Государственная политика цифровизации в странах Латинской Америки. Опыт применения многомерных интегральных индексов на примере Бразилии

 
Код статьиS0044748X0014087-4-1
DOI10.31857/S0044748X0014087-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 4
Страницы40-55
Аннотация

В статье проанализированы международные законодательные акты, раскрывающие усилия стран Латинской Америки в сфере цифровизации, а также стратегии цифровизации, разработанные государствами региона в рамках реализации политики технологического развития (на примере Бразилии). В кросстемпоральном разрезе представлены многомерные интегральные индексы цифровизации, отражающие данный процесс на практике. Сравнение произведено по показателям цифровизации стран мира, сетевой готовности, а также развития человечества как обобщающего показателя измерения качества управления в целом. Отдельно рассмотрена бразильская стратегия цифровой трансформации «Повестка дня для цифрового общества будущего» как наиболее удачный пример реализации государственной политики в сфере цифровизации в регионе. Цель исследования заключается в выявлении региональной специфики реализации процесса цифровизации, понимаемого как политико-управленческий и технологический феномен. Главными методами, используемыми в статье, являются кросстемпоральное и кроссрегиональное сравнение, а также вторичный анализ многомерных интегральных индексов цифровизации, который позволяет выявить общерегиональные тенденции и особенности стран Латинской Америки. Визуализация и статистический анализ данных по региону проведены при помощи программы SigmaPlot (версия 12.5).

Ключевые словагосударственная политика, цифровизация, Латинская Америка, Бразилия, стратегии развития, многомерные интегральные индексы
Получено17.01.2021
Дата публикации30.03.2021
Кол-во символов28869
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В процессе установления нового порядка взаимодействия граждан и власти, связанного с возрастающим проникновением Интернета в повседневную реальность и осложненного угрозами COVID-19, важно глубоко и многостороннее проанализировать вопросы цифровизации. Рассмотрение темы государственной политики цифровизации в странах Латинской Америки целесообразно начать с обзора имеющегося нормативного и научного задела, при этом последний разумно разделить на три сегмента: русскоязычный, англоязычный (используется, прежде всего, для создания законодательной базы), и сочетающий языки региона — португальский и испанский. Мы будем использовать интегрированное определение цифровизации, опираясь на понимание этого процесса «как социальной трансформации, вызванной массовым внедрением цифровых технологий для генерации, обработки, обмена и передачи информации» [1]. Это определение предложили в 2011 г. Кац, Кутроумпис и Каллодра, ученые из Колумбийского университета и Имперского колледжа, до 2007 г. входившего в состав Лондонского университета.
2 Анализ русскоязычной научной литературы по теме исследования приводит к следующим выводам: процесс цифровизации рассматривается зачастую сугубо утилитарно как с точки зрения оптимизации и развития экономики [2], так и с точки зрения инновационных стратегий развития [3; 4;5], в ряде статей обобщены имеющиеся наработки [6] и анонсируются будущие исследования [7]. Тем не менее заметим, что и в российском политологическом научном сообществе вопросы цифровизации звучат все чаще. На ежегодной Всероссийской научной конференции Российской ассоциации политической науки по теме «Цифровизация» было озвучено 34 доклада [8], в том числе и те, в которых рассмотрены политико-философские аспекты процесса цифровизации [9]. В процессе все более активного применения цифровых технологий в ходе принятии и реализации политических решений происходит неизбежное отчуждение как человека от этого процесса, так и реципиента от источника услуги [10]. Это серьезно меняет суть субъектно-объектных политических отношений, и то, насколько критическими будут эти изменения, только предстоит оценить. Тем не менее уже запущен процесс превращения гражданина из субъекта лишь в объект оказания услуг, не всегда учитывающий все его особенности и отвечающий всем его потребностям. И осуществляется он в варианте, затрудняющем тот самый процесс, который необходимо было упростить [9].
3 В англоязычном научном сообществе тема цифровизации находится на пике популярности, о чем свидетельствует интерес к этой теме на самых различных уровнях [11], прежде всего, на государственном, к которому мы перейдем ниже. Имеются важные международно-правовые документы в области цифровизации, такие как «Окинавская хартия Глобального информационного общества», принятая 22 июля 2000 г. В этом документе провозглашается курс на «использование возможностей цифровых технологий», «формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения» стран — участниц хартии (на тот момент это G-8, объединявшая Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, США, Францию и Японию) и «укрепление человеческого потенциала» [12]. В дальнейшем положения Окинавской хартии были расширены в ходе деятельности многих международных рабочих групп и ассоциаций, функционирующих на различных уровнях, а также в заявлениях действующих политиков. Так, в 2005 г. была принята «Тунисская программа для информационного общества» [13], заложившая принципы и механизмы для преодоления «цифрового разрыва» и в целом довольно подробно определившая дальнейшие направления деятельности и организации, которым отведена центральная роль в грядущих изменениях. В 2018 г. в программном заявлении министров цифровой экономики G20 прозвучало заявление лидеров стран мира, в котором они «признали современный период критической эрой цифровой трансформации» [14], при этом, однако, делая упор на экономической составляющей процесса. Нас же, в рамках настоящей статьи, интересует, прежде всего, политическая составляющая.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 78

Оценка читателей: голосов 0

1. Katz R.L., Koutroumpis P., Callorda F. The Latin American path towards digitization. Revista de Estudios para el Desarrollo Social de la Comunicación, 2014, vol. 9, pp. 151—179.

2. Чаварри Гальвес Д.П., Ревинова С.Ю. Цифровая экономика как стратегическое направление развития стран Латинской Америки. Экономика и предпринимательство. М., 2020, № 10(123), сс. 1250—1254.

3. Лавут А.А. Поиски латиноамериканской стратегии развития в условиях нестабильности глобальной экономики. Латинская Америка. М., 2020, № 1, сс. 33—46. Available at: https://la.jes.su/S0044748X0007757-1-1 (accessed 11.01.2021).

4. Скворцов Н.Г., Асочаков Ю.В. Цифровое общество — новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития. Материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения 12—14 ноября 2020 года, СПб., Скифия-принт, 2020, 603 с.

5. IV International Conference «Digital Transformation & Global Society» — DTGS 2020. Available at: http://ims.ifmo.ru/file/pages/2/WeekIST-2020_TimeTable.pdf (accessed 11.01.2021).

6. Кузовкова Т.А., Салютина Т.Ю., Кухаренко Е.Г. Методические основы и результаты интегральной оценки цифрового развития экономики и общества. Электронный научный журнал «Век качества», 2019, № 3, cc. 106—122. Available at: http://www.agequal.ru/pdf/2019/319007.pdf (accessed 11.01.2021).

7. Добролюбова Е.И. Методические подходы к оценке от выгод от цифровизации государственного управления для граждан. Вопросы управления,2019, №5 (60), сс. 51—62.

8. Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы. Available at: https://www.rapn.ru/partner/files/itogo-vaya_programma_konferentsii_rapn_2020.pdf (accessed 11.01.2021).

9. Смаль С.В. Цифровизация социального государства: к постановке вопроса. Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием РАПН’2020 «Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и пер-спективы». Москва, МПГУ, 27—28 ноября 2020 г., сс. 493—494.

10. Жулего В. Г., Балякин А. А., Нурбина М. В., Тараненко С. Б. Цифровизация общества: новые вызовы в социальной сфере. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 9 (ч. 2). сс. 36—43.

11. Kaufmann M., Jeandesboz J.Politics and ‘the digital’: from singularity to specificity. European Journal of Social Theory, 2017, vol. 20, issue 3, pp. 309—328.

12. Окинавская хартия Глобального информационного общества. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/3170/print (accessed 11.01.2021).

13. Tunis agenda for the information society. Available at: https://www.itu.int/net/wsis/docs2/tunis/off/6rev1.html (accessed 11.01.2021).

14. Statement On Recommended Outcomes For 2018 G20 Digital Economy Ministerial Meeting. Available at: https://internetassociation.org/files/ia_2018-g20-digital-economy-statement_august-2018_trade-policy/ (accessed 11.01.2021).

15. Declaration "Building bridges and strengthening our partnership to face global challenges". Available at: https://www.consilium.europa.eu/media/36181/declaration-en.pdf (accessed 11.01.2021).

16. European Union, Latin America and the Caribbean: joining forces for a common future. Available at: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/joint_communication_to_the_european_parliament_and_the_council__european_union_latin_america_and_the_caribbean_joining_forces_for_ a_common_future.pdf (accessed 11.01.2021).

17. The digital economy & society is now firmly part of the agenda for the EU's relations with the Americas. Available at: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/americas (accessed 11.01.2021).

18. 2020 policy note on Latin America. Leveraging the impact of new technologies in Latin America. Available at: https://www.oecd.org/dev/EMnet-Latin-America-Policy-Note-2020.pdf (ac-cessed 11.01.2021).

19. Катышева О.В. Евразия, Россия и Латинская Америка после пандемии (обзор выступлений на онлайн-семинаре). Латинская Америка. М., 2020, № 10, сс. 99—110. Available at: https://la.jes.su/s0044748x0011336-8-1/ (accessed 11.01.2021).

20. Kosévich E.Yu. Estrategias de seguridad cibernética en los países de America Latina. Iberoamérica, 2020, N 1, рp. 137—159.

21. Justo N., Espinoza M.A., Ratto B., Nicholson M., Rosselli D., Ovcinnikova O., Martí S.G., Ferraz M.B., Langsam M., Drummond M.F. Real-World Evidence in Healthcare. Decision Making: Global Trends and Case Studies From Latin America, Value in Health,2019, vol. 22, N 6, pp. 739—749.

22. Desde una Agenda Digital a la Transformación Digital. Available at: http://www.agendadigital.gob.cl/#/ (accessed 11.01.2021).

23. IDB projects statistics. Available at: https://www.iadb.org/en/projects (accessed 11.01.2021).

24. Дьякова Л. В. Новые явления в политической жизни Чили. Ибероамериканские тетради. М., 2019, № 3, сс. 12—15.

25. «Левый поворот» в Мексике представляет собой новое явление. Ибероамериканские тетради, 2020, N 8(1), сс. 36—45. [«Levyy povorot» v Meksike predstavlyayet soboy no-voye yavleniye [The “left turn” in Mexico is a new phenomenon]. Iberoamerikanskiye tetradi, 2020, N 8(1), pp. 36—45 (In Russ.).

26. Second Update to the Institutional Strategy. Development Solutions that Reignite Growth and Improve Lives. Available at: https://idbdocs.iadb.org/wsdocs/getdocument.aspx? doc-num=EZSHARE-1350314980-470 (accessed 11.01.2021).

27. Development Bank of Latin America. Projects. Available at: ttps://www.caf.com/en/projects/ (accessed 11.01.2021).

28. Caribbean Development Bank. Programmes. Available at: https://www.caribank.org/our-work/programmes (accessed 11.01.2021).

29. Public Policy Analysis and Management and Project Cycle Management. Available at: https://www.caribank.org/our-work/programmes/public-policy-analysis-and-management-and-project-cycle-management (accessed 11.01.2021).

30. GSMA’s Strategy. Available at: https://www.gsma.com/strategy/ (accessed 11.01.2021).

31. 2020 Mobile Industry SDG Impact Report. Available at: https://www.gsma.com/betterfuture/2020sdgimpactreport/#latinamerica (accessed 11.01.2021).

32. Billon M., Lera-Lopez F., Marco R. Differences in digitalization levels: a multivariate analysis studying the global digital divide. Review of World Economics, Springer Verlag, 2010, N 146(1), pp.39—73.

33. Сморгунов Л. В. Проблема методологического синтеза в современной сравнительной политологии. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. СПб., 2011, № 1, сс. 76—85.

34. Smelser N. J. On comparative analysis, interdisciplinarity, and internationalization in sociology. Sociological research, 2004, N 11, pp. 3—12.

35. Чугунов А. В. Мониторинг ресурсов электронного участия в России: методика и результаты. Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием РАПН’2020 ««Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы». Москва, МПГУ, 27-28 ноября 2020 г.,сс. 572—573.

36. Рейтинг стран мира по уровню сетевой готовности. Available at: https://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index (accessed 23.01.2021).

37. The Network Readiness Index. Available at: https://networkreadinessindex.org/ (accessed 23.01.2021).

38. Measuring digital development. Facts and figures 2020. Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/facts/FactsFigures2020.pdf (accessed 23.01.2021).

39. Sookias R. B., Passmore S, Atkinson Q. D. Deep cultural ancestry and human development indicators across nation states. Royal Society Open Science. Available at http://dx.doi.org/10.1098/rsos.171411 (accessed 23.01.2021).

40. Индекс человеческого развития. Available at: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index (accessed 23.01.2021).

41. Human Development Report 2020. Available at: http://report.hdr.undp.org/ (accessed 23.01.2021).

42. Смаль С. В. Социальная политика в странах Латинской Америки: опыт применения многомерных интегральных индексов. Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием РАПН’2019 «Траектории политического развития России: Институты, проекты, акторы», Москва, МПГУ, 6—7 декабря 2019 г., cc. 369—371.

43. Sustainable development goals. Available at: https://www.undp.org/con-tent/undp/en/home/sustainable-development-goals/ (accessed 23.01.2021).

44. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Available at: https://sdgs.un.org/2030agenda (accessed 11.01.2021).

45. Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. Правый поворот в Латинской Америке: история и современность. Электронный научно-образовательный журнал «История», 2020, т. 11, № 5(91). Available at: https://history.jes.su/s207987840010177-3-1/ (accessed 23.01.2021).

46. Estratégia Brasileira para a transformação digital. E-digital. Available at: https://www.gov.br/mcti/pt-br/centrais-de-conteudo/comunicados-mcti/estrategia-digital-brasileira/estrategiadigital.pdf (accessed 23.01.2021).

47. Яковлев П.П. Латинская Америка: возможен ли рывок в развитии? Мировая экономика и международные отношения. М., 2019, т.63, №3, сс. 94—103.

48. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР. Available at: https://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure (accessed 11.01.2021).

49. Индекс развития ИКТ 2020 года: предложения. Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/events/egti2020/IDI2020_BackgroundDocument_R.pdf (accessed 11.01.2021).

50. Measuring the Information Society Report 2018. Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/misr2018.aspx (accessed 11.01.2021).

51. Свобода интернета в мире. Available at: https://gtmarket.ru/ratings/freedom-on-the-net (accessed 11.01.2021).

52. Индекс социального прогресса. Available at: https://gtmarket.ru/ratings/social-progress-index (accessed 23.01.2021).

53. Global Index: Methodology. Available at: https://www.socialprogress.org/in-dex/global/methodology/ (accessed 23.01.2021).

54. Гайнутдинова Л.А. Гражданское общество в Аргентине и Бразилии. Латинская Америка. М., 2009, № 11, сс. 72-79.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх