USMCA Instead of NAFTA

 
PIIS013122270004756-2-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-4-50-58
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute for U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
Address: Moscow, 2/3, Khlebny Per., Moscow 121069, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 63 Issue 4
Pages50-58
Abstract

The U.S. President Trump administration has made NAFTA re-negotiation and modernization a priority of its trade policy. D. Trump has repeatedly characterized this agreement as the “worst trade deal” in history and has stated that he may seek to withdraw from the agreement. The U.S. talks with Mexico and Canada began on August 16, 2017. After more than a year of intense negotiations the three North American countries have finally reached a deal that was renamed the United States-Mexico-Canada Agreement (USMCA). USMCA is based on the NAFTA. Among the most prominent changes are the following: American farmers gain easier access to the tightly regulated Canadian dairy market; guidelines to have a higher proportion of automobiles and spare parts manufactured amongst the three countries rather than imported from abroad; strengthened environmental and labor regulations, increased intellectual rights protection and de minimis customs threshold for duty free treatment. New issues, such as digital trade, currency manipulation, stronger disciplines for operations of the state-owned enterprises, and relations with non-market economies, are also addressed. They may serve as a template for trade deals under the Trump administration in the future. The USMCA will take effect after ratification by all three parties, which is probable but not guaranteed. This article analyses key changes in USMCA by comparing it with NAFTA; describes peculiarities of the NAFTA re-negotiation; identifies winners and losers; assesses perspectives of USMCA ratification and its international consequences. The United States-Mexico-Canada Agreement represents a mix of free trade provisions with elements of managed trade, especially in the automotive industry. Its mere signing is not a small accomplishment in the era of backlash to free trade and economic globalization.

KeywordsUnited States-Mexico-Canada Agreement (USMCA), NAFTA, trade policy, Trump administration, U.S.-Canada relationship, economic integration, North America, pending ratification, international consequences
Received15.04.2019
Publication date18.04.2019
Number of characters32633
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 30 ноября 2018 г. в Буэнос-Айресе состоялось подписание Соглашения между США, Мексикой и Канадой. Это результат длившихся больше года переговоров по пересмотру Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Новый документ вступит в силу после ратификации законодательными собраниями трех стран. Если будут соблюдаться все прописанные в американском законодательстве процедуры, то самое ранее, когда такое может произойти, конец весны – начало лета 2019 г. До тех пор в силе остается соглашение НАФТА.
2 Важность свершившегося определяется тем, что страны – члены НАФТА образуют вторую после Евросоюза интеграционную группировку современного мира. НАФТА – главное соглашение о региональной экономической интеграции для США, которое усиливает их позиции в мировой экономике и политике. Канада и Мексика – второй и третий внешнеторговые партнеры США после Китая. Их совокупная доля в американской торговле товарами в 2017 г. составила почти 30% (Китая – 16.4%). Еще выше доля этих стран в американском товарном экспорте: у Канады она достигает 18.3%, у Мексики – 15.7% (у Китая – лишь 8.4%) [1, p. 24, 25, 308]. Таким образом, модернизация действующего с 1994 г. НАФТА означает, что экономическая интеграция в Северной Америке будет развиваться на прочной договорно-правовой основе по меньшей мере еще 16 лет (таков срок действия нового соглашения).
3 По предложению президента США, которому активно не нравилось соглашение НАФТА, новую договоренность окрестили Соглашением между США, Мексикой и Канадой, ЮСМКА (Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada, USMCA). Столь невыразительное название сразу же стало мишенью для критики. Мало того, что в нем не упоминается о свободной торговле, в нем вообще нет слова “торговое”, хотя оно присутствовало в достигнутой в конце августа 2018 г. предварительной договоренности между США и Мексикой (Торговое соглашение США–Мексика (United States – Мexico Trade Agreement)). Таким образом, главным “достоинством” нового наименования стало лишь то, что удалось избавиться от старой, столь нелюбимой Трампом аббревиатуры − НАФТА. Напомним, что первоначально Трамп хотел заменить слово “НАФТА” на “НАФФТА”, где вторая буква “ф” должна была обозначать “fair”, то есть “справедливую” для США торговлю.
4

НОВАЦИИ

5 Соглашение насчитывает 1800 страниц, в нем 34 главы (в НАФТА – 22), 13 приложений (аnnexes) и 14 двусторонних дополнительных писем с обязательствами (side letters). Основные различия между ЮСМКА и НАФТА сводятся к следующему:
  • по настоянию американской стороны срок действия нового Соглашения был определен в 16 лет (НАФТА было бессрочным). Если участники выразят желание продлить его, то оно останется в силе еще в течение 16 лет. При этом оговорено, что через 6 лет должен проводится анализ результатов действия ЮСМКА;
  • два прежде дополнительных к НАФТА соглашения (по экологии и трудовым отношениям) осовременены и теперь включены в основной текст ЮСМКА. Ужесточены меры по контролю их выполнения;
  • появились новые главы, регулирующие такие актуальные для XXI в. вопросы, как цифровая торговля, участие малых и средних предприятий во внешнеэкономической деятельности, борьба с коррупцией, макроэкономическая политика и валютный курс;
  • Канада согласилась частично открыть свой жестко регулируемый государством рынок молока для американского импорта (в размере 3.59% внутреннего канадского рынка) и ликвидировать введенный в июле 2016 г. 7-й, низший, “ингредиентный” класс молока, поступающего на переработку для производства йогуртов и сыров (cм. подробнее [2, cс. 76-80]). Последняя мера вызвала особое возмущение у американцев как создающая необоснованные преференции для национальных производителей в ущерб фермерам из штатов Висконсин и Нью-Йорк. Незначительный размер послабления говорит о том, как мало уступили канадцы и каким напряженным был торг. И это притом, что демонтаж существующей в Канаде государственной системы управления поставками (supply management) молока, мяса птиц и яиц был одним из ключевых требований Д. Трампа. Кроме того, Канада взяла на себя обязательство постепенно расширить квоты на беспошлинный ввоз из США кур, индеек и яиц. В свою очередь США увеличили импортные квоты для канадской молочной и сахаросодержащей продукции;
  • наиболее существенные изменения, в основном за счет Мексики, внесены в правила торговли автомобилями и частями для их производства. В числе главных новшеств, обязательных к соблюдению для того, чтобы продолжать пользоваться правом на беспошлинный ввоз: 1) поэтапное увеличение “североамериканского содержания” в стоимости легковых автомобилей, легких грузовиков и частей для их производства с нынешних 62.5 до 75%; 2) требование об обеспечении 40−45% стоимости производства североамериканских автомобилей и их частей за счет труда рабочих, получающих зарплату в размере не менее 16 долл. США в час, что должно ослабить конкурентное преимущество Мексики как локации с низкими ставками заработной платы; 3) требование о североамериканском происхождении до 70% стали и алюминия, используемых при производстве автомобилей;
  • Канада и Мексика согласились усилить на своей территории защиту прав интеллектуальной собственности. В числе наиболее важных уступок − решение увеличить срок патентной защиты для самых современных и инновационных лекарств (класса “биопрепараты”) с 8 до 10 лет, а также продлить срок действия авторских прав после смерти создателя с 50 до 70 лет;
  • изменена довольно сложная система разрешения торгово-инвестиционных споров между участниками. Вместо трех глав и трех разных процедур разрешения споров в зависимости от их характера, действовавших в НАФТА, в ЮСМКА появилась одна синтетическая 31 глава. Канада сохранила принципиально важный для нее механизм оспаривания периодически вводимых США антидемпинговых и компенсационных пошлин, но перестала участвовать в вызывавшем критику механизме разрешения споров между зарубежными инвесторами и правительствами принимающих стран (сейчас он предусмотрен только для США и Мексики, и то в урезанном виде);
  • Канада и Мексика повысили для своих физических и юридических лиц предельно разрешенные максимумы онлайн-покупок, с которых не надо уплачивать таможенные пошлины (Мексика – с 50 до 117 долл. США, Канада – с 20 до 150 кан. долл.);
  • добавлено новое определение государственных корпораций, которое не только значительно шире действовавшего в рамках НАФТА, но отличается и от тех, что фигурировали в более поздних международных торговых соглашениях. Например, если в тексте Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) 2016 г. указывались три критерия для отнесения компании к госкорпорациям, то в ЮСМКА их стало четыре; если в ТТП речь шла о прямом владении государством более чем 50% акционерного капитала, то в ЮСМКА – как о прямом, так и о непрямом, а также о контроле государства над компанией посредством миноритарной собственности;
  • для наблюдения за реализацией соглашения и внесения изменений сформированы организационные структуры, которые в основных чертах повторяют структуры НАФТА. Главные органы ЮСМКА – Комиссия по свободной торговле и Секретариат. При этом Комиссия должна собираться не реже 1 раза в год на уровне министров, все решения в ней принимаются консенсусом. Предусмотрены и вспомогательные структуры: комитеты (около 20), подкомитеты, советы и рабочие группы (их численность и названия не во всем совпадают с теми, которые действовали в рамках НАФТА);
  • в тексте ЮСМКА появилась совершенно новая статья – ст. 10 гл. 32, которой нет в других торговых соглашениях. В соответствии с ней страна-участница должна заранее информировать других участников о намерении заключить торговое соглашение с “нерыночной страной”, а после заключения ознакомить их с текстом этого соглашения. Если содержание соглашения не понравится другим странам-участницам, то они могут выйти из ЮСМКА с сохранением режима свободной торговли между собой.

Number of purchasers: 3, views: 8546

Readers community rating: votes 0

1. 1. The Year in Trade 2017. Washington, U.S. International Trade Commission, August 2018. Pub. no. 4817. Available at: https://www.usitc.gov/research_and_analysis/year_in_trade.htm (accessed 07.09. 2018).

2. Grigor'eva E.E. Gosudarstvennoe upravlenie sel'skokhozyaistvennym proizvodstvom v Kanade [State management of agro-industrial sector in Canada]. Moscow, VIAPI im. A.A. Nikonova, 2018. 179 p.

3. Simpson K. No Gala USMCA Signing Ceremony with Trump unless U.S. Tariffs Lifted, Ambassador Said. CBC News, 07.11.2018. Available at: https://www.msn.com/en-ca/news/canada/no-gala-usmca-signing-ceremony-with-trump-unless-us-tariffs-lifted-ambassador-says/ar-BBPszsF (accessed 08.11.2018).

4. Fergusson I.F., Villareal M.A. Proposed U.S.-Mexico-Canada (USMCA) Trade Agreement. In Focus, no. 10997, (Congressional Research Service) 05.10.2018. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10997.pdf (accessed 01.11.2018).

5. Agreement between the United States of America, the United Mexican States and Canada Text. Available at: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between (accessed 05.12.2018).

6. Weekes J. How NAFTA Became the USMCA. Policy Magazine, 02.11.2018. Available at: https://policymagazine.ca/how-nafta-became-the-usmca/ (accessed 03.11.2018).

7. Transcript of President Donald Trump's Press Conference on September 26, 2018. Available at: https://www.vox.com/2018/9/26/17907608/trump-kavanaugh-rosenstein-press-conference-un-nafta-full-text-transcript (accessed 04.11.2018).

8. Hufbauer G., Globerman S. The United States-Mexico-Canada Agreement: Overview and Outlook. Fraser Research Bulletin (Fraser Institute). November 2018. 10 p. Available at: https://www.fraserinstitute.org/sites/default/files/us-mexico-canada-agreement-overview.pdf (accessed 15.11.2018).

9. Wasson E., Leonard J. Republicans Push for Vote on New NAFTA This Year if Democrats Win House. Bloomberg News, 02.10.2018. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-10-02/gop-to-seek-trade-bill-vote-this-year-if-democrats-win-house (accessed 03.10.2018).

10. Schott J.J. For Mexico, Canada and the United States, a Step Backwards on Trade and Investment. Peterson Institute for International Economics. 02.10.2018. Available at: https://piie.com/blogs/trade-investment-policy-watch/mexico-canada-and-united-states-step-backwards-trade-and (accessed 03.10.2018).

11. Nossal K.R. The Name Game: out with NAFTA, in with the USMCA. OpenCanada.org, 1 October 2018. Available at: https://www.opencanada.org/features/name-game-out-nafta-usmca/ (accessed 02.10.2018).

12. Gilmore R. Reaction to USMCA Deal Rolls in: not “a Great Win”, but a “Great Save”. CTV News, 01.10.2018. Available at: https://www.ctvnews.ca/politics/reaction-to-usmca-deal-rolls-in-not-a-great-win-but-a-great-save-1.4117233 (accessed 02.10.2018).

13. MacDougall A. Trump Wins, But not Enough for Trudeau to Lose. Maclean’s, 01.10.2018. Available at: https://www.macleans.ca/news/canada/how-nafta-was-saved-the-bitter-fight-and-last-minute-recovery/ (accessed 02.10.2018).

14. Dawson L. Canada’s Trade Negotiators Took the Best Deal Available. Canada Institute, Wilson Center. 02.10.2018. Available at: https://www.wilsoncenter.org/article/canadas-trade-negotiators-took-the-best-deal-available (accessed 03.10.2018).

15. House B., Hererra J.M. NAFTA: USMCA Preserves Open Trade in North America. Insights & Views (Scotiabank Global Economics), 01.10.2018. Available at: https://www.gbm.scotiabank.com/scpt/gbm/scotiaeconomics63/2018-10-01_I&V.pdf (accessed 02.10.2018).

16. Wilkins C.A. Monetary Policy Report Press Conference Opening Statement. Bank of Canada. 24.10.2018. Available at: https://bankofcanada.ca/2018/10/opening-statement-241018/ (accessed 25.10.2018).

17. Bipartisan Congressional Trade Priorities and Accountability Act of 2015. Available at: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2146/text/pl (accessed 04.09.2017).

18. Remarks by President Trump in Press Gaggle aboard Air Force One. 02.12.2018. Available at: https://whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-press-gaggle-aboard-air-force-one-2/ (accessed 03.12.2018).

Система Orphus

Loading...
Up