“Зеленая” экономика: роль суверенных фондов

 
Код статьиS013122270004331-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-3-5-12
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №3
Страницы5-12
Аннотация

Рассматриваются перспективы участия суверенных инвестиционных фондов в реализации сформулированных ООН Целей устойчивого развития глобальной экономики, а также Парижского соглашения по климату 2015 г. Госфонды располагают значительным потенциалом для участия в создании “зеленой” экономики. Более того, в условиях возросшей в последнее время экономической и политической турбулентности они крайне заинтересованы в нахождении новых классов активов для долгосрочного инвестирования. В свете формирующихся тенденций на глобальном инвестиционном поле можно прогнозировать переход крупнейших суверенных фондов мира к экологически ориентированному инвестированию, в частности путем подключения к механизмам “зеленого” финансирования, уже созданным частными институциональными инвесторами.

Ключевые словасуверенные инвестиционные фонды, ООН, Цели устойчивого развития, изменение климата, Парижское соглашение, “зеленая” экономика, низкоуглеродная экономика, “зеленое” финансирование, Международный форум суверенных инвестиционных фондов (МФСИФ)
Получено18.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов30845
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Повестку устойчивого развития до 2030 г. (2030 Agenda for Sustainable Development), а также 17 генеральных целей и 169 конкретных задач глобального развития на предстоящие 15 лет – Цели устойчивого развития, ЦУР (Sustainable Development Goals, SDG). Речь идет о широкомасштабных усилиях на международном и национальном уровнях в трех взаимосвязанных сферах – экономической, социальной и природоохранной. Важнейшая часть Повестки – обеспечение экологической устойчивости и безопасности хозяйственной деятельности, то есть переход к “зеленой” экономике. Для этого потребуются колоссальные капиталовложения и, соответственно, мобилизация всех возможных источников финансирования (подробнее см. [1]). В качестве важнейшего из них ООН, а также другие международные организации рассматривают суверенные инвестиционные фонды (фонды национального благосостояния), созданные многими правительствами для сохранения и преумножения находящихся в их распоряжении экспортных доходов за счет операций на мировом финансовом рынке [2, 3].
2

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ

3 Имеется положительный опыт участия суверенных фондов в решении насущных общемировых проблем. Фонды внесли значительный вклад в смягчение глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. (ГФК)1. Именно тогда международное сообщество обратило внимание на растущую мирохозяйственную роль госфондов и, в частности, задумалось о привлечении их к развитию глобальной инфраструктуры, для чего, по оценкам Всемирного банка, необходимы ежегодные капиталовложения в размере не менее 93 млрд долл. [4, p. 10]. В 2008 г. президент банка Р. Зеллик выступил с инициативой One Percent Solution, согласно которой суверенным фондом предлагалось взять на себя обязательство вкладывать не менее 1% средств в новые инфраструктурные проекты в Африке, где ситуация особенно плачевна. Правда, в условиях ГФК идея не получила должного отклика и заглохла. 1. В разгар ГФК суверенные фонды КНР, Сингапура, Кувейта и эмирата Абу-Даби приобрели акции американских и европейских банков, играющих системообразующую роль в международной финансовой системе (Citigroup, Morgan Stanley, Merrill Lynch, Barclays, Credit Suisse). За счет полученной ликвидности на общую сумму 56.3 млрд долл. банки смогли избежать немедленного банкротства и дождаться помощи со стороны своих правительств.
4 В последнее десятилетие стало очевидным нарастание неблагоприятных, а все чаще и катастрофических эффектов изменения климата на планете (глобального потепления), вызванного ее интенсивным хозяйственным освоением, в частности появлением мощных индустриальных центров на бывшей периферии мира (прежде всего в Китае и Индии). Главный посыл Повестки устойчивого развития – обеспечить долгосрочный рост глобальной экономики и одновременно не допустить необратимого ухудшения состояния среды обитания человечества.
5 Острота ситуации определяется уже не только общими соображениями о важности сохранения природы, но и прямым экономическим ущербом от климатических аномалий, происходящих по вине человека. В международных организация, национальных правительствах, экспертном сообществе и частном бизнесе назрело осознание неотложности кардинальной смены всей парадигмы мирохозяйственного развития, фундаментального переформатирования глобальной экономики в свете вставших в полный рост экологических проблем2. 2. По заявлениям британско-нидерландской компании Unilever, входящей в число мировых лидеров по производству пищевых продуктов и товаров бытовой химии, в силу вызванных изменениями климата природных катаклизмов она ежегодно терпит убытки около 330 млн долл. Неудивительно, что Unilever совместно с ООН стала инициатором создания в 2016 г. Глобальной комиссии по бизнесу и устойчивому развитию (Business & Sustainable Development Commission) – одного из уже достаточно многочисленных международных институтов в сфере климатоориентированного развития (см. [6, 7]).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1854

Оценка читателей: голосов 0

1. Худякова Л. Реформа глобальных финансов в контексте устойчивого развития. Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 7, сс. 38-47. [Khudyakova L. Reforma global'nykh finansov v kontekste ustoichivogo razvitiya [Reform of global finance in the context of sustainable development]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya, 2018, vol. 62, no. 7, pp. 38-47.] DOI:10.20542/0131-2227-2018-62-7-38-47

2. Gelb A., Tordo S., Halland H., Arfaa N., Smith G. Sovereign Wealth Funds and Long-Term Development Finance: Risks and Opportunities. World Bank Policy Research Working Paper no. 6776, 2014. 30 p. Available at: http://hdl.handle.net/10986/17313 (accessed 19.12.2018).

3. OECD Progress Report on Approaches to Mobilising Institutional Investment for Green Infrastructure. Paris, OECD, 2016. 57 p. Available at: http://www.oecd.org/environment/cc/11_Progress_Report_on_Approaches_to_Mobilising_Institutional_Investment.pdf (accessed 19.12.2018).

4. Financing Sustainable Development: the Role of Sovereign Wealth Funds for Green Investment. Geneva, UNEP, 2017. 81 p.

5. Global Guide to Responsible Investment Regulation. London, PRI Association, 2016. 34 p. Available at: https://www.unpri.org/download?ac=325 (accessed 19.12.2018).

6. Better Business – Better World. London, Business & Sustainable Development Commission, January 2017. 122 p. Available at: http://report.businesscommission.org/uploads/BetterBiz-BetterWorld_170215_012417.pdf (accessed 28.12.2018).

7. Global Guide to Responsible Investment Regulation. Executive Summary (2016). Available at: https://www.unpri.org/global-guide-to-responsible-investment-regulation/207.article (accessed 19.12.2018).

8. Investing in the SDGs: an Action Plan. World Investment Report 2014. New York, Geneva, UNCTAD, 2014. 228 p.

9. Fixsen R. Norway SWF: Governments Could Help Realise Sustainable Development Goals. 07.09.2018. Available at: https://www.ipe.com/news/esg/norway-swf-governments-could-help-realise-sustainable-development-goals/10026553.article (accessed 15.01.2019).

10. Climate Financial Day: Caisse des Dépôts Steps its Low-Carbon Strategy up. 30.11.2018. Available at: https://www.caissedesdepots.fr/en/climate-financial-day-caisse-des-depots-steps-its-low-carbon-strategy (accessed 15.01.2019).

11. Caisse des Dépôts. Responsible Investment. Available at: https://www.caissedesdepots.fr/en/responsible-investment (accessed 15.01.2019).

12. Braunstein J. Sovereign Wealth Funds: the Catalyst for Climate Finance? Washington, World Bank, 2016. 2 p. Available at: http://blogs.worldbank.org/psd/sovereign-wealth-funds-catalyst-climate-finance (accessed 19.12.2018).

13. Masdar Clean Energy Factsheet. Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwihmPGA9vTfAhUHtYsKHQQYCrwQFjAAegQIARAC&url=https%3A%2F%2Fmasdar.ae%2F-%2Fmedia%2Fcorporate%2Fdownloads%2Fmedia%2Fmasdar-clean-energy-factsheet.pdf&usg=AOvVaw0tbbLHue4fDYeDlm19MkHC (accessed 15.01.2019).

14. Financial Innovation for the SDGs. Action Platform. Available at: https://www.unglobalcompact.org/take-action/action-platforms/financial-innovation (accessed 19.12.2018).

15. New Challenges, Private Markets. Sovereign Wealth Funds Changing Investment Strategies. Auckland, IFSWF, November 2016. 5 p.

16. Чебанов С. Суверенные инвестиционные фонды: посткризисные тенденции. Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 12, сс. 15-25. [Chebanov S. Suverennye investitsionnye fondy: postkrizisnye tendentsii [Sovereign wealth funds: post-crisis trends]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya, 2018, vol. 62, no. 12, pp. 15-25.] DOI:10.20542/0131-2227-2018-62-12-15-25

17. Dealing with Disruption: IFSWF Annual Review 2017. London, IFSWF, 2018. 78 p.

18. IFSWF Joint Communiqué: One Planet Sovereign Wealth Fund Working Group. Auckland, IFSWF, 2017. Available at: http://www.ifswf.org/general-news/joint-communiqu%C3%A9-one-planet-sovereign-wealth-fund-working-group (accessed 19.12.2018).

19. The One Planet Sovereign Wealth Fund Framework. London, IFSWF, 2018. 15 p.

20. Investor Action on Climate Change: A PRI-Novethic Assessment of Global Investor Practices: where We Are and what Needs to Happen Next. Paris, PRI-Novethic, 2017. 13 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх