ЮСМКА вместо НАФТА

 
Код статьиS013122270004756-2-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-4-50-58
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Москва, РФ, 121069 Москва, Хлебный пер., 2/3
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №4
Страницы50-58
Аннотация

Анализируется подписанное в ноябре 2018 г. Соглашение междуСША, Мексикой и Канадой (ЮСМКА), которое после ратификации заменит действовавшее с 1994 г. соглашение НАФТА. Важность новой договоренности определяется тем, что Североамериканская зона свободной торговли наряду с ЕС − одна из самых крупных и успешно функционирующих интеграционных группировок современного мира. В основе ЮСМКА − текст НАФТА, который, с одной стороны, дополнен главами и сюжетами, актуальными для XXI в., а с другой стороны, по ряду важных вопросов пересмотрен в пользу США. Главный итог – подтверждение, хотя и с изъятиями, курса на экономическую интеграцию в Северной Америке.

Ключевые словаСоглашение США–Мексика–Канада (ЮСМКА), НАФТА, внешнеторговая политика администрации Трампа, канадо-американские отношения, североамериканская экономическая интеграция
Получено15.04.2019
Дата публикации18.04.2019
Кол-во символов32633
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 30 ноября 2018 г. в Буэнос-Айресе состоялось подписание Соглашения между США, Мексикой и Канадой. Это результат длившихся больше года переговоров по пересмотру Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Новый документ вступит в силу после ратификации законодательными собраниями трех стран. Если будут соблюдаться все прописанные в американском законодательстве процедуры, то самое ранее, когда такое может произойти, конец весны – начало лета 2019 г. До тех пор в силе остается соглашение НАФТА.
2 Важность свершившегося определяется тем, что страны – члены НАФТА образуют вторую после Евросоюза интеграционную группировку современного мира. НАФТА – главное соглашение о региональной экономической интеграции для США, которое усиливает их позиции в мировой экономике и политике. Канада и Мексика – второй и третий внешнеторговые партнеры США после Китая. Их совокупная доля в американской торговле товарами в 2017 г. составила почти 30% (Китая – 16.4%). Еще выше доля этих стран в американском товарном экспорте: у Канады она достигает 18.3%, у Мексики – 15.7% (у Китая – лишь 8.4%) [1, p. 24, 25, 308]. Таким образом, модернизация действующего с 1994 г. НАФТА означает, что экономическая интеграция в Северной Америке будет развиваться на прочной договорно-правовой основе по меньшей мере еще 16 лет (таков срок действия нового соглашения).
3 По предложению президента США, которому активно не нравилось соглашение НАФТА, новую договоренность окрестили Соглашением между США, Мексикой и Канадой, ЮСМКА (Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada, USMCA). Столь невыразительное название сразу же стало мишенью для критики. Мало того, что в нем не упоминается о свободной торговле, в нем вообще нет слова “торговое”, хотя оно присутствовало в достигнутой в конце августа 2018 г. предварительной договоренности между США и Мексикой (Торговое соглашение США–Мексика (United States – Мexico Trade Agreement)). Таким образом, главным “достоинством” нового наименования стало лишь то, что удалось избавиться от старой, столь нелюбимой Трампом аббревиатуры − НАФТА. Напомним, что первоначально Трамп хотел заменить слово “НАФТА” на “НАФФТА”, где вторая буква “ф” должна была обозначать “fair”, то есть “справедливую” для США торговлю.
4

НОВАЦИИ

5 Соглашение насчитывает 1800 страниц, в нем 34 главы (в НАФТА – 22), 13 приложений (аnnexes) и 14 двусторонних дополнительных писем с обязательствами (side letters). Основные различия между ЮСМКА и НАФТА сводятся к следующему:
  • по настоянию американской стороны срок действия нового Соглашения был определен в 16 лет (НАФТА было бессрочным). Если участники выразят желание продлить его, то оно останется в силе еще в течение 16 лет. При этом оговорено, что через 6 лет должен проводится анализ результатов действия ЮСМКА;
  • два прежде дополнительных к НАФТА соглашения (по экологии и трудовым отношениям) осовременены и теперь включены в основной текст ЮСМКА. Ужесточены меры по контролю их выполнения;
  • появились новые главы, регулирующие такие актуальные для XXI в. вопросы, как цифровая торговля, участие малых и средних предприятий во внешнеэкономической деятельности, борьба с коррупцией, макроэкономическая политика и валютный курс;
  • Канада согласилась частично открыть свой жестко регулируемый государством рынок молока для американского импорта (в размере 3.59% внутреннего канадского рынка) и ликвидировать введенный в июле 2016 г. 7-й, низший, “ингредиентный” класс молока, поступающего на переработку для производства йогуртов и сыров (cм. подробнее [2, cс. 76-80]). Последняя мера вызвала особое возмущение у американцев как создающая необоснованные преференции для национальных производителей в ущерб фермерам из штатов Висконсин и Нью-Йорк. Незначительный размер послабления говорит о том, как мало уступили канадцы и каким напряженным был торг. И это притом, что демонтаж существующей в Канаде государственной системы управления поставками (supply management) молока, мяса птиц и яиц был одним из ключевых требований Д. Трампа. Кроме того, Канада взяла на себя обязательство постепенно расширить квоты на беспошлинный ввоз из США кур, индеек и яиц. В свою очередь США увеличили импортные квоты для канадской молочной и сахаросодержащей продукции;
  • наиболее существенные изменения, в основном за счет Мексики, внесены в правила торговли автомобилями и частями для их производства. В числе главных новшеств, обязательных к соблюдению для того, чтобы продолжать пользоваться правом на беспошлинный ввоз: 1) поэтапное увеличение “североамериканского содержания” в стоимости легковых автомобилей, легких грузовиков и частей для их производства с нынешних 62.5 до 75%; 2) требование об обеспечении 40−45% стоимости производства североамериканских автомобилей и их частей за счет труда рабочих, получающих зарплату в размере не менее 16 долл. США в час, что должно ослабить конкурентное преимущество Мексики как локации с низкими ставками заработной платы; 3) требование о североамериканском происхождении до 70% стали и алюминия, используемых при производстве автомобилей;
  • Канада и Мексика согласились усилить на своей территории защиту прав интеллектуальной собственности. В числе наиболее важных уступок − решение увеличить срок патентной защиты для самых современных и инновационных лекарств (класса “биопрепараты”) с 8 до 10 лет, а также продлить срок действия авторских прав после смерти создателя с 50 до 70 лет;
  • изменена довольно сложная система разрешения торгово-инвестиционных споров между участниками. Вместо трех глав и трех разных процедур разрешения споров в зависимости от их характера, действовавших в НАФТА, в ЮСМКА появилась одна синтетическая 31 глава. Канада сохранила принципиально важный для нее механизм оспаривания периодически вводимых США антидемпинговых и компенсационных пошлин, но перестала участвовать в вызывавшем критику механизме разрешения споров между зарубежными инвесторами и правительствами принимающих стран (сейчас он предусмотрен только для США и Мексики, и то в урезанном виде);
  • Канада и Мексика повысили для своих физических и юридических лиц предельно разрешенные максимумы онлайн-покупок, с которых не надо уплачивать таможенные пошлины (Мексика – с 50 до 117 долл. США, Канада – с 20 до 150 кан. долл.);
  • добавлено новое определение государственных корпораций, которое не только значительно шире действовавшего в рамках НАФТА, но отличается и от тех, что фигурировали в более поздних международных торговых соглашениях. Например, если в тексте Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) 2016 г. указывались три критерия для отнесения компании к госкорпорациям, то в ЮСМКА их стало четыре; если в ТТП речь шла о прямом владении государством более чем 50% акционерного капитала, то в ЮСМКА – как о прямом, так и о непрямом, а также о контроле государства над компанией посредством миноритарной собственности;
  • для наблюдения за реализацией соглашения и внесения изменений сформированы организационные структуры, которые в основных чертах повторяют структуры НАФТА. Главные органы ЮСМКА – Комиссия по свободной торговле и Секретариат. При этом Комиссия должна собираться не реже 1 раза в год на уровне министров, все решения в ней принимаются консенсусом. Предусмотрены и вспомогательные структуры: комитеты (около 20), подкомитеты, советы и рабочие группы (их численность и названия не во всем совпадают с теми, которые действовали в рамках НАФТА);
  • в тексте ЮСМКА появилась совершенно новая статья – ст. 10 гл. 32, которой нет в других торговых соглашениях. В соответствии с ней страна-участница должна заранее информировать других участников о намерении заключить торговое соглашение с “нерыночной страной”, а после заключения ознакомить их с текстом этого соглашения. Если содержание соглашения не понравится другим странам-участницам, то они могут выйти из ЮСМКА с сохранением режима свободной торговли между собой.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 8541

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. The Year in Trade 2017. Washington, U.S. International Trade Commission, August 2018. Pub. no. 4817. Available at: https://www.usitc.gov/research_and_analysis/year_in_trade.htm (accessed 07.09. 2018).

2. Григорьева Е.Е. Государственное управление сельскохозяйственным производством в Канаде. Москва, ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2018. 179 с.

3. Simpson K. No Gala USMCA Signing Ceremony with Trump unless U.S. Tariffs Lifted, Ambassador Said. CBC News, 07.11.2018. Available at: https://www.msn.com/en-ca/news/canada/no-gala-usmca-signing-ceremony-with-trump-unless-us-tariffs-lifted-ambassador-says/ar-BBPszsF (accessed 08.11.2018).

4. Fergusson I.F., Villareal M.A. Proposed U.S.-Mexico-Canada (USMCA) Trade Agreement. In Focus, no. 10997, (Congressional Research Service) 05.10.2018. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10997.pdf (accessed 01.11.2018).

5. Agreement between the United States of America, the United Mexican States and Canada Text. Available at: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between (accessed 05.12.2018).

6. Weekes J. How NAFTA Became the USMCA. Policy Magazine, 02.11.2018. Available at: https://policymagazine.ca/how-nafta-became-the-usmca/ (accessed 03.11.2018).

7. Transcript of President Donald Trump's Press Conference on September 26, 2018. Available at: https://www.vox.com/2018/9/26/17907608/trump-kavanaugh-rosenstein-press-conference-un-nafta-full-text-transcript (accessed 04.11.2018).

8. Hufbauer G., Globerman S. The United States-Mexico-Canada Agreement: Overview and Outlook. Fraser Research Bulletin (Fraser Institute). November 2018. 10 p. Available at: https://www.fraserinstitute.org/sites/default/files/us-mexico-canada-agreement-overview.pdf (accessed 15.11.2018).

9. Wasson E., Leonard J. Republicans Push for Vote on New NAFTA This Year if Democrats Win House. Bloomberg News, 02.10.2018. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-10-02/gop-to-seek-trade-bill-vote-this-year-if-democrats-win-house (accessed 03.10.2018).

10. Schott J.J. For Mexico, Canada and the United States, a Step Backwards on Trade and Investment. Peterson Institute for International Economics. 02.10.2018. Available at: https://piie.com/blogs/trade-investment-policy-watch/mexico-canada-and-united-states-step-backwards-trade-and (accessed 03.10.2018).

11. Nossal K.R. The Name Game: out with NAFTA, in with the USMCA. OpenCanada.org, 1 October 2018. Available at: https://www.opencanada.org/features/name-game-out-nafta-usmca/ (accessed 02.10.2018).

12. Gilmore R. Reaction to USMCA Deal Rolls in: not “a Great Win”, but a “Great Save”. CTV News, 01.10.2018. Available at: https://www.ctvnews.ca/politics/reaction-to-usmca-deal-rolls-in-not-a-great-win-but-a-great-save-1.4117233 (accessed 02.10.2018).

13. MacDougall A. Trump Wins, But not Enough for Trudeau to Lose. Maclean’s, 01.10.2018. Available at: https://www.macleans.ca/news/canada/how-nafta-was-saved-the-bitter-fight-and-last-minute-recovery/ (accessed 02.10.2018).

14. Dawson L. Canada’s Trade Negotiators Took the Best Deal Available. Canada Institute, Wilson Center. 02.10.2018. Available at: https://www.wilsoncenter.org/article/canadas-trade-negotiators-took-the-best-deal-available (accessed 03.10.2018).

15. House B., Hererra J.M. NAFTA: USMCA Preserves Open Trade in North America. Insights & Views (Scotiabank Global Economics), 01.10.2018. Available at: https://www.gbm.scotiabank.com/scpt/gbm/scotiaeconomics63/2018-10-01_I&V.pdf (accessed 02.10.2018).

16. Wilkins C.A. Monetary Policy Report Press Conference Opening Statement. Bank of Canada. 24.10.2018. Available at: https://bankofcanada.ca/2018/10/opening-statement-241018/ (accessed 25.10.2018).

17. Bipartisan Congressional Trade Priorities and Accountability Act of 2015. Available at: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2146/text/pl (accessed 04.09.2017).

18. Remarks by President Trump in Press Gaggle aboard Air Force One. 02.12.2018. Available at: https://whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-press-gaggle-aboard-air-force-one-2/ (accessed 03.12.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх