Место и роль стран Латинской Америки в системе международной и региональной кибербезопасности

 
Код статьиS0044748X0014088-5-1
DOI10.31857/S0044748X0014088-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 4
Страницы69-84
Аннотация

В статье раскрываются особенности политики латиноамериканских государств в области кибербезопасности. Авторы оценивают влияние стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в особенности Аргентины, Мексики и Колумбии, в двух важнейших органах ООН — Группе правительственных экспертов и Рабочей группе открытого состава. Раскрывается роль Организации американских государств в процессе создания единой региональной системы кибербезопасности. Авторы приходят к выводу, что подходы стран ЛАКБ в разной степени созвучны весьма разнообразным подходам ведущих государств мира. Таким образом, нельзя говорить о единой позиции государств региона относительно международной кибербезопасности. В заключительном разделе статьи представлены соображения о том, как политика латиноамериканских государств может способствовать продвижению международной стратегии России в области киберпространства и информационной безопасности.

Ключевые словакибербезопасность, Латинская Америка, ООН, Организация американских государств, ГПЭ, РГОС
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект №19-014-00042.
Получено20.01.2021
Дата публикации30.03.2021
Кол-во символов33658
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Составными элементами процесса цифровизации сегодня являются такие аспекты, как кибербезопасность, цифровая дипломатия и дипломатия данных, глобальное управление Интернетом и цифровые избирательные технологии. Они определяют повестку дня на различных переговорах, порой осложняют взаимодействие между участниками и обуславливают повышение или понижение роли того или иного государства в системе мировой политики. В последние несколько лет развернулась широкая международная дискуссия о кибербезопасности, которая отражает стремление ведущих стан мира реагировать на тревожные тенденции, связанные с различными угрозами использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включая Интернет. Все чаще мы слышим призывы укреплять стабильность и безопасность киберпространства, выработать соглашения по использованию компьютерных технологий, способных подорвать информационную систему любой страны [1]. Международное сообщество сосредоточило свое внимание на таких темах, как нормы ответственного поведения государств в киберпространстве, меры укрепления доверия и наращивание потенциала.
2 Страны Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) стали заметной частью вышеупомянутой дискуссии, лидерами которой являются США, Россия, Китай, Франция, Нидерланды и Эстония. В ЛАКБ работы по обеспечению стабильности и безопасности в киберпространстве находятся, преимущественно, на ранней стадии. Основными задачами, стоящими перед регионом в области информационной безопасности, являются наращивание киберпотенциала во всех странах, оптимизация сотрудничества в борьбе с киберпреступностью и обмен информацией о передовых практиках, угрозах и уязвимости цифровых продуктов и оборудования.
3 Обеспечение информационной безопасности признается в регионе крайне важной задачей, поскольку посягательства на нее способны затормозить инновации и развитие интернет-экономики, подвергая риску стабильное экономическое и общественное развитие. В то время как власти почти всех стран региона понимают необходимость наличия всеобъемлющей стратегии по кибербезопасности, многие, за несколькими исключениями (например, Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили, Коста-Рика), не продвинулись дальше стадии обсуждений и проектов [2; 3; 4; 5; 6]. Только в самых крупных и богатых государствах региона существуют специализированные организации, занимающиеся вопросами кибербезопасности, но даже там, где такие структуры есть, общая готовность к действию ограничена известным и сложно преодолимым фактором отсутствия координации между флагманами экономики и государственными ведомствами. Кроме того, в отличие от многих других мировых игроков в сфере информационной безопасности, частный сектор здесь, как правило, опережает правительство в понимании значимости вопросов ее обеспечения, в то время как осведомленность широкой общественности варьируется в зависимости от страны региона.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 91

Оценка читателей: голосов 0

1. Эффективное обеспечение киберстабильности. Глобальная комиссия по стабильности киберпространства. Итоговый доклад. Ноябрь 2019. Available at: https://cyberstability.org/wp-content/uploads/2020/08/GCSC-Advancing-Cyberstability_RU.pdf (accessed: 15.12.2020).

2. National Cybersecurity Strategy, Mexico. Available at: https://www.gob.mx/cms/uploads/attachment/file/399655/ENCS.ENG.final.pdf (accessed: 16.12.2020).

3. National Cyber Security Strategy, Brazil. Available at: http://www.planalto.gov.br/CCIV-IL_03/_Ato2019-2022/2020/Decreto/D10222.htm (accessed: 16.12.2020).

4. Jefatura De Gabinete De Ministros Secretaría De Gobierno De Modernización, Resolución 829/2019, Argentina. Available at: https://www.boletinoficial.gob.ar/detalleAviso/primera/208317/20190528 (accessed: 17.12.2020).

5. Bases Para una Política Nacional de Ciberseguridad, Chile. Available at: https://www.ciberseguridad.gob.cl/media/2015/12/Documento-Bases-Pol%C3%ADtica-Nacional-sobre-Ciberseguridad.pdf (accessed: 17.12.2020).

6. Estrategia Nacional de Ciberseguridad de Costa Rica. Available at: https://www.micit.go.cr/sites/default/files/estrategia-nacional-de-ciberseguridad-costa-rica-19-10-17.pdf (accessed: 18.12.2020).

7. Global Cybersecurity Index. Available at: https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/str/D-STR-GCI.01-2018-PDF-E.pdf (accessed: 18.12.2020).

8. Tsvetkova N., Kheifets V., Sytnik A., Tsvetkov I. Venezuela in U.S. Public Diplomacy, 1950s–2000s: the Cold War, Democratization, and the Digitalization of Politics. Cogent Social Sciences, 2019, vol, 5, N 1, pp. 1–15.

9. Цветкова Н.А., Кузнецов Н.М. Феномен дипломатии больших данных в мировой политике. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. M., 2020, № 4, cc. 27–44.

10. Kobek L., Caldera E. Cyber Security and Habeas Data: The Latin American Response to Information Security and Data Protection. OASIS–Observatorio de Análisis de Los Sistemas Internacionales, 2016, N 24, pp. 109–128.

11. Rouvinski V. Understanding Russian Priorities in Latin America. Kennan Cable. Washington, D.C. 2017. N 20. Available at: https://www.wilsoncenter.org/publication/kennan-cable-no20-understanding-russian-priorities-latin-america (accessed: 15.01.2021).

12. Еремин А.А. Организация американских государств и региональная безопасность. М., Аспектпресс, 2020.

13. Хейфец В.Л., Хадорич Л.В. Латинская Америка Между ОАГ и СЕЛАК. Мировая экономика и международные отношения. М., 2015, № 4, сс. 90–100.

14. U.N. Resolution, A/RES/56/19, 2001. Available at: https://undocs.org/ru/A/RES/56/19 (accessed: 15.12.2020).

15. The Report of the General Secretary, А/60/202, 2005. Available at: https://undocs.org/ru/A/60/202 (accessed: 15.12.2020).

16. U.N. General Assembly. Documents. A/54/213, A/55/140 и Corr.1 и Add.1, A/56/164 и Add.1, A/57/166 и Add.1, А/58/373, А/59/116 и Add.1, А/60/95 и Add.1, A/61/161 и Add.1 и A/62/98 и Add.1. Available at: https://www.un.org/ (accessed: 20.12.2020).

17. U.N. Resolution, A/RES/63/37, 2008. Available at: https://undocs.org/ru/A/RES/63/37 (accessed: 19.12.2020).

18. Group of Governmental Experts on Developments in the Field of Information and Telecommunications in the Context of International Security. Available at: https://undocs.org/ru/A/65/201 (accessed: 15.12.2020).

19. U.N. Resolution, A/RES/65/41, 2010. Available at: https://undocs.org/ru/A/RES/65/41 (accessed: 14.12.2020).

20. Group of Governmental Experts on Developments in the Field of Information and Telecommunications in the Context of International Security. Available at: https://undocs.org/ru/А/68/98 (accessed: 14.12.2020).

21. Group of Governmental Experts on Developments in the Field of Information and Telecommunications in the Context of International Security. Available at: https://undocs.org/ru/A/70/174 (accessed: 16.12.2020).

22. Государствам загрузили мирную программу: 20 стран заложили основу для глобального пакта об электронном ненападении. Коммерсант, 18 августа 2015. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2790215 (accessed: 25.12.2020).

23. The Report of the General Secretary, А/72/327, 2017. Available at: https://undocs.org/ru/A/72/327 (accessed: 19.12.2020).

24. 71 UNGA: Cuba at the Final Session of Group of Governmental Experts on Developments in the Field of information and Telecommunications in the Context of International Security, 23 June, 2017. Available at: http://misiones.minrex.gob.cu/ en/un/statements/71-unga-cuba-final-session-group-governmental-experts-developments-field-information (accessed: 15.12.2020).

25. Tsvetkova N.A. Dealing with a Resurgent Russia: Engagement and Deterrence in U.S. International Broadcasting, 2013–2019. Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations, 2019, vol. 12, N 4, pp. 435–449.

26. Segal A. The Development of Cyber Norms at the United Nations Ends in Deadlock. Now What? Council on Foreign Relations, June 29, 2017. Available at: https://www.cfr.org/blog/development-cyber-norms-united-nations-ends-deadlock-now-what (accessed: 25.12.2020).

27. «Инфофорум-2018»: российские инициативы в формировании системы международной информационной безопасности. Международная жизнь. M., 15 февраля, 2018. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/19338 (accessed: 15.12.2020).

28. U.N. Resolution, A/RES/73/27 2018. Available at: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/73/27 (accessed: 14.12.2020).

29. Стадник И. Россия и США: два разных взгляда на кибербезопасность. Российский совет по международным делам, 13 ноября, 2018. Available at: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-ssha-dva-raznykh-vzglyada-na-kiberbezopasnost/ (accessed: 15.12.2020).

30. Tsvetkova N. Russian Digital Diplomacy: A Rising Cyber Soft Power. Russia’s Public Diplomacy: Evolution and Practice. Velikaya, A. and Simons G. (Eds.). London - New York, Palgrave Macmillan, 2020, pp. 103–117.

31. Countering the Use of Information and Communication Technologies for Criminal purposes, Belarus, Venezuela, Nicaragua, Russian Federation and others: Draft Resolution, 2019. Available at: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/LTD/N19/313/33/PDF/N193 1333.pdf?OpenElement (accessed: 19.12.2020).

32. Developments in the Field of Information and Telecommunications in the Context of International Security Resolution adopted by the UN General Assembly, 2020. Available at: https://digitallibrary.un.org/record/3896180?ln=en (accessed: 27.12.2020).

33. Towards a Secure Cyberspace via Regional Cooperation. DiploFoundation, 2017. Available at: https://www.diplomacy.edu/sites/default/files/Diplo-Towards_a_secure_cyberspace-GGE.pdf (accessed: 27.12.2020).

34. Нелина О.В. ОАГ в противодействии террористической угрозе: латиноамериканские альтернативы. Латинская Америка, М., 2009, № 9, сс. 38–44.

35. Horwitz B. The Transformation of the Organization of American States: A Multilateral Framework for Regional Governance. L., N.Y., Anthem Press, 2010.

36. Cybersecurity: Are We Ready in Latin America and the Caribbean? Inter-American Development Bank Publications, 2016. Available at: https://publications.iadb.org/publications/english/document/Cybersecurity-Are-We-Ready-in-Latin-America-and-the-Caribbean.pdf (accessed: 30.12.2020).

37. Adoption of a Comprehensive Inter-American Strategy to Combat Threats to Cybersecurity: A Multidimensional and Multidisciplinary Approach to Creating a Culture of Cybersecurity. Organization of American States. Available at: http://www.oas.org/en/citel/infocitel/julio-04/ult-ciberseguridad_i.asp (accessed: 30.12.2020).

38. Declaration on Strengthening Cyber-Security in the Americas. Approved at the Fourth Plenary Session held on March 7, 2012. Organization of American States. Available at: http://www.cicte.oas.org/rev/en/Documents/Declarations/DEC%201%20rev%201%20DECLARATION%20CICTE00749E04.pdf (accessed: 31.12.2020).

39. Comprehensive Inter-American Cybersecurity Strategy to Combat Threats to Cybersecurity: A Multidimensional and Multidisciplinary Approach to Creating a Culture of Cybersecurity. Organization of American States. Available at: http://www.oas.org/XXXIVGA/english/ (accessed: 31.12.2020); docs/approved_documents/adoption_strategy_combat_threats_cybersecurity.htm (accessed: 31.12.2020).

40. Strengthening Cyber-Security in the Americas. Declaration. Inter-American Committee Against Terrorism. Available at http://www.state.gov/p/wha/ rls/221498.htm (accessed: 31.12.2020).

41. Strengthening Hemispheric Cooperation and Development in Cybersecurity and Fighting Terrorism in the Americas. Inter-American Committee Against Terrorism. Available at http://www.state.gov/p/wha/rls/259346.htm (accessed: 01.01.2021).

42. Working Group on Cooperation and CBMs in Cyberspace was established by CICTE through Resolution, CICTE/RES.1/17 on April 7, 2017. Organization of American States. Available at: https://www.oas.org/en/sms/cicte/session_2017.asp (accessed: 01.01.2021).

43. Regional Confidence-Building Measures (CBMs) to Promote Cooperation and Trust in Cyberspace, CICTE/RES. Organization of American States. Available at: https://www.oas.org/en/sms/cicte/session_2019.asp (accessed: 01.01.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх