Русский след в бразильском балете. К вопросу становления классического балета в Бразилии

 
Код статьиS0044748X0013156-0-1
DOI10.31857/S0044748X0013156-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 2
Страницы79-94
Аннотация

Оригинальным направлением российско-бразильского культурного сотрудничества являются связи в сфере искусства балета, которые свидетельствуют о вкладе российских мастеров хореографического искусства в становление самобытного бразильского театра балета и национальной балетной школы, получившей сегодня признание во многих странах мира. Авторы данной статьи пытаются определить, какое влияние оказали русские танцовщики и представители русской хореографической школы на становление классического балета Бразилии. На основе разнообразных нарративных источников с привлечением исследований советских, российских и бразильских авторов в исследовании показаны и прокомментированы этапы становления балетного театра Бразилии, связанные с деятельностью звезд русского балета — артистов, педагогов, хореографов. В статье также восстановлены важные вехи творческой биографии российских артистов в Бразилии и отмечен их вклад в развитие балетной школы и в формирование репертуара бразильских академических театров. Особое внимание уделено периоду, когда в Бразилию на гастроли прибыла знаменитая труппа «Русских сезонов» С.П.Дягилева, сыгравшая важную роль в формировании системы хореографических школ, у истоков которых стояли русские танцовщики.

Авторы данной статьи использовали различные методологические подходы. Компаративный метод позволил выявить общее и особенное в хореографических связях России/СССР и Бразилии в разные исторические периоды и отметить динамику контактов. В исследовании впервые скрупулезно, на основе богатого и разнообразного исторического материала воссозданы творческие биографии русских артистов, постановщиков, педагогов, которые работали в Бразилии в ХХ в. Реконструкция их деятельности основана на дескриптивном методе. В исследовании также использованы общекультурологические методы — биографический, предполагающий анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира и системы культурных ценностей; диахронический, связанный с последовательным изменением того или иного явления культуры, в нашем случае хореографического искусства.

Ключевые словароссийско-бразильские хореографические связи, артисты, балетмейстеры, балетные школы, балетный репертуар в театрах Бразилии
Получено28.08.2020
Дата публикации08.02.2021
Кол-во символов40395
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

«РУССКИЕ СЕЗОНЫ» С. П. ДЯГИЛЕВА И ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ СВЯЗЕЙ В ОБЛАСТИ БАЛЕТА МЕЖДУ РОССИИЕЙ И БРАЗИЛИЕЙ

2 Танец является одним из наиболее ярких и выдающихся проявлений культуры стран Латинской Америки, которая стала родиной многих популярных танцев, объединивших в себе народные традиции местных, африканских и европейских культур. Как пишут многие специалисты, танец в латиноамериканской культуре наделен не только эстетическим, но и большим ценностным, коммуникационным и социальным смыслами [1; 2; 3].
3 В истории разносторонних культурных контактов России и Бразилии есть одно важное и самобытное направление — хореографические связи, которые сегодня насчитывают более 100. В культуре Бразилии танец всегда занимал особое место, был частью национальной культурной идентичности, а сама культура Бразилии, по замечанию видного российского исследователя Н.С.Константиновой, «гармонично впитала в себя различные этнокультурные пласты» [4, с. 123]. Отношения двух стран в сфере балетного искусства отражают яркие страницы истории российского музыкального, сценографического и хореографического творчества, многогранную деятельность известных артистов, композиторов, художников-сценографов, которая нашла свое отражение в классических постановках или новаторских произведениях балетного театра начала ХХ в.
4 Но есть еще одно важное обстоятельство, позволяющее ставить связи России и Бразилии в области балета в центр нашего внимания. В начале ХХ в. именно русские балерины, балетмейстеры и постановщики заложили основы классического балета в этой удивительной по культурному богатству стране, основали первые профессиональные балетные школы, создали труппы и сформировали репертуар крупнейших театров Бразилии.
5 Знакомство бразильцев с русским балетом состоялось в очень сложный, поворотный период российской и мировой истории — во время проведения важных реформ в русском хореографическом искусстве [5, с. 7]. Впервые в далекую заокеанскую страну русские артисты отправились из Европы, где проходили спектакли известной антрепризы Сергея Павловича Дягилева (1872—1929 гг.) «Русские Сезоны» (1909—1929 гг.). Проект С.П.Дягилева стал первой масштабной коммерческой и имиджевой акцией, объединившей известных русских балетмейстеров и артистов, музыкантов и художников, определивших пути развития хореографического искусства в ХХ в. во всем мире.
6 Благодаря этой антрепризе зарубежные зрители смогли познакомиться с русской музыкой, живописью, хореографией и теми очевидными достижениями, которые нашли отражение в балетном театре России. «Русские Сезоны» стали откровением для западных зрителей, артистов и постановщиков, считавших, что балетный театр уже практически умер, а балетные спектакли могут идти на театральной сцене либо в качестве дополнения к оперным постановкам, либо в качестве дивертисментов. Коллектив участников антрепризы «Русские Сезоны» выступал во многих странах Европы, а в 1916 г. совершил уникальные гастроли в Америку, что сыграло важную роль в становлении бразильской балетной школы и театра балета. В далекое путешествие отправился и сам организатор антрепризы С.П.Дягилев, который всегда панически боялся воды и отказывался от морских круи-зов [6]. Существует легенда, что Дягилеву еще в детстве цыганка нагадала, будто он умрет на воде, и он, будучи мнительным человеком, наотрез отказывался от водных путешествий и прогулок. Однако цыганка оказалась в чем-то права — Дягилев умер 19 августа 1929 г. в Венеции.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 127

Оценка читателей: голосов 0

1. Культура Латинской Америки. Под ред. П.А.Пичугина. М.: РОССПЭН, 2000, 742 с.

2. Leslie Bethell (ed.). A cultural history of Latin America. Cambridge: University of Cambridge, 1998, 548 р.

3. Juan Kattan-Ibarra. Perspectivas Culturales de Hispanoamérica. National Textbook Company, 1989, 264 p.

4. Константинова Н.С. Бразильская национальная идентичность: мнения и сомнения Латинская Америка, Москва, 2019. Выпуск 7. С. 123-128.

5. Лопухов Ф.В. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. Литературная ред. и вступ. статья Ю. В. Слонимского. М.: Искусство, 1966. 368 с.

6. Зимоглядов А. Штрихи к портрету: 10 историй о Сергее Дягилеве, которые многое объясняют. Available at: https://artchive.ru/publications/3617~Shtrikhi_k_portretu_10_istorij_o_Sergee_Djagileve_kotorye_mnogoe_ob'jasnjajut (accessed 6.07.2020) (In Russ.).

7. Лифарь С. Дягилев. СПб.: Композитор, 1993. 352 с.

8. Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Ред. Г.Н. Добровольская; сост. Ю.В. Слонимский, Г.Н. Добровольская. Л.: Искусство, 1981, 510 с.

9. Русские сезоны. Проект 1917-1917. Свободная история. Available at: https://project1917.ru/groups/russkie-sezony (accessed 16.07.2020).

10. Сизоненко А.И. Латинская Америка и Первая мировая война. Латинская Америка, Москва, 2014, № 12, с. 46-52. [Sizonenko A.I. Latinskaja Amerika I Pervaja mirovaja vojna [Latin America and World War I]. Latinskaja Amerika, Moscow, 2014, N 12, р. 46-52 (In Russ.).

11. Красовская В. М. Анна Павлова: страницы жизни русской танцовщицы. СПб.: Планета музыки: Лань, 2009, 185 с.

12. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы. Л.: Искусство, 1971. 526 с.

13. Portinari M.Bertha Rosanova, nossa primeira Odette-Odile. Rio de Janeiro: Fundação Teatro Municipal do Rio de Janeiro, 2002, 63 р.

14. Theatro Municipal do Rio de Janeiro. Available at: www.theatromunicipal.rj.gov.br/corpos-artisticos/ballet/ (accessed 20.07.2020).

15. Igor Schwezoff, ballet dancer. The New York Times, 1982, Oct. 30, Section 1, p. 35.

16. Braga S. Tatiana Leskova: A Ballerina At Large. Quartet Books, 2012, 312 р.

17. Nina Verchinina, Ballet Dancer. The New York Times, 1995, Dec. 19, Section B, р. 14

18. Portinari M. Eugenia Feodorova: a dança da alma russa. Rio de Janeiro: Funarte: Fundação Teatro Municipal do Rio de Janeiro, 2001, 63 p.

19. Pedro R., Stevens K. and Scheu C. Creating a cultural dance community of practice: building authentic Latin American dance experiences. Research in Dance Education, 2018, Vol.19, Issue 3, р. 199-215.

20. Корнилова Д. Балетные школы Бразилии. Brazil.ru: онлайн-журнал о Бразилии, 2017, 29 августа (accessed 20.07.2020).

21. Fonseca Falkembach M. and Icle G. Dance and somatic education in primary school: a study on discipline with teachers in southern Brazil. Research in Dance Education, Published online: 13 May 2020. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/ 14647893.2020.1764923 (accessed 03.09.2020).

22. Сизоненко А. И. Отношения СССР со странами Латинской Америки в 1945–1991 годах. Политические изменения в Латинской Америке: история и современность. Сборник статей памяти Сергея Ивановича Семенова. Под ред. А.А. Слинько. Воронеж, 2007. Вып. 2, с. 4-10.

23. Ballet Soviético. Temporada de 1959. Teatro municipal do Río de Janeiro. Río de Janeiro, 1959, 44 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх