Особые экономические зоны как фактор развития BRICS

 
Код статьиS0044748X0011910-0-1
DOI10.31857/S0044748X0011910-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 11
Страницы20-38
Аннотация

В статье рассматривается развитие особых экономических зон (ОЭЗ) стран, входящих в объединение BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa); дается характеристика влияния внутренних и внешних факторов на процесс формирования этих зон. Кроме того, представлен обзор целей экономического развития, ради осуществления которых ОЭЗ создавались в каждой из рассматриваемых стран, а также общих проблем их функционирования. Авторы приходят к выводу о том, что зачастую правительства государств, входящих в BRICS, использовали принципиально разные стратегии формирования ОЭЗ, делая ставки на их различные типы. Но функционирование ОЭЗ далеко не всегда приводило к ожидаемым результатам, а усиление конкуренции существующих и вновь создаваемых ОЭЗ значительно усложняет решение задач, которые ставились перед ними. Авторы также отмечают усиление давления международных норм на регулирующие органы, вырабатывающие правила предоставления государственной поддержки в ОЭЗ.

Ключевые словаособые экономические зоны, экспортно-производственные зоны, экономическое развитие, BRICS
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Академии общественных наук Китая в рамках научного проекта № 19-51-93009.
Получено04.06.2020
Дата публикации30.10.2020
Кол-во символов45357
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Особые экономические зоны (ОЭЗ) остаются одним из важнейших инструментов промышленной политики, который используется в различных странах мира. Создание особых экономических зон в развивающихся государствах и их успешное функционирование являются значимым фактором развития промышленного потенциала и диверсификации структуры экономики. Следует отметить, что в современной экономической литературе единого определения особых экономических зон нет. Это связано с тем, что в зависимости от целей, которые ставятся перед ОЭЗ, формируются разные виды этих зон. Например, зоны свободной торговли* создают условия для хранения, перегрузки и перераспределения товаров. В данной статье будет использовано следующее определение: ОЭЗ — это географически выделенные районы, в которых таможенные, налоговые и инвестиционные правила более либеральны, чем в остальной части страны [1].

* Зоны свободной торговли как один из типов особых экономических зон (free trade zones) не следует путать с зонами свободной торговли (free trade areas) в контексте региональной экономической интеграции в соответствии со статьей XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947).
2 Отдельные предприятия могут составлять так называемые зоны с единым заводом, в то время как свободные порты, напротив, часто бывают большими и диверсифицированными. Экспортно-производственные зо-ны (ЭПЗ) как частный случай ОЭЗ в основном предназначены для развития обрабатывающей промышленности и других экспортных отраслей [2]. Среди основных целей создания ОЭЗ можно назвать следующие: привлечение внутренних и прямых иностранных инвестиций; увеличение валютных поступлений в страну; модернизация инфраструктуры и внутреннего производства; улучшение структуры экспорта, а также создание новых рабочих мест в целях борьбы с бедностью — одной из ключевых проблем современного развивающегося мира.
3 Для привлечения капитала в ОЭЗ используются меры торговой политики, призванные создать более благоприятные условия ведения бизнеса, чем на территории остальной страны, например, снижение ставок таможенных пошлин и налогов. Кроме того, к ОЭЗ также могут предъявляться более низкие экологические требования, более жесткие требования к персоналу; существуют и другие условия, которые снижают стоимость ведения бизнеса. Некоторые ОЭЗ даже имеют право самостоятельно определять налоговую и регуляторную политику или имеют собственную судебную систему. В настоящей статье осуществляется сравнительный анализ принципов формирования ОЭЗ в BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa) с целью выявление проблем и перспектив их развития с точки зрения решения социально-экономических проблем в рассматриваемых странах.
4

Роль ОЭЗ в экономическом развитии

5 Вопросам развития ОЭЗ в современной литературе уделяется большое внимание. Это, прежде всего, связано с попытками оценить последствия их функционирования для стран, которые их используют. При этом рассматриваются различные аспекты данного явления, начиная с практических вопросов, связанных с расположением и видом зон, заканчивая вопросами социально-экономического развития, продвижения нетрадиционного для страны экспорта, влиянием ОЭЗ на положение занятых в ней рабочих и служащих. Например, американский экономист Лотта Муберг отмечает проблемы, с которыми сталкиваются государственные чиновники при планировании и создании ОЭЗ [2]. Это, прежде всего, — нехватка опыта и знаний у предпринимателей и инвесторов. Поэтому все большую популярность в ряде стран приобретают так называемые частные ОЭЗ, для создания которых организаторы используют знания и финансовые ресурсы частных инвесторов, способных лучше оценить практические возможности ОЭЗ. При этом частные инвесторы также оплачивают создание инфраструктуры и различных сооружений. Такая модель становится все более востребованной.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 241

Оценка читателей: голосов 0

1. Farole Th., Akinci G. Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Washington, DC: World Bank, 2011, Available at: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/2341/638440PUB0Exto00Box0361527B0PUBLIC0.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 13.05.2020).

2. Moberg L. The political economy of special economic zones. Journal of Institutional Economics. Cambridge, 2015, Vol. 11, N 01, pp. 167–190.

3. Employment and Social Policy in Respect of Export Processing Zones, ILO, 2002, Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/---reloff/documents/meetingdocument/wcms_078851.pdf (accessed 13.05.2020).

4. Tejani S. The Gender Dimension of Special Economic Zones. In: Farole Th., Akinci G. Special economic zones: progress, emerging challenges, and future directions. Washington, DC: World Bank, 2011, Available at: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/2341/638440PUB0Exto00Box0361527B0PUBLIC0.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 13.05.2020).

5. Creskoff S., Walkenhorst P. Implications of WTO Disciplines for Special Economic Zones in Developing Countries, World Bank Policy Research Working Paper Series, N 4892, 2009, Available at: https://ssrn.com/abstract=1410477 (accessed 13.05.2020).

6. Коваль А.Г., Сутырин С.Ф., Трофименко О.Ю. Механизмы функционирования особых экономических зон в контексте правового режима международной торговой системы. Особые экономические зоны. Теоретико-методологические аспекты развития. Книга 1. Под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017, сс.83-93.

7. Defever F., Reyes J-D., Riaño A., Sánchez-Martín M.E. Special Economic Zones and their Compliance with WTO Subsidy Rules,2018, Available at: https://vox.lacea.org/?q=re-view/special_economic_zones (accessed 13.05.2020).

8. United States. Trade Policy Review Report by the Secretariat, WTO, 2018. Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/tpr_e/s382_e.pdf (accessed 13.05.2020).

9. World Investment Report. Special Economic Zones, UNCTAD, 2019. Available at: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2019_en.pdf (accessed 13.05.2020).

10. Frick S. A., Rodríguez-Pose A., Wong M. D. Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries. Economic Geography. Worcester, 2019, Vol. 95, N 1, pp. 30-64.

11. Farole T., Moberg L. Special Economic Zones in Africa: Political Economy Challenges and Solutions. In: Page J., Tarp F. The Practice of Industrial Policy: Government—Business Coordination in Africa and East Asia, Oxford University Press, 2017, Available at: https://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780198796954.001.0001/acprof-9780198796954-chapter-12 (accessed 13.05.2020).

12. Министерство экономического развития Российской Федерации. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/ (accessed 13.05.2020).

13. Trade and Industry Department, Republic of South Africa, 2019, Available at: http://www.thedtic.gov.za/sectors-and-services-2/industrial-development/special-economic-zones/ (accessed 13 .05.2020).

14. Ministry of Industry, Foreign Trade and Services of Brazil, 2019, Available at: http://www.mdic.gov.br/index.php/zpe/epz (accessed 13.05.2020).

15. Симонова Л.Н. Инновационная политика Бразилии. Латинская Америка, 2013, № 9, cc. 76-91. [Simonova L.N. Innovacionnaja politika Brazilii [Innovation policy of Brazil]. Latinskaya Amerika, 2013, N. 9, pp. 76-91 (in Russ.).

16. SUFRAMA. Brazil. Available at: http://www.suframa.gov.br/sufra-ma_descentralizadas_alcs.cfm (accessed 13.05.2020).

17. Healy Consultants Group Plc. Available at: https://www.healyconsultants.com/brazil-company-registration/free-zones/ (accessed 13.05.2020).

18. Коваль А.Г. Опыт функционирования особых экономических зон в Латинской Америке. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. Книга 2.Под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017, сс. 113-122.

19. WTO Dispute DS472: Brazil - Certain Measures Concerning Taxation and Charges, Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds472_e.htm (accessed 13.05.2020).

20. Koval A.G., Mogucheva A.B. State-aid Programs of BRICS Countries: Сase of Transport Equipment Trade. St Petersburg University Journal of Economic Studies, 2018, Vol. 34, N 3, pp. 415- 438.

21. Bernstein A. Export Processing Zone Could be Big Boost for Bay Economy. The Her-ald, May 30th, 2016. Available at: https://www.cde.org.za/export-processing-zone-could-be-big-boost-for-bay-economy/ (accessed 13.05.2020).

22. Special Economic Zones: Lessons for South Africa from International Evidence and Local Experience. Johannesburg: Centre for Development and Enterprise, 2012. Available at: https://www.cde.org.za/wp-content/uploads/2018/07/Special-Economic-Zones-Lessons-for-South-Africa-from-international-evidence-and-local-experience-CDE-Report.pdf (accessed 13.05.2020).

23. Huang W. Special Economic Zones – An Efficient Instrument to Increase Industrialization, GOLEGAL, February 4, 2016, Available at: https://www.golegal.co.za/special-economic-zones-industrialisation/ (accessed 13.05.2020).

24. World Investment Report. Investment and New Industrial Policies, UNCTAD, 2018, Available at: https://unctad.org/en/PublicationChapters/wir2018ch3_en.pdf (accessed 13.05.2020).

25. South African Special Economic Zones Programme, Mail&Guardian, 26 July, 2019, Available at: https://mg.co.za/article/2019-07-26-00-south-african-special-economic-zones-programme (accessed 13.05.2020).

26. Gopalakrishnan S. SEZs in India: An Economic Policy or a Political Intervention. In Carter C., Harding A. (eds.) Special Economic Zones in Asian Market Economies, New York and London: Routledge, 2011, pp. 139-154.

27. Gupta M. Export performance of SEZs in India, 2015, Available at: https://www.academia.edu/25127486/EXPORT_PERFORMANCE_OF_SEZs_IN_INDIA (accessed 13.05.2020).

28. Ministry of Commerce and Industry, India, 2019, Available at: http://sezindia.nic.in/upload/5d7f4f9363d4bFACT%20SHEET%20updation%20on%20SEZ%20India.pdf (accessed 13.05.2020).

29. Брагина И.А. Индия: создание специальных экономических зон. 11.03.2016. 11.03.2016, Available at: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=2197 (accessed 13.05.2020) (in Russ.).

30. Rahoof A., Arul P.G. An Evaluation of Special Economic Zones (SEZs)Performance Post SEZs Act 2005, Universal Journal of Industrial and Business Management, 2016, Vol. 4, N 2, pp. 44-52, Available at: http://www.hrpub.org DOI: 10.13189/ujibm.2016.040202 (accessed 13.05.2020).

31. Gebrewolde T.M. Special Economic Zones. Evidence and Prerequisites for Success, International Growth Centre Policy Brief, May 2019, Available at: https://www.theigc.org/wp-content/uploads/2019/05/SEZ-policy-brief.pdf (accessed 13.05.2020).

32. WTO Data portal, 2019, Available at: https://data.wto.org/ (accessed 13.05.2020).

33. Suneja K. New SEZ policy bats for easy exits and flexibility in leases, The Economic Times, India Times, May 26, 2019, Available at: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/new-sez-policy-bats-for-easy-exits-and-flexibility-in-leases/articleshow/69509265.cms (accessed 13.05.2020).

34. Токарева Г.Ф., Шалина О.И. Опыт функционирования особых экономических зон в Индии. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. Книга 2. Под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017, сс. 107-113.

35. WTO Dispute DS541: India - Export Related Measures, Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds541_e.htm (accessed 13.05.2020).

36. Майбуров И.А., Леонтьева Ю.В. Особые экономические зоны как акселератор экономического развития КНР. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. Книга 2. Под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017, сс. 77-86.

37. Zeng D. Z. How do Special Economic Zones and Industrial Clusters Drive China’s Rapid Development? World Bank Policy Research Working Paper, 2011, N 5583.

38. Xu C. The Fundamental Institutions of China’s Reforms and Development, Journal of Economic Literature. Pittsburgh, 2011, Vol. 49, N 4, pp. 1076–1151.

39. Какаулина О.И. Влияние функционирования особых экономических зон на занятость и инвестиции в российских регионах. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. Книга 2. Под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017, сс. 268-278.

40. Tuominen K., Lamminen E.‘Russian Special Economic Zones, Electronic Publications of Pan-European Institute, 2008, N 18, Available at: https://www.utu.fi/en/university/turku-school-of-economics/pei/publications-and-reports (accessed 13.05.2020).

41. Liuhto K. Special Economic Zones in Russia - What do the Zones Offer for Foreign Firms? Electronic Publications of Pan-European Institute, 2009, N 2, Available at: https://www.researchgate.net/publication/242581512_Special_Economic_Zones_in_Russia_-_What_do_the_zones_offer_for_foreign_firms (accessed 13.05.2020).

42. Kuznetsov A., Kuznetsova O. The Success and Failure of Russian SEZs: Some Policy Lessons. Transnational Corporations. Geneva, 2019, Vol. 26, N 2, pp. 117-140.

43. Ковалева Д.Г. СЭЗ: терять или приобретать? А может быть, последовать опыту соседей? ЭКО. Москва, 2014, № 6, cc. 124-141.

44. Васильев А.Н., Щукина А.Я. Сравнительный анализ эффективности деятельности СЭЗ в России. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Нижний Новгород, 2019, T. 2, № 1, cc. 5-13.

45. Zeng D. Z. Special Economic Zones: Lessons from the Global Experience, PEDL Synthesis Paper, 2016, no. 1, Available at: https://pedl.cepr.org/sites/default/files/PEDL_Synthesis_Paper_Piece_No_1.pdf (accessed 13.05.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх