Natural resources potential and the Boliviaʼs politics of sovereignty in the XX—XXI centuries

 
PIIS0044748X0008704-3-1
DOI10.31857/S0044748X0008704-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Independent Researcher
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 4
Pages20-31
Abstract

The article analyzes the approaches of the Bolivian State towards the problem of State control over the natural resources in the XX — beginning of the XXI century; the natural resources potential for the national economy development is reviewed. The experience of the State control over the key economic sectors till the 1980s, politics of the neoliberal period, 1985—2005, with its wave of privatizations, as well as the statist model under the Evo Morales presidency, when hydrocarbons, mines, electrical energy industry, etc. were nationalized, and the views of the current transitional government are considered. In accordance with the ideological guidelines of the Movement towards the Socialism (Movimiento al Socialismo, MAS) that ruled since 2006 to 2019 and aimed at the sovereignty over the Bolivian rich natural resources, some ambitious industrialization projects were implemented in the country in the oil and gas industry, metallurgy, lithium industry, etc. Despite the general positive dynamics of the Bolivian economic growth under the Morales presidency, many of them are criticized by the Jeanine Áñez government as unprofitable and ineffective.

Keywordsnatural resources, Bolivia, state control, sovereignty, lithium, hydrocarbons, privatization
Received03.04.2020
Publication date03.04.2020
Number of characters25332
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Суверенное использование латиноамериканскими странами их природно-ресурсного потенциала* представляет особый интерес для исследования. Богатый углеводородами, минералами и другими сырьевыми ресурсами регион, запоздало и на правах периферии вошедший в систему международного разделения труда, долгие годы — как колониальные, так и после завоевания независимости — по общепризнанному мнению, являлся сырьевой базой, обеспечивавшей развитие мировых центров силы, не стимулируя в полной мере внутренних источников экономического роста. В панораме основных структурных проблем Латино-Карибской Америки (ЛКА) с конца 1950-х годов наряду с другими аспектами выделяют денационализацию стратегических секторов экономики путем различных — как прямых, так и косвенных — форм передачи контроля над ключевыми отраслями крупным транснациональным компаниям (ТНК) [1, с. 26].

* Суверенное использование государствами их природно-ресурсного потенциала гарантируется, в частности, Резолюцией № 1803 Генассамблеи ООН от 1962 г. — Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами.
2

На протяжении истории зависимое положение ЛКА постоянно становилось поводом для призывов к «освобождению» со стороны борцов за независимость региона в XIX в., политических партий различного толка, находившихся и во власти, и в оппозиции, а также академических кругов*. Подобные идеи мы найдем у перонистов в Аргентине, деятелей мексиканской Институционно-революционной партии (Partido Revolucionario Institucio-nal, PRI), лидеров «перуанской революции» [2] Хуана Веласко Альварадо (1968—1975), правительства Сальвадора Альенде (1970—1973) в Чили и др. Коллективной попыткой обратить ситуацию с неравным обменом и периферийной зависимостью в середине 1970-х годов стал проект Нового международного экономического порядка (Nuevo Orden Económico Internacional, NOEI), зародившийся на площадке ООН в дебатах между мировыми Севером и Югом [3, сс. 57–75].

* Среди ярких примеров работ, посвященных периферийному и зависимому положению ЛКА, см.: Galeano E. Las venas abiertas de América Latina. México, 2004; Montaner C.A. Las raíces torcidas de América Latina. México, 2018; Prebisch R. El desarrollo económico de la América Latina y algunos de sus principales problemas. Santiago de Chile, 2012; Sunkel O., Paz P. El subdesarrollo latinoamericano y la teoría del desarrollo. México, 1970.
3 На практике в течение всего XX в. природные ресурсы в ЛКА переходили на волне революций и экономического национализма [4] из частных рук в государственную собственность, а под воздействием кризисов и, как правило, сопровождавших их волн приватизаций — под контроль ТНК [5, с. 114]. Так это происходило, к примеру, в результате долгового кризиса, охватившего регион в 1980-е годы и ставшего триггером волны приватизаций и ослабления госрегулирования в ключевых, в том числе сырьевых, отраслях. Объектами национализаций в XX в. в ЛКА стали нефть в Мексике в 1938 г. [6] и Аргентине в 1958 г., медные шахты в Чили при С.Альенде [7] и др.
4

Перуанец Хосе Маседо Мендоса в книге, вышедшей в 1959 г., наглядно отразил взгляды, разделявшиеся латиноамериканскими антиимпериалистами с середины XX в.: «Государственная нефтяная компания (Empresa Petrolera Fiscal, EPF) — красноречивое подтверждение способности перуанцев самостоятельно добывать национальные нефтяные богатства. В Бразилии Petrobras, а также чилийская Национальная нефтяная компания (Empresa Nacional del Petróleo, ENAP) сопротивляются империалистическим нападкам благодаря повышенному национальному самосознанию». Автор добавляет, что это самосознание удалось сломить в Аргентине, где компания «Государственные нефтяные месторождения» (Yacimientos Petrolíferos Fiscales, YPF) уступает позиции, а некогда антиимпериалистическое правительство Артуро Фрондиси (1958—1962) сдалось МВФ [8, с. 42]. Х.Маседо Мендоса также называет национализацию нефти в Мексике «одной из величайших битв XX в., способствовавших экономическому освобождению полуколониальных народов» [8, сс. 44–45].

Number of purchasers: 0, views: 384

Readers community rating: votes 0

1. Jaguaribe H., Ferrer A., Wionczek M., Dos Santos T. La dependencia político-económica de América Latina. Buenos Aires, 2017, 233 p.

2. Sánchez J.M. La revolución peruana: ideología y práctica política de un gobierno militar 1968–1975. Sevilla, 2002, 334 p.

3. Estévez J. Los pobres y la supervivencia del orden transnacional. El debate sobre el NOEI y las propuestas de McNamara y Brandt. Investigación Económica, México, 1981, N 156, pp. 57–75.

4. Guerra S. Etapas y procesos en la historia de América Latina. Cuadernos de Trabajo. Instituto de Investigaciones Histórico-Sociales. Universidad Veracruzana. Xalapa, 1997, 64 p.

5. Marichal C. Historia mínima de la deuda externa de Latinoamérica, 1820–2010. México, 2014.

6. Silva Herzog J. Historia de la expropiación de las empresas petroleras. México, 1973, 301 p.

7. Modak F. (coord.) Salvador Allende: pensamiento y acción. Buenos Aires, 2008, 384 p.

8. Macedo Mendoza J. ¡Nacionalicemos el petróleo! Lima, 1960, 141 p.

9. Rusia – Bolivia: el beneficio de la cooperación política y económica estratégica. Crónica Digital, 15.07.2019. Available at: https://www.cronicadigital.cl/2019/07/15/rusia-bolivia-el-beneficio-de-la-cooperacion-estrategica/ (accessed: 28.12.2019).

10. Chernyshev A.L. Postehlektoral'nyj krizis 2019 g. v Bolivii: regional'nyj faktor i rol' silovykh struktur. Latinskaya Amerika, 2020, №1/

11. Rusia saluda a la “presidenta interina” de Bolivia y ratifica cooperación. Página Siete, 22.11.2019. Available at: https://www.paginasiete.bo/nacional/2019/11/22/rusia-saluda-la-presidenta-interina-de-bolivia-ratifica-cooperacion-238220.html (accessed: 28.12.2019).

12. El giro radical en política exterior de Bolivia. LatinAmerican Post, 30.11.2019. Available at: https://latinamericanpost.com/es/31083-el-radical-giro-en-politica-exterior-de-bolivia (accessed 14.12.2019).

13. Schelchkov A.A. La utopía social conservadora en Bolivia: el gobierno de Manuel Isidoro Belzu (1848–1855). La Paz, 2011, 302 p.

14. Superficie por Países y Territorios. Available at: https://www.infolaso.com/paises-por-superficie.html (accessed 17.09.2019).

15. Espinoza J.D. Geografía de Bolivia. Instituto Nacional de Estadística. Available at: https://www.ine.gob.bo/index.php/principales-indicadores/item/237-geografia-de-bolivia (accessed 17.09.2018).

16. Ibisch P.L., Mérida G. (editors). Biodiversity: The richness of Bolivia. State of knowledge and conservation. Santa Cruz de la Sierra, 2004, 638 p.

17. Hidrocarburos en América Latina. BBC Mundo, 25.05.2005. Available at: http://news.bbc.co.uk/hi/spanish/specials/newsid_4562000/4562409.stm#xq5 (accessed: 05.01.2020).

18. Toscani F. The Impact of Natural Resources Discoveries in Latin America and the Caribbean: A Closer Look at the Case of Bolivia. IMF, 2007. Available at: https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/WP/wp1727.ashx (accessed 27.11.2019).

19. Giordano P. (coord.) Más allá de la recuperación: la competencia por los mercados en la era digital. BID, Washington, 2017, p. 115. Available at: https://publications.iadb.org/bitstream/handle/11319/8642/Monitor-de-Comercio-e-Integracion-2017.PDF?sequence=1&isAllowed=y (accessed 30.09.2019).

20. McGuigan C. Los beneficios de la inversión extranjera. ¿Cuáles fueron sus resultados en el sector de petróleo y gas en Bolivia? La Paz, 2007, 177 p. Available at: https://cedla.org/sites/default/files/los_beneficios_de_la_inversion_extranjera.pdf (accessed: 28.11.2019).

21. GNL: afirman que Argentina está lista para satisfacer la demanda de Asia. Energy Press, 20.09.2019. Available at: http://www.energypress.com.bo/2019/09/20/gnl-afirman-que-argentina-esta-lista-para-satisfacer-la-demanda-de-asia (accessed: 30.09.2019).

22. Pendleton A., Melby J., Stuart L., Davidson J., Bishop S. Fuelling Poverty: Oil, war and corruption. Christian Aid, London, 2003, 52 p.

23. Jiménez Rivera H. La nacionalización del sector eléctrico en Bolivia. La Paz, 2018, 142 p.

24. Neoliberalismo: enajenación de empresas públicas y recursos naturales en Bolivia, 1985–2005. CEMIPyC. La Paz, 2018.

25. Delgadillo Cervantes M. Descapitalización de YPFB. Corrupción e impunidad. La Paz, 2002, 283 p.

26. FMI, Bolivia: Ex Post Assessment of Longer Term Program Engagement. Staff Report and Public Information Notice on the Executive Board Discussion, Informe País No. 05/139, FMI, 2005.

27. Bolivia. Banco Mundial. Available at: https://datos.bancomundial.org/pais/bolivia (accessed: 24.12.2019).

28. García Hurtado A. The Social Dimensions of Globalization in Latin America: Lessons from Bolivia and Chile. OIT, Documento de Trabajo No. 23, 2004.

29. Villegas Quiroga C. Régimen fiscal del sector hidrocarburos. En: Privatización de la industria petrolera en Bolivia: trayectoria y efectos tributarios. La Paz, 2004. Available at: http://bibliote-cavirtual.clacso.org.ar/Bolivia/cides-umsa/20120903011431/cap6.pdf (accessed: 25.12.2019).

30. Bolivia apoya la nacionalización del gas en el referéndum. El País, 19.07.2004. Available at: https://elpais.com/internacional/2004/07/19/actualidad/1090188002_850215.html (accessed 22.12.2019).

31. Arrarás A., Deheza G. Referéndum del gas en Bolivia 2004: mucho más que un referéndum. Revista de Ciencia Política. Santiago, 2005, N 2, pp. 161–172. Available at: https://scielo.conicyt.cl/scie-lo.php?script=sci_arttext&pid=S0718-090X2005000200008 (accessed 22.12.2019).

32. Ley de Hidrocarburos 3058. ¿Recuperación real de los hidrocarburos? CEDLA, 2005, N 2, 56 p.

33. Los discursos de Evo. Página 12, 30.01.2006. Available at: https://www.pagi-na12.com.ar/diario/especiales/18-62330-2006-01-30.html (accessed 22.12.2019).

34. 10 frases que resumen el informe de Morales ante la Asamblea Legislativa. El Deber, 22.01.2019. Available at: https://www.eldeber.com.bo/bolivia/10-frases-que-resumen-el-informe-de-Morales-ante-la-Asamblea-Legislativa-20190122-6545.html (accessed 23.01.2019).

35. Mensaje Presidencial. Informe 12 años de gestión. Ministerio de Comunicación. Available at: http://www.comunicacion.gob.bo/sites/default/files/media/publicaciones/In-forme%20de%20Gesti%C3%B3n%202018.pdf (accessed 25.01.2019).

36. Várgas Suárez R. La nacionalización de los hidrocarburos bolivianos en la presidencia de Evo Morales Ayma. Latinoamérica. Revista de estudios latinoamericanos. México, 2009, N 49. Available at: http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1665-85742009000 200002#notas (accessed: 03.01.2020).

37. Monaldi F. La economía política del petróleo y el gas en América Latina. Plataforma democrática, 2010, N 9. Available at: http://www.plataformademocratica.org/Arquivos/La%20Economia%20Politica%20Del%20Petroleo%20y%20El%20Gas%20En%20America%20Latina.pdf (accessed: 26.12.2019).

38. Estrategia Boliviana de Hidrocarburos. Ministerio de Hidrocarburos y Energía. La Paz, 2008, 538 p.

39. Comprendio Normativo Minero Metalúrgico. Ministerio de Minería y Metalurgia. La Paz, 2018, 510 p.

40. Gobierno invirtió $us 650 millones en la industrialización del litio. La Razón, 07.10.2019. Available at: http://www.la-razon.com/economia/litio-inversion-bolivia-indistrializacion_0_3234876526.html (accessed: 26.12.2019).

41. Global Lithium Sources – Industrial Use and Future in the Electric Vehicle Industry: A Review. Resources, 2018, N 7. Available at: https://www.mdpi.com/2079-9276/7/3/57/pdf (accessed: 26.12.2019).

42. Pese a certificación de 10,7 TCF, Sánchez insiste en los 132 TCF. El País, 01.09.2018. Available at: https://elpais.bo/pese-a-certificacion-de-107-tcf-sanchez-insiste-en-los-132-tcf/ (accessed 27.12.2019).

43. Gobierno revela que Bolivia tiene 8,95 TCF de reservas probadas de gas. Economy, 27.11.2019. Available at: https://www.economy.com.bo/portada-economy/2-uncategorised/2863-gobierno-revela-que-bolivia-tiene-8-95-tcf-de-reservas-probadas-de-gas (accessed 27.12.2019).

44. La petroquímica no avanzará hasta que se haga una auditoría. El País, 02.l2.2019. Available at: https://elpais.bo/la-petroquimica-no-avanzara-hasta-que-se-haga-una-auditoria/ (accessed: 05.01.2020).

45. Fourth Quarter 2017 Earnings Conference Call. SQM, 01.03.2018. Available at: http://s1.q4cdn.com/793210788/files/doc_news/2018/3/PR_4Q17earningscall_1mar2018_ing.pdf (accessed: 03.01.2020).

46. La Inversión Extranjera Directa en América Latina y el Caribe, 2019. Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL). Santiago, 2019.

Система Orphus

Loading...
Up