Comparative analysis of image policy of Russia and Spain in the context of modern integration

 
PIIS0044748X0009126-7-1
DOI10.31857/S0044748X0009126-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameLatin America
EditionIssue 5
Pages92-100
Abstract

The article deals with the problem of promoting the image of Russia and contains analysis of the Spanish image policy as one of successful examples. At present, Russia is not among the states with the most effective image-creation work. That’s why the article aims at identifying the causes of Russia's lag in this issue. The author seeks the proper ways to solve this problem. Based on a comparative analysis of the conceptual documents devoted to the promotion the image of Russia and Spain, the difference in the objectives, tasks and priorities of the two countries has been depicted. A research about the successful tools used for promoting the image in Spain as well as their analogues in Russia) has been carried out. The author comes to the conclusion that despite the existence of similar organizations in both countries their goals, methods and effectiveness are quite different. Economic and social achievements of Spain, in particular, the development of the tourism industry, confirm that competent work on a favorable image is of the utmost help to the country. Taking into account the Spanish outcomes in the area, recommendations for improving the effectiveness of Russia's image work have been made.

Keywordsimage, image policy, Russia, Spain, comparative analysis
Received28.01.2020
Publication date07.05.2020
Number of characters21784
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

В современном мире под влиянием процессов глобализации и интеграции расширяются международные контакты, происходит активное накопление знаний и представлений о других народах. Население начинает играть более активную роль в мировой политике, а это повышает значение публичной дипломатии. В этих условиях образ государства является действенным инструментом при выстраивании двухсторонних отношений, а имиджевая работа — одним из наиболее приоритетных направлений внешней политики.

Статья заняла пятое место в конкурсе молодых исследователей, состоявшемся в рамках четвертого международного форума «Россия и Иберо-Америка в глобализирующемся мире: история и современность», который состоялся в Санкт-Петербурге в октябре 2019 г.
2 В последнее время власти многих государств осознали принципиальную важность данного направления внешнеполитической деятельности, но достижения их публичной дипломатии неодинаковы. Так, США и Китай уже давно и успешно зарекомендовали себя как лидеры в использовании «мягкой силы» для выстраивания положительного образа своих стран. Имиджевая работа в других государствах либо ведется не очень активно, либо ее результаты весьма скромны. К сожалению, Российскую Федерацию следует отнести ко второй группе. В связи с этим необходимо установить причины явного отставания одних стран от других в деле продвижении образа своих стран. Эти причины могут заключаться как в недостаточной проработке имиджевой политики и неэффективности механизмов ее реализации, так и в расстановке политических приоритетов.
3 Лучше всего разобраться в данном вопросе позволяет сравнительный анализ имиджевой работы в России и в Испании, достигшей больших успехов на указанном направлении. Испания как государство, сравнительно недавно вернувшееся на демократический путь развития, является хорошим примером для заимствования «работающих» идей. И хотя испанцы еще не обрели славу абсолютного лидера в области продвижения благоприятного образа своей страны, они заметно опережают Россию. Так, согласно результатам «Индекса национального бренда» Саймона Анхольда, признанного специалиста в построении бренда-имиджа страны и изучении национальной идентичности, на 2017 г. Россия занимает 23-ю позицию в мировом рейтинге самых сильных национальных брендов, в то время как Испания опережает ее на 10 позиций [1].
4 Для сравнительной оценки имиджевой работы двух стран необходимо выявить место этого направления внешнеполитической деятельности в документах концептуального характера. В настоящее время официальным документом, определяющим стратегию внешней политики Испании, является «Стратегия внешних действий» (в дальнейшем Стратегия) от февраля 2015 г. [2]. Внешняя политика России, ее цели и первоочередные задачи определены в Концепции внешней политики Российской Федерации (в дальнейшем Концепция) [3].
5 Анализ Стратегии позволяет заключить, что испанское правительство придает первостепенное значение формированию позитивного «облика» Испании в мире. Основная цель работы над имиджем — создание у стран-партнеров и их населения благоприятной «картинки», вызывающей доверие и располагающей к сотрудничеству. В главе «Приоритеты внешних действий» [2, с. 43] обозначена проекция в глобальном масштабе образа Испании как развитой, конкурентоспособной страны и надежного партнера. Там же говорится о публичной дипломатии как ценном компоненте «глобального проецирования образа развитой страны» [2, с. 44]. В документе дано определение образа страны, который понимается как один из элементов богатого потенциала и складывается из четырех направлений — политического, экономического, социального и культурного.

Number of purchasers: 0, views: 330

Readers community rating: votes 0

1. GfK: Anholt-GfK Nation Brand Index, 2017. Available at: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-anholt-gfk-nation-brands-index-2017/ (accessed 15.02.2019).

2. Estrategia de acciones exteriores, febrero 2015. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/Multimedia/Publicaciones/Documents/ESTRATEGIA%20DE%20ACCION%20EXTERIOR%20castellano.pdf (accessed 21.01.2019).

3. Kontseptsiya vneshnej politiki Rossijskoj Federatsii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federatsii V.V. Putinym 30 noyabrya 2016 g.). Available at: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29 /content/id/2542248 (accessed 17.02.2019).

4. Freedom in the World 2019. Available at: https://freedomhouse.org/report/countries-world-freedom-2019?order=field_fiw_aggregate_score&sort=asc (accessed 20.05.2019).

5. El español: una lengua viva. Informe 2018. Instituto Cervantes. Available at: https://cvc.cervantes.es/lengua/espanol_lengua_viva/pdf/espanol_lengua_viva_2018.pdf (accessed 24.03.2019).

6. Acción Cultural Española. Available at: https://www.accioncultural.es/ (accessed 17.02.2020).

7. El plan nacional de acción cultural exterior. Available at: https://www.cervantes.es/imagenes/File/prensa/PlanNacAccCult_baja.pdf (accessed 25.03.2019).

8. Plan cultura 2020. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/serviciosdepren-sa/notasprensa/Documents/230317%20Plan%20de%20Cultura%202020.pdf (accessed 21.02.2020).

9. Marca España. Available at: https://espanaglobal.gob.es/ (accessed 15.02.2019).

10. Rossotrudnichestvo. Available at: http://rs.gov.ru/ru (accessed 10.03.2019).

11. Instituto Cervantes. Available at: https://www.cervantes.es/default.htm (accessed 12.03.2019).

12. Gosudarstvennyj institut russkogo yazyka im. A.S. Pushkina. Available at: https://www.pushkin.institute/index.php (accessed 12.03.2019).

13. TURESPAÑA. Available at: https://www.tourspain.es/es-es/conózcanos/quiénes-somos (accessed 03.05.2019).

14. KNOEMA. World data atlas. Available at: https://knoema.com/atlas/topics/Tourism/Travel-and-Tourism-Total-Contribution-to-GDP/Contri-bution-of-travel-and-tourism-to-GDP-percent-of-GDP?origin=knoema.ru (accessed 03.02.2020).

Система Orphus

Loading...
Up