Фактор Брекзита в трансформации морской стратегии Великобритании

 
Код статьиS013122270005624-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-6-110-117
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №6
Страницы110-117
Аннотация

С выходом Великобритании из Европейского союза происходят изменения в европейской и евроатлантической системах безопасности. После Брекзита традиционно важная роль военно-морского флота Соединенного Королевства в обороне Запада станет заметным фактором в отношениях Великобритании с ключевыми партнерами в сфере политики безопасности и обороны – странами-участницами ЕС и НАТО. Все это естественным образом ведет к трансформации морской стратегии Соединенного Королевства в новых международно-политических условиях.

Ключевые словаВеликобритания, морская доктрина, военно-морские силы, Брекзит, безопасность
Получено25.06.2019
Дата публикации25.06.2019
Кол-во символов31608
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Великобритания традиционно занимает ведущую роль в мире с точки зрения безопасности и мироустройства. Несмотря на снижение ее влияния и мощи во второй половине XX в., она по-прежнему остается великой державой с глобальными интересами. Великобритания обладает множеством политических, экономических и военных рычагов воздействия на систему международных отношений. К первым можно отнести ее членство в Совете Безопасности ООН, ведущие роли в НАТО, ЕС, Содружестве наций, ее “особые отношения” с США – глобальным лидером современного мира, значительные ресурсы “мягкой силы” [1]. Ко вторым – развитую постиндустриальную экономику, роль страны как мирового финансового центра, а также высокий уровень образования и науки. К третьим относится наличие у Великобритании ядерного оружия, обширная сеть военных баз за пределами национальной территории в различных частях мира, значительные военные расходы, армия и флот, отвечающие современным вызовам и обладающие значительным опытом ведения боевых действий. Так, в 2016–2017 гг. ее расходы на оборону составили 2.2% ВВП (35.3 млрд ф. ст.) – 5-е место в мире после США, Китая, России и Саудовской Аравии [2].
2 Глобальные интересы Великобритании уходят в имперское прошлое страны. Британская империя долгое время держала вооруженные силы в колониях, что позволяло ей контролировать ключевые морские и наземные торговые пути и, в том числе, поэтому стать не просто влиятельным актором, а субъектом международных политических и экономических процессов. После распада империи Соединенное Королевство лишилось многих рычагов влияния, однако сохранило территории в ряде стратегически важных точек мира, что позволяет ему и сегодня преследовать собственные интересы в глобальном масштабе. Вышеназванные факторы, а также экономический потенциал и союзнические отношения с влиятельными державами способствуют упрочнению позиций страны в международно-политической системе и системе международной безопасности.
3 Большую роль в усилении влияния Великобритании играют профессиональные, высокотехнологично оснащенные и способные отвечать на современные вызовы вооруженные силы. В 2017 г. они принимали участие более чем в 20 операциях в 25 странах. Эти операции можно разделить на три категории: операции по противодействию экстремизму и государствам-агрессорам, миссии НАТО, гуманитарные операции и операции по поддержанию мира [3, p. 8]. Практически во всех этих операциях в той или иной степени были задействованы военно-морские силы – будь то перевозка военнослужащих, грузов и оборудования или патрулирование моря и нанесение ударов.
4 Военно-морские силы исторически играют значимую роль в поддержании международно-политического влияния Британии. Они включают в себя Королевский военно-морской флот (КВМФ, Royal Navy), Королевскую морскую пехоту (Royal Marines), Резерв КВМФ, Резерв Королевской морской пехоты, Ведомство морской службы (Naval Careers Service), а также поддерживаются Вспомогательным Королевским флотом (Royal Fleet Auxiliary). В состав КВМФ в начале 2018 г. входило 29.6 тыс. человек, четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения, семь атомных подводных лодок, один авианосец, один вертолетоносец, шесть эсминцев, 13 фрегатов, 15 минных тральщиков, два многофункциональных транспортных корабля, четыре патрульных корабля, 19 патрульных катеров, а также ряд транспортных кораблей, кораблей поддержки, вертолетов и тренировочных самолетов [4] – всего 87 кораблей. В 2017 г. по этому показателю КВМФ занимал 32-е место в мире, однако по совокупным показателям уровня оснащенности, количества техники и военнослужащих вооруженные силы страны занимали 6-е место [5].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1161

Оценка читателей: голосов 0

1. Харитонова Е.М., Прохоренко И.Л. “Мягкая сила” бывших империй: сравнительный опыт Великобритании и Испании. Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 3, сс. 39-49. [Kharitonova E.M., Prokhorenko I.L. “Myagkaya sila” byvshikh imperii: sravnitel'nyi opyt Velikobritanii i Ispanii ["Soft power" of former empires: the comparative experience of Great Britain and Spain]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, vol. 62, no. 3, pp. 39-49.] DOI:10.20542/0131-2227-2018-62-3-39-49

2. The Military Balance 2017. IISS. Available at: https://www.iiss.org/publications/military%20balance/issues/the-military-balance-2017-b47b (accessed 15.01.2018).

3. UK Defence in Numbers 2017. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/652915/UK_Defence_in_Numbers_2017_-_Update_17_Oct.pdf (accessed 15.01.2018).

4. Royal Navy. Available at: https://www.royalnavy.mod.uk (accessed 15.02.2018).

5. Global Firepower, 31.08.2017. Available at: https://www.globalfirepower.com/countries-listing.asp (accessed 16.03.2018).

6. The UK National Strategy for Maritime Security 2014. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/322813/20140623-40221_national-maritime-strat-Cm_8829_accessible.pdf (accessed 24.01.2018).

7. A Strong Britain in an Age of Uncertainty: The National Security Strategy. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/61936/national-security-strategy.pdf (accessed 19.01.2018).

8. Securing Britain in an Age of Uncertainty: The Strategic Defence and Security Review. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/62482/strategic-defence-security-review.pdf (accessed 20.01.2018).

9. British Maritime Doctrine 2011. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/649518/archive_doctrine_uk_maritime_jdp_0_10.pdf (accessed 22.01.2018).

10. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/478933/52309_Cm_9161_NSS_SD_Review_web_only.pdf (accessed 26.01.2018).

11. UK Maritime Power. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/662000/doctrine_uk_maritime_power_jdp_0_10.pdf (accessed 29.01.2018).

12. Шихов Д.М. Особенности военно-политической стратегии Великобритании в начале XXI века. Дисс. канд. полит. наук. Москва, 2016. 212 c. [Shikhov D.M. Osobennosti voenno-politicheskoi strategii Velikobritanii v nachale XXI veka. Diss. kand. polit. nauk [Features of military-political strategy of Great Britain at the beginning of the XXI century. Cand. Diss. (Polit.)]. Moscow, 2016. 212 p.]

13. Bakker A., Drent M., Zandee D. European defenсe: how to engage the UK after Brexit? Clingendael report, 07.2017. Available at: https://www.clingendael.org/publication/european-defence-how-engage-uk-after-brexit (accessed 28.01.2018).

14. International Monetary Fund. Available at: http://www.imf.org (accessed 30.01.2018).

15. Defence and security after Brexit: Understanding the possible implications of the UK's decision to leave the EU. Overview report. RAND Europe. Available at: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR1700/RR1786z1/RAND_RR1786z1.pdf (accessed 10.01.2018).

16. Андреева Т. Англо-французское сотрудничество при Д. Кэмероне. Мировая экономика и международные отношения, 2017, т. 61, № 2, сс. 44-53. [Andreeva T. Anglo-frantsuzskoye sotrudnichestvo pri D. Kemerone [The Britain-France Cooperation under D. Cameron]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2017, vol. 61, no. 2, pp. 44-53.] DOI:10.20542/0131-2227-2017-61-2-44-53

17. MacAskill E. Ministry of Defence braced for 'brutal' cuts in security review. The Guardian, 24.11.2017. Available at: https://www.theguardian.com/uk-news/2017/nov/24/ministry-of-defence-in-line-for-steep-cuts-in-2018 (accessed 30.01.2018).

18. Chalmers M. Decision Time: The National Security Capability Review 2017–2018 and Defence. RUSI. Available at: https://rusi.org/publication/whitehall-reports/decision-time-national-security-capability-review-2017%E2%80%932018 (accessed 07.02.2018).

19. A Brief Guide to Previous Defence Reviews. Standard note SN/IA/5714. House of Commons Library, 2010, p. 11. Available at: http://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/SN05714 (accessed 11.01.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх