The State, democracy and the incompleteness of the social project: the Chilean experience

 
PIIS0044748X0015376-2-1
DOI10.31857/S0044748X0015376-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 8
Pages6-21
Abstract

The article examines the main directions and results of the political and social modernization undertaken by the democratic governments of Chile during 2000-2019, identifies both the unconditional achievements associated with the gradual democratization of the political sphere, and the unresolved problems. Large-scale policies aimed at overcoming poverty and social exclusion, radically changing the education system, did not significantly reduce social inequality, create effective elevators for young people from the poorest strata. The reformism of the second government of M.Bachelet (2014-2018) increased the effect of disappointed expectations and the growing public disillusionment. The divergence of the results of political and social modernization, the conflict of new political opportunities, especially felt by young people, and old social approaches, became the main reason for the protest movement. The article analyzes the internal political processes, the decline of traditional left-centrism and the strengthening of radical tendencies, as well as the prospects for overcoming the crisis associated with the results of the national plebiscite on October 25, 2020.

KeywordsChile, political modernization, social policy, protest movement, plebiscite October 25, 2020
Received01.03.2021
Publication date02.08.2021
Number of characters38101
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Глубокий социально-политический кризис, начавшийся в Чили в октябре 2019 г., затронул всю систему отношений между властью и обществом, правящей элитой и оппозицией, между «правой» и «левой» политическими культурами в целом, приверженцами различных идеологических и этических ценностей внутри каждой из значимых политических сил. Этот кризис в плане своей глобальности, нацеленности на пересмотр основных достижений последних 30 лет демократического постпиночетовского развития страны и всех сопутствующих этому процессу политических компромиссов, действительно носил беспрецедентный характер, в очередной раз продемонстрировав «модельность» чилийского опыта — уже с точки зрения его глубоких просчетов. Не подвергалась сомнению лишь одна из фундаментальных составляющих современного развития Чили — демократия, ценность которой не отрицалась ни одной из противоборствующих сторон. В ходе споров, сопровождавших протестное движение на всех уровнях, речь шла о повышении качества государственного управления и способах реализации демократической власти, о ревизии устаревших, переживших свое время законов и норм. В этом плане чилийское общество также продемонстрировало исключительную современность не только в латиноамериканском пространстве, охваченном волнами различных по истокам и масштабам протестных движений, но и в более универсальном контексте.
2 Современность, отраженная в концептуальных дискуссиях последних лет, посвященных многоаспектному понятию демократии, заставляет задуматься не столько о достижениях, сколько о дефектах и рисках реальных (особенно успешных) демократических государств, предлагает осмыслить вопросы и проблемы, поставленные общественной мыслью еще в начале текущего столетия.
3 Кризис представительства и традиционных партий, распространение демократий «низкого уровня» неоднократно отмечались в качестве магистрального тренда, развивающегося на фоне новых глобальных феноменов — растущего разочарования в либеральных основах демократических политий, повышения роли альтернативных движений, бросающих вызов западному обществу, общей активизации радикальных сил [1]. Вступающая в общественную жизнь молодежь стремится к яркому самовыражению, бескомпромиссному отстаиванию своих позиций, что ведет к упадку влияния политического центризма, с его принципами умеренности, постепенности и соглашений. В итоге реальная демократия, консолидированная, имеющая прочный культурно-исторический фундамент, становится явлением значительно более противоречивым и сложным, чем представлялось ее теоретикам в прошлом. Неосуществимость классического демократического идеала давно не вызывает сомнений («миражом демократии» называет это явление британский политолог Дэвид Лэйн [2]), и в общественной мысли все чаще звучит обеспокоенность судьбой существующих демократических государств, их способностью предложить ответы на новые вызовы. Необходимость этического совершенствования политических систем, осуществления «моральной революции», соответствующей новым запросам постоянно усложняющегося общества, у многих исследователей не вызывает сомнений, выдвигая на первый план понятие качества демократического управления и проблему соответствия государственной политики ожиданиям широких социальных слоев [3; 4]. Реализм прошлого должен быть преодолен новым реализмом «бесконечно усложнившейся действительности», — считает итальянский исследователь Данило Дзоло [5, c. 23], подчеркивая противоречивую природу демократии и многовариантность путей ее развития.

Number of purchasers: 0, views: 42

Readers community rating: votes 0

1. Plattner M.F. Is Democracy in Decline? Journal of Democracy. Baltimore, JHU Press, 2015, Vol.26, N 1, pp.5-10.

2. Lehjn D. Mirazh demokratii. Polis. Politicheskie issledovaniya. Moskva, 2014, № 6, ss.127-148.

3. Lukin A.V. Vozmozhna li drugaya demokratiya? Polis. Politicheskie issledovaniya. Moskva, 2014, №1, ss. 10-27. [Lukin A.V. Vozmozhna li drugaya demokratiya?

4. Mart'yanov V.S., Fishman L.G. Preodolenie kapitalizma: ot moral'nogo kollapsa k moral'noj revolyutsii? Polis. Politicheskie issledovaniya. Moskva, 2012, № 1, ss. 63-75.

5. Dzolo D. Demokratiya i slozhnost'. Realisticheskij podkhod. Moskva, Izd. dom GU-VShEh, 2010, 314 s.

6. Lipset S.M. Tret'ego puti ne suschestvuet. (Perspektivy levykh dvizhenij). Polis. Politicheskie issledovaniya. Moskva, 1991, № 5, ss. 15-32.

7. Lipset S.M. Tret'ego puti ne suschestvuet. (Perspektivy levykh dvizhenij). Polis. Politicheskie issledovaniya. Moskva, 1991, № 6, ss.19-39.

8. Fukuyama F. Dealing with Inequality. Journal of Democracy. Baltimore, JHU Press, 2001, Vol. 22, N 3, pp.79-89.

9. Moulian T. Chile actual: anatomía de un mito. Santiago de Chile, LOM, 2002, 362 p.

10. Huneeus C. El gobierno de Michelle Bachelet a mitad de camino. Anuario Iberoamericano, Malamud C., Isbell P., Tejedor C. (eds). Madrid, Real Instituto Elcano-EFE, 2008, pp. 77-95.

11. Lagos M. Una prosperidad no democrática. Chile Hoy. Revista de Sociología. Santiago de Chile, 2007, N 21, pp. 139-163.

12. Castiglioni R., Rovira Kaltwasser C. Political Representation in Contemporary Chile. Journal of Politics in Latin America. Hamburg, 2016, N 8 (3), pp. 3-24.

13. Torres Gutiérrez O. La ruptura de un sueňo. Available at: https://nuso.org/articulo/la-ruptura-de-un-sueno/ (accessed 25.02.2021).

14. Torres Gutiérrez O. La izquierda chilena ante sus dilemas históricos. Available at: https://nuso.org/articulo/la-izquierda-chilena-ante-sus-dilemas-historicos/ (accessed 03.03.2021).

15. Navia P. ¿Un País en crisis o en fiesta? Available at: https://www.cadal.org/publicaciones/articulos/?id=12272 (accessed 3.03.2021).

16. D'yakova L.V. Chili: reviziya starykh kompromissov. Latinskaya Amerika. Moskva, 2018, № 2, ss.5-15.

17. D'yakova L.V. Chili-2020. Ehvolyutsiya politicheskogo krizisa. Latinskaya Amerika. Moskva, 2020, № 8, ss. 6-19. DOI: 10.31857/S0044748X0010343-6

18. D'yakova L.V. Chilijskaya demokratiya: preemstvennost' i peremeny. Moskva, ILA RAN, 2013, 325 s.

19. D'yakova L.V. «Pust' ukhodit!» Rol' soglashenij ehlit v transformatsii voennogo rezhima Pinocheta. Latinskaya Amerika. Moskva, 2018, № 9, ss. 5-16. DOI: 10.31857/S0044748X0000577-3

20. Ley N°20.050 de 26 de agosto 2005. Reforma Constitucional que introduce diversas modificaciones a la Constitución Política. Biblioteca del Congreso Nacional. Available at: https://www.leychile.cl/Navegar?idNorma=241331 (accessed 20.03.2021).

21. Modernización del Régimen Electoral Chileno / ed.by Fontaine A., Larroulet C., Viera-Gallo J.A., Walker I. Santiago de Chile, CEP-CIEPLAN, 2007, 350 p.

22. Voto voluntario e inscripción automática. Bibilioteca del Cobgreso Nacional. Available at: https://www.bcn.cl/leyfacil/recurso/voto-voluntario-e-inscripcion-automatica (accessed 22.03.2021).

23. Cámara aprobó en tercer trámite el fin del sistema binominal. Available at: http://www.gob.cl/2015/01/20/ (accessed 21.03.2021).

24. Elecciones 2017. Servicio Electoral de Chile. Available at: http://www.servelelecciones.cl/ (accessed 28.03.2021).

25. CEPAL. Serie Políticas sociales. N 224. Programas de transferencias condicionadas en América Latina y el Caribe. Tendencias de cobertura y inversion. Santiago de Chile, 2017, 82 p.

26. Lagos R. E. Abrir las puertas. Discursos escogidos: Marzo 2004 – Febrero 2005. T.V. Santiago de Chile, Ed. Gobierno de Chile, 2005, 393 p.

27. Ley de Pensión Básica Solidaria № 20.255 de 17 de marzo 2008. Biblioteca del Congreso Nacional. Available at: https://www.leychile.cl/Navegar?idNorma=269892 (accessed 20.03.2021).

28. CEPAL. Objetivos de desarrollo del Milenio. La progresión hacia el derecho a la salud en América Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2008, 138 p.

29. Arenas de Mesa A. y Gusman Cox J. Política fiscal y protección social en Chile. Revista de la CEPAL, Santiago de Chile, 2003, N81, pp.123-141.

30. CEPAL. Panorama social de América Latina 2007. Santiago de Chile, 2008, 290 p.

31. Chile CL: Gini Coefficient (GINI Index): World Bank Estimate. Available at: https://www.ceicdata.com/en/chile/poverty/cl-gini-coefficient-gini-index-world-bank-estimate (accessed 15.03.2021).

32. Latinobarómentro. Informe 2013. Available at: http://www.latinobarometro.org/documentos/LATBD_INFORME_LB_2013 (accessed 19.03.2021).

33. Presidenta Bachelet pronunció su discurso por la Cuenta Pública 2017 ante el Congreso Pleno. Available at:https://www.gob.cl/noticias/presidenta-bachelet-pronuncio-su-discurso-por-la-cuenta-publica-2017-ante-el-congreso-pleno/ (accessed 29.03.2021).

34. CEPAL. Panorama social de América Latina 2018. Santiago, 2019, 225 p.

35. World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2019. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (accessed 15.01.2020).

36. Human Development Report – 2019. New York, 2019. Available at: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf (accessed 13.01.2020).

37. INFORME_LATINOBAROMETRO_CHILE_1995_2020. Available at: https://www.latinobarometro.org/latdocs/INFORME_LATINOBAROMETRO_CHILE_1995_2020.pdf (accessed 10.03.2021).

38. D'yakova L.V., Travkin V.E. Chili ne perestaet udivlyat'. Latinskaya Amerika. Moskva, 2007, № 12, ss. 18-34. [Diyakova L.V., Travkin V.E. CHili ne perestaet udivlyat' [Chile never ceases to amaze]. Latinskaya America.

39. Gobierno de Chile. Nueva Agenda Social. Reformas sociales. Available at: https://www.gob.cl/agendasocial/reformas-sociales/ (accessed 06.03.2021).

40. Plebiscito 2020. Proceso constituyente. Biblioteca del Congreso Nacional. Available at: https://www.bcn.cl/procesoconstituyente/plebiscito2020 (accessed 28.03.2021).

41. Cuatro claves de una elección inusitada – El Líbero. Available at: https://ellibero.cl/actualidad/cuatro-claves-de-una-eleccion-inusitada/?mc_cid=4016f59238&mc eid=3ff5671c12 (accessed 18.05.2021).

Система Orphus

Loading...
Up