Сравнительный анализ имиджевой политики России и Испании в условиях современной интеграции

 
Код статьиS0044748X0009126-7-1
DOI10.31857/S0044748X0009126-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 5
Страницы92-100
Аннотация

Статья посвящена проблеме продвижения образа России в мире, а также анализу опыта Испании в данном вопросе как одного из успешных примеров. Так как на данный момент Россия не входит в число государств, наиболее эффективно проводящих имиджевую работу, целями статьи стали выявление причин отставания России в данном вопросе и поиск наиболее доступных путей решения обозначенной проблемы. На основе сравнительного анализ разделов концептуальных документов, посвященных продвижению образа России и Испании, было выявлено различие в целях и подходах двух стран, несовпадение в расстановке приоритетов. В ходе рассмотрения практической реализации положений ряда документов были упомянуты наиболее успешные инструменты продвижения образа страны, применяемые в Испании, — «Марка Испания» и Институт Сервантеса, а также их аналоги в России — Россотрудничество и Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Несмотря на наличие подобных инструментов в обеих странах, сравнение показало, что цели, методы и эффективность решения задач сильно различаются. На основе изучения опыта Испании были предложены рекомендации по повышению эффективности имиджевой работы в России.

Ключевые словаобраз, имиджевая политика, Россия, Испания, сравнительный анализ
Получено28.01.2020
Дата публикации07.05.2020
Кол-во символов21784
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В современном мире под влиянием процессов глобализации и интеграции расширяются международные контакты, происходит активное накопление знаний и представлений о других народах. Население начинает играть более активную роль в мировой политике, а это повышает значение публичной дипломатии. В этих условиях образ государства является действенным инструментом при выстраивании двухсторонних отношений, а имиджевая работа — одним из наиболее приоритетных направлений внешней политики.

Статья заняла пятое место в конкурсе молодых исследователей, состоявшемся в рамках четвертого международного форума «Россия и Иберо-Америка в глобализирующемся мире: история и современность», который состоялся в Санкт-Петербурге в октябре 2019 г.
2 В последнее время власти многих государств осознали принципиальную важность данного направления внешнеполитической деятельности, но достижения их публичной дипломатии неодинаковы. Так, США и Китай уже давно и успешно зарекомендовали себя как лидеры в использовании «мягкой силы» для выстраивания положительного образа своих стран. Имиджевая работа в других государствах либо ведется не очень активно, либо ее результаты весьма скромны. К сожалению, Российскую Федерацию следует отнести ко второй группе. В связи с этим необходимо установить причины явного отставания одних стран от других в деле продвижении образа своих стран. Эти причины могут заключаться как в недостаточной проработке имиджевой политики и неэффективности механизмов ее реализации, так и в расстановке политических приоритетов.
3 Лучше всего разобраться в данном вопросе позволяет сравнительный анализ имиджевой работы в России и в Испании, достигшей больших успехов на указанном направлении. Испания как государство, сравнительно недавно вернувшееся на демократический путь развития, является хорошим примером для заимствования «работающих» идей. И хотя испанцы еще не обрели славу абсолютного лидера в области продвижения благоприятного образа своей страны, они заметно опережают Россию. Так, согласно результатам «Индекса национального бренда» Саймона Анхольда, признанного специалиста в построении бренда-имиджа страны и изучении национальной идентичности, на 2017 г. Россия занимает 23-ю позицию в мировом рейтинге самых сильных национальных брендов, в то время как Испания опережает ее на 10 позиций [1].
4 Для сравнительной оценки имиджевой работы двух стран необходимо выявить место этого направления внешнеполитической деятельности в документах концептуального характера. В настоящее время официальным документом, определяющим стратегию внешней политики Испании, является «Стратегия внешних действий» (в дальнейшем Стратегия) от февраля 2015 г. [2]. Внешняя политика России, ее цели и первоочередные задачи определены в Концепции внешней политики Российской Федерации (в дальнейшем Концепция) [3].
5 Анализ Стратегии позволяет заключить, что испанское правительство придает первостепенное значение формированию позитивного «облика» Испании в мире. Основная цель работы над имиджем — создание у стран-партнеров и их населения благоприятной «картинки», вызывающей доверие и располагающей к сотрудничеству. В главе «Приоритеты внешних действий» [2, с. 43] обозначена проекция в глобальном масштабе образа Испании как развитой, конкурентоспособной страны и надежного партнера. Там же говорится о публичной дипломатии как ценном компоненте «глобального проецирования образа развитой страны» [2, с. 44]. В документе дано определение образа страны, который понимается как один из элементов богатого потенциала и складывается из четырех направлений — политического, экономического, социального и культурного.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 318

Оценка читателей: голосов 0

1. GfK: Anholt-GfK Nation Brand Index, 2017. Available at: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-anholt-gfk-nation-brands-index-2017/ (accessed 15.02.2019).

2. Estrategia de acciones exteriores, febrero 2015. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/Multimedia/Publicaciones/Documents/ESTRATEGIA%20DE%20ACCION%20EXTERIOR%20castellano.pdf (accessed 21.01.2019).

3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). Available at: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29 /content/id/2542248 (accessed 17.02.2019).

4. Freedom in the World 2019. Available at: https://freedomhouse.org/report/countries-world-freedom-2019?order=field_fiw_aggregate_score&sort=asc (accessed 20.05.2019).

5. El español: una lengua viva. Informe 2018. Instituto Cervantes. Available at: https://cvc.cervantes.es/lengua/espanol_lengua_viva/pdf/espanol_lengua_viva_2018.pdf (accessed 24.03.2019).

6. Acción Cultural Española. Available at: https://www.accioncultural.es/ (accessed 17.02.2020).

7. El plan nacional de acción cultural exterior. Available at: https://www.cervantes.es/imagenes/File/prensa/PlanNacAccCult_baja.pdf (accessed 25.03.2019).

8. Plan cultura 2020. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/serviciosdepren-sa/notasprensa/Documents/230317%20Plan%20de%20Cultura%202020.pdf (accessed 21.02.2020).

9. Marca España. Available at: https://espanaglobal.gob.es/ (accessed 15.02.2019).

10. Россотрудничество. Available at: http://rs.gov.ru/ru (accessed 10.03.2019).

11. Instituto Cervantes. Available at: https://www.cervantes.es/default.htm (accessed 12.03.2019).

12. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Available at: https://www.pushkin.institute/index.php (accessed 12.03.2019).

13. TURESPAÑA. Available at: https://www.tourspain.es/es-es/conózcanos/quiénes-somos (accessed 03.05.2019).

14. KNOEMA. World data atlas. Available at: https://knoema.com/atlas/topics/Tourism/Travel-and-Tourism-Total-Contribution-to-GDP/Contri-bution-of-travel-and-tourism-to-GDP-percent-of-GDP?origin=knoema.ru (accessed 03.02.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх