Эффективность кредитов МВФ Аргентине и Эквадору

 
Код статьиS0044748X0010345-8-1
DOI10.31857/S0044748X0010345-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 8
Страницы47-59
Аннотация

В статье рассмотрены кредиты МВФ, предоставленные Аргентине и Эквадору в 2018—2019 гг., проведен сравнительный анализ экономических программ, поддержанных МВФ на рубеже ХХ—XXI вв. и в настоящее время. Автор сравнивает нынешнюю экономическую обстановку в этих странах с ситуацией, сложившейся в конце 1990-х — начале 2000-х годов. В статье дана оценка эффективности предложенных МВФ реформ и высказаны предположения относительно того, почему преобразования не привели к желаемым результатам. Анализируется ряд экономических показателей, а также недавние высказывания аргентинских и эквадорских политических деятелей с тем, чтобы понять, как в дальнейшем сложатся отношения Аргентины и Эквадора с МВФ.

Ключевые словаМВФ, Аргентина, Эквадор, неолиберальные реформы, макроэкономическая политика, политика обменного курса, государственный долг
Получено18.03.2020
Дата публикации29.07.2020
Кол-во символов26671
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2018 г. Международный валютный фонд (МВФ) согласовал предоставление кредита Аргентине, в 2019 г. — Эквадору, что положило начало новому этапу в отношениях между МВФ и странами латиноамериканского региона. До этого в течение 15 лет МВФ не участвовал в кредитной поддержке и разработке экономических программ стран Латинской Америки, согласовывая лишь технические кредиты для оказания влияния на ожидания инвесторов (часто средства по ним даже не выдавались, например, в Колумбии и Мексике [1]) или в рамках механизмов экстренной поддержки курса национальной валюты.
2 Условием предоставления кредитов Аргентине и Эквадору в 2018—2019 гг., как и в 1990-е, и в начале 2000-х годов, стало проведение в этих странах определенных экономических преобразований. При этом неолиберальные реформы, осуществленные в латиноамериканских государствах при участии МВФ, получили неоднозначную оценку, а само взаимодействие с этой организацией, завершившееся в начале XXI в., стало ассоциироваться с экономическими кризисами, обеднением населения, ростом социального неравенства. Во многом это обусловило негативную реакцию на «возвращение» МВФ в Латинскую Америку. Сравним экономические ситуации в Аргентине и Эквадоре, сложившиеся сегодня и в конце 90-х — начале 2000-х годов, а также определим, как изменились (или не изменились) способы, предлагаемые МВФ для решения накопившихся в экономике проблем.
3

АРГЕНТИНА

  

Можно назвать парадоксальным тот факт, что рекордный по объему кредит МВФ в 2018 г. был выдан Аргентине, с которой у фонда сложилась крайне сложные отношения и где значительная часть населения негативно воспринимает эту финансовую организацию*.

* По результатам опроса, проведенного в 2018 г. совместно аргентинским консалтинговым агентством «Полиаркия» и Международным центром В.Вильсона, 56% аргентинцев относятся к МВФ негативно [2, c. 9].
4 Предыдущий эпизод взаимодействия между МВФ и Аргентиной ознаменовался тяжелым экономическим кризисом 2001—2002 гг., суверенным дефолтом, протестами населения и сменой власти. Но прошло 15 лет, и Аргентина берет в МВФ кредит общим объемом в 57 млрд долл., а спустя некоторое время страна сталкивается с рецессией, угрозой дефолта, народными волнениями, а на президентских выборах побеждает кандидат от оппозиции.
5 Периоды президентства Нестора Киршнера и затем Кристины Фернандес де Киршнер (2003—2015 гг.) характеризовались усилением участия государства в экономике. Несмотря на достигнутые успехи в сфере экономического роста и социального развития, в определенный момент в экономике накопился ряд ошибок в области макроэкономической, бюджетной и инвестиционной политики, которые стали предпосылками к возникновению кризисной ситуации [3]. В 2015 г. на президентских выборах в Аргентине перонистский кандидат Даниэль Сиоли проиграл оппозиционному кандидату Маурисио Макри. Новый президент изменил курс, которому с начала 2000-х годов следовала Аргентина.
6 Команда М.Макри пыталась решить проблемы, накопившиеся в аргентинской экономике, посредством реформ: был введен единый курс песо для борьбы со спекулянтами; устранены налоги и ограничения на внешнюю торговлю; подняты тарифы на ЖКХ. Аргентине удалось успешно провести переговоры со старыми кредиторами, задолженность которым лишала страну доступа на внешние финансовые рынки. Было объявлено о твердом намерении обеспечить независимость центрального банка и статистических агентств. Все это в комплексе повысило доверие к Аргентине в международном сообществе, что выразилось в активизации торгового и инвестиционного сотрудничества.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 273

Оценка читателей: голосов 0

1. IMF Members' Financial Data by Country. International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/external/np/fin/tad/exfin1.aspx (accessed 28.04.2020).

2. National Survey. Argentines’ Perceptions of the World Order, Foreign Policy, and Global Issues. Argentina Pulse, 2018. 12 p. Available at: https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/media/documents/article/arg_pulse_informe_1eng_final.pdf (accessed 02.03.2020).

3. Razumovskiy D.V. Consecuencias económicas del gobierno de los regímenes de izquierda en Argentina y Brasil. Iberoamérica. N 1, 2018, рp. 50-78.

4. Яковлев П.П. Хроническая болезнь аргентинской экономики. Латинская Америка. M., 2018, №10, сc. 10-24. (DOI: 10.31857/S0044748X0001037-9).

5. World Economic Outlook Database. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2019/02/weodata/index.aspx (accessed 28.04.2020).

6. Crisis Prevention and Resolution: Lessons from Argentina, Address by Anne Krueger, First Deputy Managing Director, IMF. International Monetary Fund, 17.07.2002. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/28/04/53/sp071702 (accessed 02.03.2020).

7. World Development Indicators. The World Bank Group Databank. Available at: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (accessed 02.03.2020).

8. Press Release: IMF Approves US$7.2 Billion Three-Year Stand-By Credit for Argentina. International Monetary Fund, 10.03.2000. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/14/01/49/pr0017 (accessed 02.03.2020).

9. Poverty & Equity Brief. Argentina. World Bank Group. October 2019. 2 p. Available at: https://databank.worldbank.org/data/download/poverty/33EF03BB-9722-4AE2-ABC7-AA2972D68AFE/Global_POVEQ_ARG.pdf (accessed 02.03.2020).

10. Según la UCA, la pobreza en la Argentina llegó al 40,8% y es la más alta de la década. In-fobae, 05.12.2019. Available at: https://www.infobae.com/politica/2019/12/05/segun-la-uca-la-pobreza-en-la-argentina-llego-al-408-y-es-la-mas-alta-de-la-decada/ (accessed 02.03.2020).

11. Argentina: Outstanding Purchases and Loans as of January 31, 2020.International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/external/np/fin/tad/extcredt1.aspx?mem-berKey1=30&date1key=2020-01-31&roption=Y (accessed 02.03.2020).

12. 20 años de la dolarización en Ecuador: ¿por qué es tan popular la dolarización entre los ecuatorianos? (y cuál es su lado oscuro). BBC, 09.01.2020. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-50916554 (accessed 02.03.2020).

13. Симонова Л.Н. Новые глобальные вызовы и Латинская Америка. Запад – Восток – Россия. М., ИМЭМО, 2016. С. 34-38.

14. IMF Statement on Ecuador. International Monetary Fund, 16.10.2019. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2019/10/16/pr19376-ecuador-imf-statement (accessed 02.03.2020).

15. Ecuador: Second and Third Reviews under the Extended Fund Facility Arrangement. In-ternational Monetary Fund, 20.12.2019. 98 p. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2019/12/20/Ecuador-Second-and-Third-Reviews-Under-The-Extended-Fund-Facility-Arrangement-and-Request-48898 (accessed 02.03.2020).

16. Ecuador: First Review under the Extended Fund Facility Arrangement. International Monetary Fund, 03.07.019. 80 p. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2019/07/03/Ecuador-First-Review-under-the-Extended-Fund-Facility-Arrangement-Requests-for-Waiver-of-47087 (accessed 02.03.2020).

17. Jacome, Luis H. The Late 1990s Financial Crisis in Ecuador. IMF Working Paper. Janu-ary, 2004. 47 p. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2004/wp0412.pdf (accessed 02.03.2020).

18. La dura respuesta de Cristina Kirchner al FMI. Clarín, 13.02.2020. Available at: https://www.clarin.com/politica/dura-respuesta-cristina-kirchner-fmi-argentinos-argentinas-sabemos-leer-_0_hfeBptkg.html (accessed 02.03.2020).

19. Lenín Moreno: "Encontramos al FMI muy renovado". Voz de America, 13.02.2020. Available at: https://www.voanoticias.com/a/lenin-moreno-fmi-renovado-eeuu-vene-zuela/5287462.html (accessed 02.03.2020).

20. Correa, Rafael. Ecuador’s emergency. Le Monde Diplomatique, November 2019. Available at: https://mondediplo.com/2019/11/04ecuador (accessed 02.03.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх