Искусство без художника: к вопросу о критериях современного искусства

 
Код статьиS023620070028506-3-1
DOI10.31857/S023620070028506-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, 119192 Москва, Ломоносовский пр., д. 27, корп. 4
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, 625003 Тюмень, ул. Володарского, д. 6
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 34 Выпуск №5
Страницы130-148
Аннотация

В статье ставится вопрос об авторстве произведений современного искусства, институциональном характере и социально-экономических условиях его производства, а также пространственных и медиаэстетических опосредованиях его восприятия. Главная проблема исследования формулируется на пересечении двух вопросов: все ли, что производят художники, является искусством? И только ли художники являются авторами подписанных ими произведений? Проблема состоит в появлении у произведений современного искусства товарной формы, которая не мешает им, а, напротив, является условием их социальной и культурной легитимации, признания в контексте истории мирового искусства, то есть музеефикации. Кроме того, в статье обсуждаются: онтологический статус художественных вещей или артобъектов, производимых современными художниками, или, точнее, всей индустрией и рынком contemporary art; специфический способ их воздействия на человека, который в качестве чисто эстетического абстрагирован от других каналов чувственного и экзистенциального опыта; цельный художественный опыт бытия-с-искусством или в-искусстве зрителей и художников, его устройство и сущность. Предложенный в статье методологический подход к феномену современного искусства одновременно подвергает критике позиции эстетического номинализма и реализма, опираясь на словарь и инструменты теории искусства Вальтера Беньямина и русского конструктивизма. В качестве альтернативы господствующим на сегодня критериям оценки произведений современного искусства (например, у Т. де Дюва), авторы предлагают оригинальную теорию русского левого авангарда с центральными для него понятиями художественной «вещи-товарища» и коллективного автора-производителя.

Ключевые словаБеньямин, аура, эстетический опыт, реди-мейд, суп «Кэмпбелл», Т. де Дюв, производственное искусство, конструктивизм
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-02052, https://www.rscf.ru/project/22-28-02052/
Получено21.11.2023
Дата публикации23.11.2023
Кол-во символов26850
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 63

Оценка читателей: голосов 0

1. Агамбен Дж. Творение и анархия: Произведение в эпоху капиталистической религии / пер. с ит. Н. Охотина и др. М.: Гилея, 2021.

2. Анашвили В. Символы в искусстве: религиозный, исторический и культурный контекст. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022.

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / пер. с нем. И. Болдырева, А. Белобратова и др. // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. С. 189–235.

4. Беньямин В. Учение о подобии / пер. с нем. И. Болдырева, А. Белобратова и др. // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. С. 163–170.

5. Беньямин В. О некоторых мотивах у Бодлера / пер. с нем. и франц.; сост., предисл. и примеч. А. Белобратова // Маски времени. М.: Симпозиум, 2004.

6. Беньямин В. Озарения / пер. Н.М. Берновской, Ю.А. Данилова, С.А. Ромашко. М.: Мартис, 2000.

7. Брик О. Художник-пролетарий // Искусство коммуны. 1918. № 2. С. 25–26.

8. Де Дюв Т. Именем искусства. К археологии современности / пер. с фр. А. Шестакова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

9. Делез Ж. Что такое акт творения? Электронный ресурс. URL: https://www.youtube.com/watch?v=PMhdr3YoMEE. (дата обращения: 25.07.2022).

10. Джослит Д. После искусства. М.: V-A-C, 2017.

11. Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма. М.: Издательство Института Гайдара, 2022.

12. Маклюэн Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2019.

13. От картины к фотографии: визуальная культура XIX–XX веков. Антология. Ад Маргинем Пресс, 2020.

14. Срничек Н. Капитализм платформ / пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой. М.: Издательский Дом ВШЭ, 2019.

15. Чубаров И. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

16. Benjamin W. Goethes Wahlverwandschaften. Neue deutsche Beiträge. Hrsg, von H. von Hofmannsthal. München, 1925. II, 2.

17. Benjamin W. Gesammelte Schriften, Bd. I–VII, unter Mitwirkung von Theodor W. Adorno und Gershom Scholem hg. von Tiedemann, Rolf/Schweppenhäuser, Hermann, Frankfurt/M., 1972–1989.

18. Bourdon D. Warhol. New York: Abradale press: Abrams, 1991.

19. Clark M. NFTs, explained. The Verge. Jun 6, 2022. URL: https://www.theverge.com/22310188/nft-explainer-what-is-blockchain-crypto-art-faq (дата обращения: 29.07.2023).

20. Danto A., De Duve T., Shusterman R. Autour du «monde de l'art». Cahiers philosophiques. 2012. N 4/131. P. 108–128. URL: https://www.cairn.info/revue-cahiers-philosophiques1-2012-4-page-108.htm (date of access: 29.07.2023).

21. Hegel G.W.F. Werke. Vollständige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigten. Bd. 9: Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte. Berlin, 1837.

22. Kramer S. Walter Benjamin, Zur Einführung. Junius Verlag GmbH, 2003.

23. Levy A., Scott-Clark, C. Warhol's box of tricks. The Guardian. Sat. 21. Aug. 2010. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2010/aug/21/warhol-brillo-boxes-scandal-fraud (date of access: 29.07.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх