Курдская головоломка Ближнего Востока (На примере Ирака)

 
Код статьиS013122270005153-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-5-76-87
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: РФ, 107031 Москва, ул. Рождественка, 12
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №5
Страницы76-87
Аннотация

Многовековая история курдов, обитающих на перекрестье Ближнего и Среднего Востока (БСВ), Кавказа и Центральной Азии, изобиловала трагическими для этого народа событиями, оставшимися в его исторической памяти. Курды оказались разделенным народом, живущим на сопредельных частях территории Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Между курдами и титульными нациями этих государств сложились непростые отношения, переходящие порой в острые столкновения, в том числе даже в Ираке, где курдам удалось добиться широкой автономии. Этот фактор оказывает возрастающее влияние на политику государств БСВ, а также и на мировую политику. Разобщенность характерна не только для отношений курдов с внешними акторами, но и для них самих. Значительные различия в этноконфессиональном составе, в языках, культуре, обрядах и обычаях, самоидентификации и интересах элит позволяют отнести общества, в которых живут курды, к “глубоко разделенным”. Поэтому теория “глубоко разделенных обществ” (ГРО) является одним из эффективных механизмов изучения курдских общин, наряду с концепциями “символической политики и социального движения”. В статье рассматривается проблема иракской провинции Киркук, являющейся центром нефтяной промышленности, как “спорной, или смешанной территории”. Обстановка там, как и рост национального самосознания курдов, позволяет предположить, что курдская проблема в обозримой перспективе вряд ли потеряет свою политическую остроту, оставаясь одним из конфликтогенных факторов для государств их проживания.

Ключевые словакурды, “глубоко разделенные общества”, “символическая политика”, Ирак, самоопределение, спорные территории, поликонфессионализм, езиды, племена, Киркук
Источник финансированияСтатья написана по гранту Российского научного фонда на 2017–2019 гг., проект № 17-18-01614 "Проблемы и перспективы международно-политической трансформации Ближнего Востока в условиях региональных и глобальных угроз".
Получено17.06.2019
Дата публикации17.06.2019
Кол-во символов47292
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Одна из бесспорных черт динамично меняющейся сегодня ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока – быстрый рост национального самосознания курдов и усиление их роли в экономической и политической жизни государств, где они традиционно проживают. Примыкающие друг к другу территории компактного массового расселения курдов расположены в имеющих общие границы государствах региона: в Турции, где находится самая многочисленная курдская община – по разным оценкам (точной статистики нигде нет), около 15 млн человек; Ираке – более 5 млн, Иране – более 5 млн (по некоторым данным, до 8 млн), Сирии – более 2 млн человек. Менее многочисленные курдские общины населяют и некоторые другие государства, в том числе Южного Кавказа, куда они переселялись с середины XIX в.1 Вышеназванные территории курды считают своей исторической родиной, на которой они не просто живут с древности на протяжении многих веков, но и составляют в отдельных случаях большинство населения (и в таком смысле термин “меньшинство” к ним неприменим). На этом основании курды рассматривают себя как “разделенный народ” и часто говорят о “Курдистане”, под каковым понимают всю совокупность территорий, на которых этот народ проживает. 1. Известный французский исследователь Жиль Кепель говорит о 40 млн “курдофонов” [1, р. 397].
2 Считается, что первым название Курдистан использовал один из сельджукских султанов в XII в. [2, р. 78]. Согласно утверждению известного курдского художника и историка Фархата Пирбалу, это был последний султан из династии Великих Сельджуков Санджар (XI–XII вв.), который в 1150 г. создал автономный район для курдов [3, р. 554]. Курдистан часто упоминается в фундаментальной исторической хронике “Шараф-наме” (см. о ней ниже).
3 О курдах также говорят как о народе без государства. (Офра Бенгио употребляет термин ”non-state nation” [2, р. 88].) При этом нельзя не заметить, что курды ввиду объективных и субъективных обстоятельств упустили предоставленную им после Первой мировой войны возможность создания собственной государственности на территории бывшей Османской империи (об этом подробно см. [3]). В трех Статьях (62, 63 и 64) заключенного в 1920 г. Севрского договора предусматривались создание там трех автономных курдских областей и возможность обращения курдов в Лигу Наций с просьбой о предоставлении им независимости. Но вот в Лозаннском договоре 1923 г. курды не упоминались[4]. Впрочем, историк Дэвид МакДоуэлл полагает, что период между 1918 и 1925 гг. давал курдскому народу “золотой шанс” [5, р. 9].
4 Впервые воссоздал историю курдов и заявил о них в 1597 г. как о народе, обладающем собственной идентичностью, правитель эмирата Битлис Шараф-хан (его полное имя – Шараф ад-Дин Битлиси), который создал эпос “Шараф-наме”, прославивший эмира как историка [6, c. 51]. Книга была написана на персидском языке, и, по мнению ученого из Карлтонского университета (Канада) Яффера Шейхолислами (Jaffer Sheyholislami), она стала первым фундаментальным источником по истории курдов. Труд эмира-историка в наше время увидел свет и в русском переводе [7; 8].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1475

Оценка читателей: голосов 0

1. Kepel G. Sortir du chaos. Les crises en Méditerranée et au Moyen-Orient. Paris, Gallimard, 2018. 514 p.

2. Bengio O. Separated but Connected: The Synergic Effects in the Kurdistan Sub-System. The Kurdish Question Revisited. Stansfield G., Shareef M., eds. London, Hurst & Co., 2017, pp. 77-93.

3. The Kurdish Question Revisited. Stansfield G., Shareef M., eds. London, Hurst & Co., 2017. 706 p.

4. Вертяев К.В. Курды в границах новых государств по Севрскому (1920) и Лозаннскому (1923) договорам. Курды. Легенда Востока. Науч. рук. Наумкин В.В., Попова И.Ф. Москва, Издательская группа "Арбор", 2018, сс. 242-257. [Vertyaev K.V. Kurdy v granitsakh novykh gosudarstv po Sevrskomu (1920) i Lozannskomu (1923) dogovoram [Kurds within the borders of the new states according to the Treaty of Sèvres (1920) and Lausanne (1923) treaty]. Kurdy. Legenda Vostoka [Kurds. Legends of East]. Naumkin V.V., Popova I.F., eds. Moscow, Izdatel'skaya gruppa "Arbor", 2018, pp. 242-257.]

5. McDowall D. A Modern History of the Kurds. London, I.B. Tauris, 1997. 504 p.

6. Özoğlu H. Politics of Memory: Kurdish Ethnic Identity and the Role of Collective Forgetting. The Kurdish Question Revisited. Stansfield G., Shareef M., eds. London, Hurst & Co., 2017, pp. 47-61.

7. Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-наме. Пер., предисл., примеч. и прил. Е.И. Васильевой. Т. I. Москва, “Наука”, 1967. 619 с. [Sharaf-khan ibn Shamsaddin Bidlisi. Sharaf-name. Translated by E.I. Vasil’eva. Vol. I. Moscow, “Nauka”, 1967. 619 p. (In Russ.)]

8. Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-наме. Пер., предисл., примеч. и прил. Е.И. Васильевой. Т. II. Москва, Наука, 1976. 357 с. [Sharaf-han ibn Shamsaddin Bidlisi. Sharaf-name. Translated by E.I. Vasil’eva. Vol. 2. Moscow, “Nauka”, 1967. 357 p. (In Russ.)]

9. Курды. Легенда Востока. Науч. рук. Наумкин В.В., Попова И.Ф. Москва, Издательская группа "Арбор", 2018. 456 c. [Kurdy. Legenda Vostoka [Kurds. Legends of East]. Naumkin V.V., Popova I.F., eds. Moscow, Izdatel'skaya gruppa "Arbor", 2018. 456 p.]

10. Наумкин В.В. Глубоко разделенные общества Ближнего и Среднего Востока: Конфликтность, насилие, внешнее вмешательство. Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика, 2015, № 1, сс. 66-96. [Naumkin V.V. Gluboko razdelennye obshchestva Blizhnego i Srednego Vostoka: Konfliktnost', nasilie, vneshnee vmeshatel'stvo [Deeply Divided Societies in the Middle East: Conflict, Violence, and Foreign Intervention]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika, 2015, no. 1, pp. 66-96.]

11. Guelke A. Democracy and Ethnic Conflict: Advancing Peace in Deeply Divided Societies. New York, Palgrave Macmillan, 2004. 254 p.

12. Guelke A. Politics in Deeply Divided Societies. Cambridge, Polity Press, 2012. 184 p.

13. Kumar R. Negotiating Peace in Deeply Divided Societies: a Set of Simulations. New Delhi, Sage Publications India, 2009. 424 p.

14. McCulloch A. Power-sharing and Political Stability in Deeply Divided Societies. Hoboken, Taylor and Francis, 2014. 188 p.

15. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, University of California Press, 1985. 707 p.

16. Lijphart A. Consociational democracy. World Politics, 1969, no. 21, pp. 207-225.

17. Sisk T.D. Power Sharing and International Mediation in Ethnic Conflicts. Washington, D.C., USIP, 1996. 176 p.

18. Anderson L. Power-sharing in Kirkuk. Power Sharing in Deeply Divided Places. McEvoy J., O’Leary B., eds. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2013, pp. 364-385.

19. Sheyholislami J. The Language Varieties of the Kurds. The Kurds: History, Religion, Language, Politics. Taucher W., Vogl M., Webinger P., eds. Vienna, Austrian Federal Ministry of the Interior, 2015, pp. 29-51.

20. Юсупова З.А. Курдский язык, фольклор, литература в исследованиях. Курды. Легенда Востока. Науч. рук. Наумкин В.В., Попова И.Ф. Москва, Издательская группа "Арбор", 2018, сс. 26-65. [Yusupova Z.A. Kurdskii yazyk, fol'klor, literatura v issledovaniyakh [Kurdish language, folklore, literature in researches] Kurdy. Legenda Vostoka [Kurds. Legends of East]. Naumkin V.V., Popova I.F., eds. Moscow, Izdatel'skaya gruppa "Arbor", 2018, pp. 26-65.]

21. King D. A Religious Landscape of the Kurds. The The Kurds: History, Religion, Language, Politics. Taucher W., Vogl M., Webinger P. eds. Vienna, Austrian Federal Ministry of the Interior 2015, pp. 21-29.

22. Leezenberg M. Religion among the Kurds: Between Naqshbandi Sufism and IS Salafism. The Kurdish Question Revisited. Stansfield G., Shareef M., eds. London, Hurst & Co., 2017, pp. 33-47.

23. Allawi A.A. The Crisis of Islamic Civilization. New Haven, London, Yale University Press, 2009. 320p.

24. Колесников А.И., Базиленко И.В., Воднева О.А. Религии и Верования в Курдистане. Курды. Легенда Востока. Науч. рук. Наумкин В.В., Попова И.Ф. Москва, Издательская группа "Арбор", 2018, сс. 66-98. [Kolesnikov A.I., Bazilenko I.V., Vodneva O.A. Religii i Verovaniya v Kurdistane [Religion and beliefs in Kurdistan] Kurdy. Legenda Vostoka [Kurds. Legends of East] Naumkin V.V., Popova I.F., eds. Moskva, Izdatel'skaya gruppa "Arbor", 2018, pp. 66-98.]

25. O’Leary B. Article 140: Iraq’s Constitution, Kirkuk and the Disputed Territories. 2008. (Paper for the Conference at Rayburn House). Available at: https://www.kurdipedia.org/files/relatedfiles/2013/88024/0001.PDF?ver=130282079635848117 (access 23.02.2019).

26. Romano D. Social Movement Theory and Political Mobilization in Kurdistan. The Kurdish Question Revisited. Stansfield G., Shareef M., eds. London, Hurst & Co., 2017, pp. 17-33.

27. Наумкин В.В. Исламизм, этничность и конфликты: о роли символической политики. Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика, 2009, № 1, сс. 9-27. [Naumkin V.V. Islamizm, etnichnost' i konflikty: o roli simvolicheskoi politiki [Islamism, ethnicity and conflicts: the role of the symbolic policy]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika, 2009, no. 1, pp. 9-27.]

28. Young C. The Politics of Cultural Pluralism. Madison, University of Wisconsin Press, 1976. 574 p.

29. Cordell K., Wolf S. Ethnic Conflict. Cambridge, Polity Press, 2010. 240 p.

30. Tar U.A., Othman N.O. Iraq’s Disputed Territories and the Kirkuk Question: Perspectives of Local Communities. Saarbrücken, LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 76 p.

31. Edelman M. Politics as Symbolic Action: Mass Arousal and Quiescence. New York, Academic Press, 1971. 198 p.

32. Kaufman S.J. Modern Hatreds: The Symbolic Politics of Ethnic War. Ithaca, London, Cornell University Press, 2001. 280 p.

33. Young C. The Dialectics of Cultural Pluralism. Madison, University of Wisconsin Press, 1979. 574 p.

34. Young C. The Rising Tide of Cultural Pluralism. Madison, University of Wisconsin Press, 1993. 320 p.

35. Grojean O. Identities and Ethnic Hierarchy: The Kurdish Question Revisited in Iran. The Kurdish Question Revisited. Stansfield G., Shareef M., eds. London, Hurst & Co., 2017, pp. 319-331.

36. Bozarslan M. Turkish Judiciary Toughens Stance on ‘Kurdistan’ Groups. AL MONITOR. Available at: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/02/turkey-kurds-turkish-judiciary-in-kurdistan-onslaught.html?utm_campaign=20190222&utm_source=sailthru&utm_medium=email&utm_term=Daily%20Newsletter (access 22.02.2019).

37. Ould Mohamedou, Mohammad-Mahmoud. A Theory of ISIS: Political Violence and the Transformation of the Global Order. London, Pluto press, 2017. 272 p.

38. Klein J. Kurdish Identity in the Ottoman Empire. The Kurds: History, Religion, Language, Politics. Taucher W., Vogl M., Webinger P., eds. Vienna, Austrian Federal Ministry of the Interior 2015, pp. 7-21.

39. Talabany N. The Arabization of the Kirkuk Region. 2nd ed. London, 1995. 141 p.

40. Ihsan M. Arabization as Genocide: The Case of the Disputed Territories of Iraq. The Kurdish Question Revisited. Stansfield G., Shareef M., eds. London, Hurst & Co., 2017, pp. 375-393.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх