Арктика и развитие дальневосточного кластера российского судостроения

 
Код статьиS013122270004094-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-1-88-93
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
Адрес: РФ, 690091 Владивосток, ул. Суханова, 8
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №1
Страницы88-93
Аннотация

Успех реализации российских проектов в Арктике напрямую связан с наличием судов, способных свободно действовать в водах Северного Ледовитого океана. В настоящий момент у РФ недостаточно судов ледового класса для расширения экономической деятельности в регионе, что подтверждается большим количеством заказов на их постройку, размещаемых на зарубежных верфях. Рассматриваются проблемы дальневосточного судостроительного комплекса “Звезда” и международного сотрудничества в свете развития гражданского судостроения в России.

Ключевые словаАрктика, Северный морской путь, судостроение, международное сотрудничество, Россия, Дальний Восток
Получено20.02.2019
Дата публикации20.02.2019
Кол-во символов15376
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Проблемы Арктического региона стали важным пунктом международной повестки. Повышенный интерес к Арктике не только прилегающих, но и географически удаленных от нее государств обусловлен как тем, что здесь имеются значительные запасы природных ресурсов, так и тем, что происходящие в регионе природно-климатические трансформации создают благоприятные условия для создания кратчайшего транспортного коридора между Америкой, Европой и Азией.
2 Основной транспортной артерией в российской зоне Арктики остается Северный морской путь (СМП), имеющий для страны важное геополитическое значение (см. подробнее [1, 2]). Важнейшим условием круглогодичного судоходства по СМП выступает создание в стране флота крупнотоннажных транспортных судов ледового класса, которые могли бы свободно действовать в арктических водах при поддержке ледоколов в составе конвоев. Рассмотрим возможности решения этой задачи.
3

ПРОИЗВОДСТВО СУДОВ ДЛЯ АРКТИКИ

4 Сегодня большая часть отечественного судостроения консолидирована в рамках АО “Объединенная судостроительная корпорация” (ОСК), 100% акций которой находится в федеральной собственности [3]. Хотя ОСК ведет строительство линейки специализированных судов (ледоколов, научно-исследовательских, аварийно-спасательных и вспомогательных судов, ледостойких платформ и т.д.), большая часть ее мощностей занята выполнением Государственного оборонного заказа для ВМФ России и экспортных заказов по линии военно-технического сотрудничества. В связи с этим российские компании, работающие в сфере добычи углеводородов в Арктике, вынуждены закупать суда для своих нужд за рубежом.
5 Изменение ситуации связано в первую очередь с развитием гражданского судостроения на Дальнем Востоке [4]. В 2016 г. решением Правительства РФ в Приморском крае была создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) “Большой Камень”, специализирующаяся на судостроении и промышленном производстве [5]. Главным объектом ТОСЭР должен стать судостроительный комплекс “Звезда”. Реализацией проекта, общая стоимость которого оценивается в 92 млрд руб., занимается ЗАО “Современные технологии судостроения” – совместное предприятие АО “Газпромбанк”, НК “Роснефть” и АО “Роснефтегаз” [6].
6 Проект реализуется в два этапа: (1) блок корпусных производств и окрасочных камер с открытым тяжелым стапелем и передаточным доком для строительства среднетоннажных судов и морской техники (к 2019 г.); (2) введение в эксплуатацию сухого дока, достроечных цехов и набережных (2024 г.) [7]. Предусмотрена максимальная локализация производства всех необходимых для судостроения компонентов на территории Приморского края. В частности, планируется строительство заводов по производству энергетических установок и полимерных материалов. Учитывая большие потребности СК “Звезда” в стали (до 330 тыс. т в год), “Роснефть” и “Уральская горно-металлургическая компания” создали совместное предприятие “Восточная горно-металлургическая компания”, которое станет главным поставщиком крупноформатного стального листа для судоверфи [8]. Таким образом, в ближайшей перспективе на базе СК “Звезда” в РФ появится полноценный судостроительный кластер, способный не только строить крупнотоннажные суда (включая суда ледового класса), но и выпускать оборудование для шельфовых проектов.

всего просмотров: 1417

Оценка читателей: голосов 0

1. Konyshev V., Sergunin A. The Arctic at the crossroads of geopolitical interests. Russian Politics and Law, 2012, vol. 50, no. 2, pp. 34-54.

2. Кравчук А. А. Транспортно-логистические возможности российской Арктики: современное состояние и перспективы развития. Государственная служба, 2017, т. 19, № 4 (108), сс. 113-119.

3. Строим флот сильной страны. Available at: http://www.oaoosk.ru/about (accessed 20.01.2018).

4. Гриванов Р. И., Гу Фанцзе. К вопросу о роли высокотехнологичного производства в обеспечении ускоренного развития региона: судостроение на Дальнем Востоке России и реализация Закона о свободном порте Владивосток. Фундаментальные исследования, 2016, № 11, сс. 166-170.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 43 «O создании территории опережающего социально-экономического развития “Большой Камень”». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193235 (accessed 20.01.2018).

6. Проекты трех этапов I очереди верфи “Звезда” одобрены Главгосэкспертизой. Available at: https://www.eastrussia.ru/news/proekty-trekh-etapov-i-ocheredi-verfi-zvezda-odobreny-glavgosekspertizoy/ (accessed 20.01.2018).

7. Строительство судостроительного комплекса “Звезда”. Available at: http://dcss.ru/projects/koc-oao-dvz-zvezda (accessed 20.01.2018).

8. Создание судостроительного кластера на юге Приморского края. Available at: http://tass.ru/ekonomika/4544744l (accessed 29.08.2018).

9. СК “Звезда” станет главным центром судостроения. Available at: http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/74934-neftegazovye-kompanii-ispytyvajut-potrebnost-v.html (accessed 29.08.2018).

10. Сечин: для улучшения показателей СК “Звезда” нужно больше заказов. Available at: https://www.infox.ru/news/277/economy/company/182992-secin-dlaulucsenia-pokazatelej-sk-zvezda-nuzno-bolse-zakazov (accessed 20.01.2018).

11. Судостроительный завод “Звезда” полностью обеспечен заказами до 2029 года. Available at: https://ria.ru/economy/20171228/1511864147.html (accessed 20.01.2018).

12. Путин: нефтяные компании должны увеличить количество заказов на СК “Звезда”. Available at: https://ria.ru/economy/20170908/1502044096.html (accessed 20.01.2018).

13. “Звезда” все же построит пять танкеров для “Совкомфлота”. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3421579 (accessed 20.01.2018).

14. Заказ южнокорейских танкеров не повредит российским верфям. Available at: https://vz.ru/economy/2017/9/7/885955.html (accessed 20.01.2018).

15. Евдокимов Г. П., Высоцкая Н. А. Судоходство в Арктике и Государственная программа развития судостроения в РФ на 2015–2030 гг. Морской сборник, 2014, т. 2006, № 5, сс. 54-59.

16. Первый построенный на Дальнем Востоке танкер ледового класса РН Сахалин спустили на воду в Находке. Available at: http://neftegaz.ru/news/view/128258-Pervyj-postroennyj-na-Dalnem-Vostoke-tanker-ledovogo-klassa-RN-Sahalin-spustili-na-vodu-v-Nahodke (accessed 20.01.2018).

17. Sevastyanov S., Kravchuk A. The Russian approach to national security in the Arctic. The Korean Journal of Defense Analysis, 2017, vol. 29, no. 1, pp. 131-149.

18. Sevastyanov S. Hopes and realities in relations between Russia and Japan: is a breakthrough possible? East Asia: An International Quarterly, 2017, vol. 34, no. 1, pp. 39-62.

19. Мозиас П. М. Морское хозяйство Китая: тенденции и проблемы развития. Общество и государство в Китае. Т. XLIII, ч. 2. Кобзев А. И. и др., ред. Москва, ИВ РАН, 2013, сс. 424-456.

20. Богданов К. Корейское судостроение: бежать, чтобы остаться на месте. Москва, РСМД, 2013. Available at: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/koreyskoe-sudostroenie-bezhat-chtoby-ostatsya-na-meste/?sphrase_id=472740 (accessed 20.01.2018).

21. Китайский интеграл Роснефти. Available at: http://expert.ru/2016/06/26/kitajskij-integral-rosnefti (accessed 20.01.2018).

22. “Роснефть” привлекает производителей уникального оборудования для СК “Звезда”. Available at: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/180719/ (accessed 20.01.2018).

23. Китайский госконцерн СССС осуществит III этап строительства сухого дока и поставку кранов на ДВЗ “Звезда”. Available at: http://interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=899102&sec=1679 (accessed 20.01.2018).

24. Реутов Д., Черкашин П. Южная Корея и развитие шельфового судостроения на Дальнем Востоке России. Москва, РСМД, 2014. Available at: http://old.russiancouncil.ru/inner/?id_4=3613#top-content (accessed 20.01.2018).

25. Генконсул Республики Корея во Владивостоке Ли Сок Пэ: “Корейским судостроителям пока не до инвестиций в Приморье”. Available at: http://portnews.ru/comments/2160 (accessed 20.01.2018).

26. “Роснефть” и Hyundai Samho Heavy Industries укрепляют технологическое сотрудничество. Available at: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/186799 (accessed 20.01.2018).

27. South Korea Agrees to Take Part in Joint Development Projects in Russia’s Far East. Available at: http://english.hani.co.kr/arti/english_edition/e_international/819159.html (accessed 20.01.2018).

28. Южнокорейское судостроение оказалось в глубоком кризисе. Available at: https://rg.ru/2016/02/04/iuzhnokorejskoe-sudostroenie-okazalos-v-glubokom-krizise.html (accessed 20.01.2018).

29. Daewoo Shipbuilding Clinches Huge Order for 15 Ice-breaking LNG Carriers from Yamal LNG of Russia. Available at: http://newsworld.co.kr/detail.htm?no=1375 (accessed 20.01.2018).

30. “ДЦСС” и совместное предприятие “Звезда Морские Технологии” подписали Соглашение по управлению проектами. Available at: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/183437 (accessed 20.01.2018).

31. “Роснефть” и GE расширят сотрудничество в судостроении и технологиях. Available at: https://ria.ru/economy/20170130/1486771872.html (accessed 20.01.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх