The Three Steps Loans: Disaster Loans. Available at: https://www.sba.gov/sites/default/files/files/Three_Step_Process_SBA_Disaster_Loans.pdf (accessed 15.02.2019).

26. Final_Website_Reports_Q4_FY18_1. Available at: https://www.sba.gov/about-sba/sba-performance/performance-budget-finances/small-business-administration-sba-loan-program-performance (accessed 12.05.2019).

27. Report to Congress to the Congress on the Availability of Credit to Small Businesses. The Board of Governors of the Federal Reserve System. Available at: https://www.federalreserve.gov/publications/2017-september-availability-of-credit-to-small-businesses.htm (accessed 11.07.2019).

28. Murray J. What Is Small Business Investment Company (SBIC). Available at: https://www.thebalancesmb.com/what-is-a-small-business-investment-company-sbic-398465 (accessed 01.03.2019).

29. Заболоцкая В.В. Государственная финансовая поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства за рубежом. Финансы и кредит, 2015, № 25, cc. 31-43. [Zabolotskaya V.V. Gosudarstvennaya finansovaya podderzhka innovatsionnoi deyatel'nosti malogo i srednego predprinimatel'stva za rubezhom. [State financial support for innovation activities of small and medium-sized businesses abroad]. Finance and Credit, 2015, no. 25, pp. 31-43.]

30. SBIR-SBIC America`s Seed Fund. About Federal and State Technology (FAST) Partnership Program. SBIR–STTR America’s Seed Fund. Available at: https://www.sbir.gov/about-fast (accessed 15.02.2019).

31. 2014 Growth Accelerator Competition. Report to the Congress of the United States. Washington, U.S. Small Business Administration Office of Investment and Innovation, 31.01.2015. Available at: www.sba.gov/sites/default/files/files/Growth_Accelerators_Report_to_Congress.pdf (accessed 04.03.2019).

32. SBIC Overview. Washington, U.S. Small Business Administration Office of Investment and Innovation, 2018. 8 p. Available at: https://www.sba.gov/sites/default/files/2018-11/2017_SBIC_Program_Overview.pdf (accessed 15.02.2019).

33. Small Business Innovation Research (SBIR) Program Policy Directive. Available at: https://www.sbir.gov (accessed 14.01.2019).

34. Small Business Technology Transfer (STTR) Program. Available at: https://www.sbir.gov/about/about-sttr (accessed 14.01.2019).

35. Курилко А.К. Развитие малого и среднего предпринимательства в условиях формирования новой технологической базы промышленности. Дисс. канд. экон. наук. Москва, 2018. 183 с. [Kurilko A.K. Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviyakh formirovaniya novoi tekhnologicheskoi bazy promyshlennosti. Diss. kand. ekon. nauk [Development of small and medium-sized businesses in the conditions of formation of a new technological base of industry. Cand. Diss. (Econ.)] Moscow, 2018. 183 p.]

36. SBA Small Business Investment Company. Congressional Research Service, 2019. 42 p. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R41456.pdf (accessed 14.04.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх