Emotions in speech influence: a new key to the problem

 
PIIS0025658-3-1
DOI10.18254/S294939000025658-3
Publication type Review
Source material for review Котов А.А. Механизмы речевого воздействия. Лингвистическая модель в когнитивном контексте. – М.: РГГУ, 2021. 1015 с.
Status Published
Authors
Affiliation:
State Academic University for the Humanities
Moscow City University
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameLinguistica Fundamentalis
EditionIssue 1 (1)
Pages99-102
Abstract

The monography is analyzing that concerns the attempts of the author – as a result of many years of investigations in computational Linguistics and Artificial Intelligence – to formalize the processes of the Verbal Influence in communication. The review includes both theoretical and practice aspects of the description given by the author. The monography is regarded as the important input into the investigations in perlocutive linguistics.

Keywordsartificial intelligence, verbal influence, perlocutive linguistics
Received21.05.2023
Publication date24.05.2023
Number of characters7158
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

То, что лингвистика не ограничится описанием структуры языка, а перейдет к моделированию его использования, было понятно уже в первой половине ХХ века, когда в рамках одного Пражского лингвистического кружка формулировались основные принципы структурализма Н.С. Трубецким – и в то же время зарождался функциональный подход в работах Р. Якобсона и других. Моделирование речевой активности на первых порах сконцентрировалось на деятельности Говорящего, без чего было невозможно составить адекватные порождающие механизмы ни для машинного перевода, ни для обучения активной речевой деятельности на иностранных языках.

2 И хотя вопросы деятельности адресата – анализа языковых структур, понимания, воздействия, – возникали параллельно с описанием активной речевой деятельности, долгое время они находились на заднем плане, относимые к использованию языковой системы. Конец ХХ века вывел на передний план задачи, вязанные с анализом деятельности адресата. Это вопросы понимания текстов (например, читабельность сайтов и инструкций), проблемы оценки содержания сообщений с правовой точки зрения и, наконец, различные проблемы формирования у адресата массмедиа новых установок, т.е. речевого воздействия.
3 Конечно, вопросы речевого воздействия так или иначе возникали и ранее. С одной стороны, многочисленные учебники рекламы и пиар анализировали удачные и неудачные слоганы и тексты (хотя до 70-х годов – без обращения к лингвистической теории). С другой, – появлялись семантические исследования, а затем и исследования медиатекстов, где отмечались и аспекты воздействия (например, работы по вариативной интерпретации действительности).
4 Так что в целом можно признать, что лингвистика к последней четверти ХХ века была готова к вербализации и формулированию основных способов воздействия сообщения на адресата. И такие работы появились – и у нас, и за рубежом. Однако практически все они страдали двумя недостатками: фрагментарностью, недоучетом многих различных факторов, влияющих на воздействие, и отсутствием верифицируемости, полноты и однозначности понимания.
5 Книга А.А. Котова не преодолевает фрагментарности исследований факторов воздействия, поскольку в его модели во главу угла ставится только один аспект: использование влияния на эмоциональное состояние для вытеснения рациональной аргументации. Однако такой подход разработан максимально эксплицитно вплоть до компьютерного моделирования и эмоциональной и рациональной аргументации. Выход на него автор производит через теорию сценариев П. Абельсона и Р. Шенка, которая включается в аппарат когнитивного подхода в лингвистике. А.А. Котов дополняет сценарии значительным количеством описаний поведения, основанного на эмоциональной реакции, что тоже можно рассматривать как сценарии – но основанные на эмоциях. Автор называет их «директивные сценарии» и видит в их активизации важнейшую часть речевого воздействия, а в вытеснении ими рациональных сценариев – основу манипуляции в речевой коммуникации.

views: 133

Readers community rating: votes 0

1. A.A. Kotov. Mekhanizmy rechevogo vozdejstviya. Lingvisticheskaya model' v kognitivnom kontekste. – M.: RGGU, 2021. 1015 s.

Система Orphus

Loading...
Up