Интероперабельность как рекурсивный процесс: цифровая платформа Уругвая

 
Код статьиS0044748X0013483-0-1
DOI10.31857/S0044748X0013483-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 4
Страницы56-68
Аннотация

В статье анализируется институт интероперабельности как элемент электронной платформы государственного управления в Уругвае. Приводятся различные трактовки интероперабельности, на данный момент существующие как в технических науках, так и в публичной политике. Отличительной чертой исследования является интерпретация интероперабельности как рекурсивного процесса, что эмпирически подкрепляется на примере цифрового правительства Уругвая.

Ключевые словаинтероперабельность, рекурсивность, Уругвай, платформа интероперабельности
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (грант №19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: институциональные основания цифровой государственной управляемости»).
Получено16.01.2021
Дата публикации30.03.2021
Кол-во символов29137
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Сфера государственного управления в настоящее время сталкивается с новыми вызовами, которые ей бросает технический прогресс, развивающийся в последние десятилетия стремительными темпами. Четвертая промышленная революция (более известная как «Индустрия 4.0», с легкой руки немецкого экономиста Клауса Шваба, президента Экономического форума в Давосе), изначально затронувшая сферу производства и экономику, коснулась и государственного управления. Хотя проекты электронного правительства развиваются уже на протяжении многих лет (с 1990-х годов, в частности в Эстонии), реформы происходили, скорее, в формате оказания государственных услуг и изменения характера внутреннего документооборота: на смену бумажному носителю и физической доставке пришел электронный документооборот, а ожиданию в очередях в госучреждениях — предоставление государственных услуг через сайты и порталы соответствующих ведомств. «Вторжение» цифровых технологий во все сферы жизни общества поставило правительства стран мира перед новыми вызовами, но в то же время предоставило и большие возможности. Граждане получили быстрый и легкий доступ к информации, повысился уровень гражданского контроля, что поставило государственное управление в непростое положение. Но при этом управляющие структуры обрели рычаги для улучшения своей деятельности и повышения ее эффективности. Во внутриведомственных управленческих процессах большую роль играет коммуникация как внутри одного ведомства или органа, так и между разными структурами. От системы внутренней коммуникации во многом зависит, насколько эффективно осуществляется управляющее воздействие, а также — в форме обратной связи — поступают сведения о выполнении поручений и характере реакции на управляющее воздействие (т.е. осуществляются контроль и оценка отклика исполнителей или управляемых на управляющее воздействие).

2 В центре внимания данной статьи находится обеспечение внутренней коммуникации через интероперабельность. Основной акцент работы сделан на интероперабельности как рекурсивном процессе, т.е. самовоспроизводящемся и, таким образом, перманентно развивающемся. Мы видим научную новизну проделанной работы в анализе цифрового правительства Уругвая с акцентом на интероперабельность.
3 В методологическом плане в качестве основного используется метод управления (governance), понимаемый как социокибернетическая система [1, сс. 58-60]. Задействованы также элементы неоструктурализма и нового государственного менеджмента. В контексте статьи цифровая управляемость рассматривается с точки зрения контроля сверху (со стороны государства) и контроля снизу (контроль граждан гражданами/гражданский контроль). Под контролем сверху понимается «способность больших организационных систем (государства, ТНК и т.д.) на основе обработки больших массивов данных о гражданах … управлять поведением больших масс людей» [2, с. 64]. Контроль снизу осуществляется через «усиление управляемости посредством самонаблюдения, социального контроля и самоцензуры. … Сутью управляемости здесь выступает программирование поведения человека посредством сетевой идентификации как принадлежности» [2, с. 64].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 66

Оценка читателей: голосов 0

1. Роудс Р. Новый метод управления: управление без правительства. Публичная политика: от теории к практике. Коллективная монография. Сост. и науч. ред. Н.Ю. Данилова, О.Ю. Гурова, Н.Г. Жидкова. Санкт-Петербург, Алетейя, 2008, сс. 51–74.

2. Сморгунов Л.В. Институционализация управляемости и проблема контроля в пространстве цифровых коммуникаций. Южно-российский журнал социальных наук. Краснодар, 2019, № 3, сс. 62-75.

3. The Economist Intelligence Unit Democracy Index 2019. Available at: http://www.eiu.com/Handlers/WhitepaperHandler.ashx?fi=Democracy-Index-2019.pdf&mode=wp&campaignid=democracyindex2019 (accessed 16.01.2021).

4. Democracy Index 2019. A year of democratic setbacks and popular protest. Available at: http://www.eiu.com/Handlers/WhitepaperHandler.ashx?fi=Democracy-Index-2019.pdf&mode=wp&campaignid=democracyindex2019 (accessed 16.01.2021).

5. E-Government Survey 2020. Digital Government in the Decade of Action for Sustainable Development. With addendum on COVID-19 Response. Available at: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20Survey%20 (Full%20Report).pdf (accessed 16.01.2021).

6. Lanzaro J., Larraburu C.R., Decentralization and Coparticipation in the Public Sector: A Historical Feature of Uruguayan Pluralist Democracy. International Journal of Public Administration, 2021, vol. 44, № 1, pp. 14-29, DOI: 10.1080/01900692.2020.1750029.

7. Parlamento del Uruguay. Constitución de la República. Available at https://parlamento.gub.uy/documentosyleyes/constitucion (accessed 31.01.2021).

8. Ramos C., Milanesi A., The neo-Weberian state and the neodevelopmentalist strategies in Latin America: the case of Uruguay. International Review of Administrative Sciences, 2020, vol. 86, N 2, pp. 261–277, DOI: 10.1177/0020852318763525.

9. Ивановский З.В. Судьба "левого дрейфа" в Латинской Америке (обзор выступлений на "круглом столе"). Латинская Америка. М., 2016, № 8, сс. 74 – 86.

10. Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. Латинская Америка: правый шторм для «левого поворота». Вестник РУДН, серия Международные отношения. М., 2015, том 15, № 4, сс. 45-55.

11. Fischer, Hana. Luis Lacalle Pou decepciona en el área digital. Available at: https://panampost.com/hana-fischer/2021/01/10/luis-lacalle-pou-area-digital/ (accessed 02.02.2021).

12. Programa de Gobierno de Lacalle Pou. Available at: https://lacallepou.uy/descargas/programa-de-gobierno.pdf (accessed 02.02.2021).

13. Bentancur N., Busquets J.M., The Governing Left in Uruguay (2005–2015): A Participatory Democratic Experiment. Latin American Perspectives, 2019, issue 224, vol. 46, № 1, pp. 137–151, DOI: 10.1177/0094582X18807488.

14. Кудеярова Н.Ю. Преемственность уругвайского левоцентризма: возвращение Табаре Васкеса. Латинская Америка. М., 2015, № 3, сс. 25-42.

15. Mendaro M.L.R. The Uruguayan Digital Data Journey. Patterns, 2020, Vol. 1, № 3, pp.1-4. DOI:10.1016/j.patter.2020.100047.

16. Ley N° 17.930 de diciembre de 2005. Available at https://www.impo.com.uy/bases/leyes/17930-2005 (accessed 31.01.2021).

17. Decreto N° 184/015. Fijacion de la mision, objetivos y cometidos atribuidos legalmente a la Agesic. Available at: https://www.impo.com.uy/bases/decretos/184-2015 (accessed 31.01.2021).

18. Agenda Uruguay Digital 2020. Available at: https://www.gub.uy/agencia-gobierno-electronico-sociedad-informacion-conocimiento/sites/agencia-gobierno-electronico-sociedad-informacion-conocimiento/files/2019-01/Agenda%20Digital%202020.pdf (accessed 31.01.2021).

19. Mirador Seguimiento del avance de las metas AUD 2020. 33. Desarrollar arquitectura de datos. Available at: https://miradordegobiernoabierto.agesic.gub.uy/SigesVisualizador/ga/o/UD/p/ 1075;jsessionid=ZuOyz0mVbLfVKYIV4rKf5G1R.node1 (accessed 02.02.2021).

20. Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества. Государственное управление. Электронный вестник. M., 2017, № 60, cc. 197-215.

21. ISO/IEC 2382:2015 (en). Information technology — Vocabulary. Interoperability. Available at: https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso-iec:2382:ed-1:v1:en (accessed16.01.2021).

22. Agenda Digital Uruguay 2011 — 2015 (ADU11-15). Available at: https://www.gub.uy/agencia-gobierno-electronico-sociedad-informacion-conocimiento/sites/agencia-gobierno-electronico-sociedad-informacion-conocimiento/files/2019-01/Agenda%20Digital%2 02011-2015.pdf (accessed 31.01.2021).

23. Estevez, E., Fillottrani, P., Janowski, T. From E-Government to Seamless Government. Available at: https://www.researchgate.net/publication/242584754_From_E-Government_to_Seamless_Government (accessed 16.01.2021).

24. Akatkin Yu., Yasinovskaya E., Drozhzhinov V., Konyavskiy V. Towards the digital government in Russia: Integrative approach. Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia. Conference proceedings EGOSE ‘16, November 22–23, 2016, St. Petersburg, Russian Federation. Available at: https://www.researchgate.net/publication/311622105_Towards_the_digital_government_in_Russia_integrative_approach (accessed 16.01.2021).

25. Guijarro L. Interoperability frameworks and enterprise architectures in e-government initiatives in Europe and the United States. Government Information Quarterly, 2007, vol. 24, N 1, pp. 89-101, DOI:10.1016/j.giq.2006.05.003.

26. Guijarro L. Semantic interoperability in eGovernment initiatives. Computer Standards and Interfaces, 2009, Vol. 31, N 1, pp. 174-180, DOI: 10.1016/j.csi.2007.11.011.

27. Scholl H. J., Klischewski R. E-government integration and interoperability: Framing the research agenda. International Journal of Public Administration, 2007, Vol.30, N 8-9, pp. 889-920, DOI: 10.1080/01900690701402668.

28. Зайченко М.А. Специфика рекурсивного принципа в языке и в музыке. Балтийский гуманитарный журнал. Калининград, 2014, № 2, сс. 10-12.

29. Елхова О.И. Фрактальность виртуальной реальности. Философия, социология, культурология и политология. Вестник Башкирского университета. Уфа, 2014, т. 19, № 1, сс. 210-214.

30. Eric S. Roberts. Thinking Recursively. New York, John Wiley & Sons Inc., 1986, 179 p.

31. Descripción y Guías de Uso de la Plataforma de GobiernoElectrónico del Estado Uruguayo. Guía Gerencial de la Plataforma de GobiernoElectrónico. Sitio oficial de la República Oriental del Uruguay. Available at: https://www.gub.uy/agencia-gobierno-electronico-sociedad-informacion-conocimiento/sites/agencia-gobierno-electronico-sociedad-informacion-conocimie-nto/files/documentos/publicaciones/capitulo_2.pdf (accessed 16.01.2021).

32. Agenda Digital Uruguay 2008 — 2010 (ADU 08-10). Available at: https://www.gub.uy/agencia-gobierno-electronico-sociedad-informacion-conocimiento/sites/agencia-gobierno-electronico-sociedad-informacion-conocimiento/files/2019-01/Agenda%20Digital%202008-2010.pdf (accessed 31.01.2021).

33. Qué es la Plataforma de Interoperabilidad. Sitio oficial de la República Oriental del Uruguay. Available at: https://www.gub.uy/agencia-gobierno-electronico-sociedad-informacion-conocimiento/que-es-la-plataforma-de-interoperabilidad (accessed 16.01.2021).

34. Barakat O., Elbeqqali O., Business Intelligence and SOA Based Architecture for E-government System Interoperability. Proceedings of the 13th International Conference on Intelligent Systems: Theories and Applications Proceedings (SITA'20), September 23–24, 2020, Rabat, Morocco. Available at: https://dl.acm.org/doi/abs/10.1145/3419604.3419790 (accessed 16.01.2021).

35. Qué es REDuy. Sitio oficial de la República Oriental del Uruguay. Available at: https://www.gub.uy/agencia-gobierno-electronico-sociedad-informacion-conocimiento/que-es-reduy (accessed 16.01.2021).

36. The Open Group. The TOGAF Standard. Available at: https://www.opengroup.org/togaf (accessed 16.01.2021).

37. Ley Nº 18.331 — Protección de Datos Personales. Available at: http://www.parlamento.gub.uy/leyes/AccesoTextoLey.asp?Ley=18331 (accessed 31.01.2021).

38. Decreto N° 178/013. Available at: https://www.impo.com.uy/bases/decretos/178-2013/13 (accessed 31.01.2021).

39. Certificado de Nacido Vivo Electrónico con Asignación de Número Unico de Identidad. Available at: https://www.oas.org/es/sap/dgpe/innovacion/banco/CERTIFICADO%20DE%20NACIDO%20VIVO%20ELECTRoNICO%20CON%20ASIGNACIoN%20DE%20NeMERO%20uNICO%20DE%20IDENTIDAD.pdf (accessed 31.01.2021).

40. Sistema de Registro de Certificados de Nacimiento. Available at: https://www.gub.uy/ministerio-salud-publica/tramites-y-servicios/servicios/certificado-nacido-vivo-electronico (accessed 31.01.2021).

41. Sistema Información Perinatal. Available at: http://www.clap.ops-oms.org/#about (accessed 31.01.2021).

42. Margariti V., Anagnostopoulos D., Papastilianou A., Stamati T., Angeli S., Assessment of organizational interoperability in e-Government: a new model and tool for assessing organizational interoperability maturity of a public service in practice. Proceedings of the 13th International Conference on Theory and Practice of Electronic Governance (ICEGOV 2020), 23-25 September 2020, Athens, Greece, pp. 298-308. Available at: https://doi.org/10.1145/3428502.3428544 (accessed 31.01.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх