Efficiency of International Monetary Fund loans to Argentina and Ecuador

 
PIIS0044748X0010345-8-1
DOI10.31857/S0044748X0010345-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 8
Pages47-59
Abstract

The article examines IMF loans granted to Argentina and Ecuador in 2018–2019 and provides a comparative analysis of the economic programs supported by the IMF now and at the turn of the 20th century. The author also compares the current economic situation in these countries with the situation that prevailed in the late 1990s and early 2000s. The article assesses the effectiveness of the IMF-proposed reforms and speculates why the changes have not produced the desired results. The author analyzes a number of economic indicators, as well as recent statements by Argentine and Ecuadorian politicians, to understand how relations between the IMF and these countries will develop in the future.

KeywordsInternational Monetary Fund (IMF), Argentina, Ecuador, neoliberal reforms, macroeconomic policy, exchange rate policy, government debt
Received18.03.2020
Publication date29.07.2020
Number of characters26671
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 2018 г. Международный валютный фонд (МВФ) согласовал предоставление кредита Аргентине, в 2019 г. — Эквадору, что положило начало новому этапу в отношениях между МВФ и странами латиноамериканского региона. До этого в течение 15 лет МВФ не участвовал в кредитной поддержке и разработке экономических программ стран Латинской Америки, согласовывая лишь технические кредиты для оказания влияния на ожидания инвесторов (часто средства по ним даже не выдавались, например, в Колумбии и Мексике [1]) или в рамках механизмов экстренной поддержки курса национальной валюты.
2 Условием предоставления кредитов Аргентине и Эквадору в 2018—2019 гг., как и в 1990-е, и в начале 2000-х годов, стало проведение в этих странах определенных экономических преобразований. При этом неолиберальные реформы, осуществленные в латиноамериканских государствах при участии МВФ, получили неоднозначную оценку, а само взаимодействие с этой организацией, завершившееся в начале XXI в., стало ассоциироваться с экономическими кризисами, обеднением населения, ростом социального неравенства. Во многом это обусловило негативную реакцию на «возвращение» МВФ в Латинскую Америку. Сравним экономические ситуации в Аргентине и Эквадоре, сложившиеся сегодня и в конце 90-х — начале 2000-х годов, а также определим, как изменились (или не изменились) способы, предлагаемые МВФ для решения накопившихся в экономике проблем.
3

АРГЕНТИНА

  

Можно назвать парадоксальным тот факт, что рекордный по объему кредит МВФ в 2018 г. был выдан Аргентине, с которой у фонда сложилась крайне сложные отношения и где значительная часть населения негативно воспринимает эту финансовую организацию*.

* По результатам опроса, проведенного в 2018 г. совместно аргентинским консалтинговым агентством «Полиаркия» и Международным центром В.Вильсона, 56% аргентинцев относятся к МВФ негативно [2, c. 9].
4 Предыдущий эпизод взаимодействия между МВФ и Аргентиной ознаменовался тяжелым экономическим кризисом 2001—2002 гг., суверенным дефолтом, протестами населения и сменой власти. Но прошло 15 лет, и Аргентина берет в МВФ кредит общим объемом в 57 млрд долл., а спустя некоторое время страна сталкивается с рецессией, угрозой дефолта, народными волнениями, а на президентских выборах побеждает кандидат от оппозиции.
5 Периоды президентства Нестора Киршнера и затем Кристины Фернандес де Киршнер (2003—2015 гг.) характеризовались усилением участия государства в экономике. Несмотря на достигнутые успехи в сфере экономического роста и социального развития, в определенный момент в экономике накопился ряд ошибок в области макроэкономической, бюджетной и инвестиционной политики, которые стали предпосылками к возникновению кризисной ситуации [3]. В 2015 г. на президентских выборах в Аргентине перонистский кандидат Даниэль Сиоли проиграл оппозиционному кандидату Маурисио Макри. Новый президент изменил курс, которому с начала 2000-х годов следовала Аргентина.
6 Команда М.Макри пыталась решить проблемы, накопившиеся в аргентинской экономике, посредством реформ: был введен единый курс песо для борьбы со спекулянтами; устранены налоги и ограничения на внешнюю торговлю; подняты тарифы на ЖКХ. Аргентине удалось успешно провести переговоры со старыми кредиторами, задолженность которым лишала страну доступа на внешние финансовые рынки. Было объявлено о твердом намерении обеспечить независимость центрального банка и статистических агентств. Все это в комплексе повысило доверие к Аргентине в международном сообществе, что выразилось в активизации торгового и инвестиционного сотрудничества.

Number of purchasers: 0, views: 288

Readers community rating: votes 0

1. IMF Members' Financial Data by Country. International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/external/np/fin/tad/exfin1.aspx (accessed 28.04.2020).

2. National Survey. Argentines’ Perceptions of the World Order, Foreign Policy, and Global Issues. Argentina Pulse, 2018. 12 p. Available at: https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/media/documents/article/arg_pulse_informe_1eng_final.pdf (accessed 02.03.2020).

3. Razumovskiy D.V. Consecuencias económicas del gobierno de los regímenes de izquierda en Argentina y Brasil. Iberoamérica. N 1, 2018, rp. 50-78.

4. Yakovlev P.P. Khronicheskaya bolezn' argentinskoj ehkonomiki. Latinskaya Amerika. M., 2018, №10, sc. 10-24. (DOI: 10.31857/S0044748X0001037-9).

5. World Economic Outlook Database. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2019/02/weodata/index.aspx (accessed 28.04.2020).

6. Crisis Prevention and Resolution: Lessons from Argentina, Address by Anne Krueger, First Deputy Managing Director, IMF. International Monetary Fund, 17.07.2002. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/28/04/53/sp071702 (accessed 02.03.2020).

7. World Development Indicators. The World Bank Group Databank. Available at: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (accessed 02.03.2020).

8. Press Release: IMF Approves US$7.2 Billion Three-Year Stand-By Credit for Argentina. International Monetary Fund, 10.03.2000. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/14/01/49/pr0017 (accessed 02.03.2020).

9. Poverty & Equity Brief. Argentina. World Bank Group. October 2019. 2 p. Available at: https://databank.worldbank.org/data/download/poverty/33EF03BB-9722-4AE2-ABC7-AA2972D68AFE/Global_POVEQ_ARG.pdf (accessed 02.03.2020).

10. Según la UCA, la pobreza en la Argentina llegó al 40,8% y es la más alta de la década. In-fobae, 05.12.2019. Available at: https://www.infobae.com/politica/2019/12/05/segun-la-uca-la-pobreza-en-la-argentina-llego-al-408-y-es-la-mas-alta-de-la-decada/ (accessed 02.03.2020).

11. Argentina: Outstanding Purchases and Loans as of January 31, 2020.International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/external/np/fin/tad/extcredt1.aspx?mem-berKey1=30&date1key=2020-01-31&roption=Y (accessed 02.03.2020).

12. 20 años de la dolarización en Ecuador: ¿por qué es tan popular la dolarización entre los ecuatorianos? (y cuál es su lado oscuro). BBC, 09.01.2020. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-50916554 (accessed 02.03.2020).

13. Simonova L.N. Novye global'nye vyzovy i Latinskaya Amerika. Zapad – Vostok – Rossiya. M., IMEhMO, 2016. S. 34-38.

14. IMF Statement on Ecuador. International Monetary Fund, 16.10.2019. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2019/10/16/pr19376-ecuador-imf-statement (accessed 02.03.2020).

15. Ecuador: Second and Third Reviews under the Extended Fund Facility Arrangement. In-ternational Monetary Fund, 20.12.2019. 98 p. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2019/12/20/Ecuador-Second-and-Third-Reviews-Under-The-Extended-Fund-Facility-Arrangement-and-Request-48898 (accessed 02.03.2020).

16. Ecuador: First Review under the Extended Fund Facility Arrangement. International Monetary Fund, 03.07.019. 80 p. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2019/07/03/Ecuador-First-Review-under-the-Extended-Fund-Facility-Arrangement-Requests-for-Waiver-of-47087 (accessed 02.03.2020).

17. Jacome, Luis H. The Late 1990s Financial Crisis in Ecuador. IMF Working Paper. Janu-ary, 2004. 47 p. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2004/wp0412.pdf (accessed 02.03.2020).

18. La dura respuesta de Cristina Kirchner al FMI. Clarín, 13.02.2020. Available at: https://www.clarin.com/politica/dura-respuesta-cristina-kirchner-fmi-argentinos-argentinas-sabemos-leer-_0_hfeBptkg.html (accessed 02.03.2020).

19. Lenín Moreno: "Encontramos al FMI muy renovado". Voz de America, 13.02.2020. Available at: https://www.voanoticias.com/a/lenin-moreno-fmi-renovado-eeuu-vene-zuela/5287462.html (accessed 02.03.2020).

20. Correa, Rafael. Ecuador’s emergency. Le Monde Diplomatique, November 2019. Available at: https://mondediplo.com/2019/11/04ecuador (accessed 02.03.2020).

Система Orphus

Loading...
Up