«Дай нам желтого министра, белого министра», или о цветовом символизме в церемониальном дискурсе индейцев майя покомчи

 
Код статьиS0044748X0001042-5-1
DOI10.31857/S0044748X0001042-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт языкознания РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 10
Страницы73-84
Аннотация

Церемониальный дискурс — особый речевой жанр, который используется шаманами для передачи прошений божествам и духам природы во время традиционных ритуалов жертвенных подношений. В данной статье рассматривается символическое использование обозначений цветов в церемониальном дискурсе на языке покомчи (семья майя, Гватемала), случаи переносного употребления прилагательных, обозначающих четыре «основных» цвета в традиционных культурах коренного населения Месоамерики: белый, желтый, красный и черный.

Ключевые словапокомчи, майя, ритуальный дискурс, цветовой символизм, Гватемала
Получено17.10.2018
Дата публикации26.10.2018
Кол-во символов512
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 781

Оценка читателей: голосов 0

1. G.F.S i m o n s, Ch.D.F e n n i g (eds.). Ethnologue: Languages of the world. Dallas, SIL International, 2018. — Available at: http://www.ethnologue.com (accessed 28.03.2018)

2. П.В.И в а н о в, С.С.К о л е с н и к о в. К вопросу о классификации религиозно-обрядовой практики в культуре древних майя. — Вестник ТГУ, 2006, No 1(41), с. 5–10.

3. A.B o š k o v i ć. The meaning of Maya myths. — Anthropos, 1989, No 84, Vol 1/3, p. 206; M.Leon-Portilla. Tiempo y realidad en el pensamiento maya: ensayo de acercamiento. Mexico City, Universidad Nacional Autónoma de México, 2003, p. 131.

4. M. d e l a G a r z a. Los mayas: Antiguas y nuevas palabras sobre el origen. — Mitos cosmogónicos del México indígena. Mexico City, Instituto Nacional de Antropología e Historia, 1987, p. 15–86.

5. K.T y r a k o w s k i. Autóctonas redes regulares de asentamientos prehispanicos en el altiplano mexicano: Una contribución a la investigación de la cosmovision de los antiguos pobladores entre Tlaxcala y Puebla. — Historia y sociedad en Tlaxcala: Memorias del 4o. y 5o. Simposios Internacionales de Investigaciones Socio-Históricas sobre Tlaxcala. Mexico City, Universidad Iberoamericana, 1991, p. 41.

6. M.D o b b e l s. Tusq’orik: Poqomchi’ – Kaxlan q’orik. Guatemala, Programa de Apoyo al Sector Educativo, 2003, p. 573.

7. V.R.B r i c k e r. The ethnographic context of some traditional Mayan speech genres. — Explorations in the ethnography of speaking. Cambridge, Cambridge University Press, 1974, p. 368-388; J.F o u g h t. Cyclical patterns in Chorti (Mayan) literature. — Handbook of Middle American Indians, vol. 3. Austin, University of Texas Press, 1985, p. 133–146; W.F.H a n k s.Elements of Maya style. — Word and image in aya culture: Explorations in language, writing, and representation. Salt Lake City, University of Utah Press, 1989, p. 92–111; W.M.N o r m a n. Grammatical parallelism in Quiche ritual language. — Proceedings of the Sixth Annual Meeting of the Berkeley Linguistics Society. Berkeley, 16–18 February, 1980.

8. W.F.H a n k s. Op. cit., p. 106.

9. M. d e l a G a r z a. Naguales mayas de ayer y de hoy. — Revista Española de Antropología Americana, 1987, No XVII, p. 89–105.

10. E.R.B e l l. Sacred inheritance: Cultural resistance and contemporary Kaqchikel-Maya spiritual practices. Ph.D. Diss. Ohio State University, 2012, p. 74.

11. А.И.Д а в л е т ш и н, Д.Д.Б е л я е в. Творение людей в мифологии древних майя. — Этнографическое обозрение, 2017, No 4, с. 42–43. [B o š k o v i ć. Op. cit., p. 205; D.T e dl o c k. Popul Vuh: The definitive edition of the Mayan book of the dawn of life and the glories of gods and kings. New York, Simon and Schuster, 1985.

12. M.L e ó n-P o r t i l l a. Filosofia nahuatl. Mexico City, Universidad Nacional Autónoma de México, 1993, p. 66; M.M o n t e s d e O c a V e g a. Los difrasismos: un rasgo del lenguaje ritual. — Estudios de Cultura Nahuatl, 2008, No 39, p. 230–231.

13. K.D e u s s. Shamans, witches and Maya priests: Native religion and ritual in Highland Guatemala. London, Guatemalan Maya Centre, 2007; R.B u n z e l. Chichicastenango, a Guatemalan village. Seattle, University of Washington Press, 1952; B.T e d l o c k. Time and the Highland Maya. Albuquerque, University of New Mexico Press, 1992; E.R.B e l l. Op. cit

14. W.M.N o r m a n. Op. cit., p. 393; R.B u n z e l. Op. cit.

15. U.K ö h l e r. Discursos ceremonials tzotziles: una joya poco estudiada. — Estudios de Cultura Maya, 2009, No 33, p. 127.

16. R.W i l s o n. Resurgimiento maya en Guatemala (experiencias Q’eqchi’es). Antigua Guatemala, Centro de Investigaciones Regionales de Mesoamérica, 1999, p. 231.

17. W.F.H a n k s. Op. cit., p. 106.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх