Перспективы развития цифровой экономики в Mercosur

 
Код статьиS0044748X0008389-6-1
DOI10.31857/S0044748X0008389-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 3
Страницы18-32
Аннотация

К настоящему времени страны Mercosur добились значительного успеха, став лидерами по внедрению цифровой экономики в своем регионе и показав высокие темпы роста электронной торговли. Тем не менее в процессе развития цифровой трансформации возникают серьезные проблемы. В статье рассматриваются особенности электронной торговли в Mercosur, а также анализируются вопросы регулирования данной сферы на региональном уровне. Несмотря на то, что правительства стран — членов объединения реализуют ряд политических инициатив по цифровизации экономик, для ускорения этого процесса необходимо стимулировать развитие цифровой интеграции в рамках Mercosur. Цифровая интеграция является важным фактором повышения конкурентоспособности и углубления сотрудничества между государствами.

Ключевые словацифровая экономика, Mercosur, электронная торговля, цифровая трансформация
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Академии общественных наук Китая в рамках научного проекта № 19-51-93009
Получено03.03.2020
Дата публикации11.03.2020
Кол-во символов30655
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Развитие мировой экономики в настоящее время сталкивается с новыми вызовами так называемой четвертой промышленной революции, которая не только связана с внедрением киберфизических систем в производство, но и охватывает все новые технологии, которые объединяют физический мир и цифровое пространство, что изменяет идеологию общества [1]. Четвертая промышленная революция включает в себя необходимость пересмотра производственных процессов, их оптимизацию и интеграцию на основе цифровых технологий [2, сc. 51-52]. В этих условиях формирование цифровой экономики является важным фактором экономического развития стран во всех регионах мира.
2 Одним из первых о цифровой экономике писал известный канадский ученый, профессор менеджмента Университета Торонто Дон Тапскотт еще в 1995 г. Он описывал переход к новой экономике, основанной на развитии Интернета и передаче информации в электронном (цифровом) виде [3]. Многие исследователи указывают на то, что развитию цифровой экономики способствует рост электронной (цифровой) торговли или коммерции (e-commerce) [4]. Электронная торговля — это обмен деловой информацией и осуществление сделок с использованием компьютерных сетей, в большей степени речь идет об интернет-продажах и покупках, то есть деятельности компаний и различных организаций онлайн [5].
3 В России термин «цифровая экономика» приводится в государственной стратегии развития информационного общества и определяется как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [6]. В международной практике данный термин часто трактуется шире. Так, в докладе Всемирного банка под цифровой экономикой подразумевается новый уклад экономики, основанной на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которой формируются новые цифровые навыки и возможности общества, бизнеса и государства [7]. В контексте данного исследования, предметом которого является развитие цифровой экономики Общего рынка стран Южной Америки (Mercado Común del Sur, Mercosur), под цифровой экономикой понимается экономика, способная обеспечить высококачественную инфраструктуру для использования возможностей цифровых технологий на благо потребителей, бизнеса, государства и региона в целом.
4 Быстрое распространение Интернета в сфере экономики и торговли инициировало процессы цифровой трансформации. Цифровая трансформация, или цифровизация, — это интеграция цифровых технологий во все сферы жизни общества, коренным образом меняющая процессы взаимодействия и кооперации. Это — современная глобальная тенденция, которая подразумевает переход от физических операционных моделей обмена информацией к цифровым [8]. Цифровая трансформация приводит к комплексному преобразованию хозяйственного вида деятельности и становится «новой реальностью» [9], которая способствует повышению конкурентоспособности как отдельных компаний, так и государств в целом на мировых рынках [10].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 482

Оценка читателей: голосов 0

1. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Crown Publishing Group, 2017, 192 p.

2. Garrell A., Guilera L. La Industria 4.0 en la sociedad digital. MARGE BOOKS, 2019, 226 p.

3. Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked. McGraw-Hill; 1st edition, 1995, 368 p.

4. Brynjolfsson E., Kahin B. Understanding the Digital Economy: Data, Tools, and Research. MIT Press, 2002, 401 p.

5. Schaw M. E-commerce and the Digital Economy. ME Sharpe, 2006, 300 p.

6. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 гг.».

7. Развитие цифровой экономики в России, Всемирный банк, 2016.

8. The Digital Transformation in Consulting Ebook. 9LENSES assessment report. Available at: http://offers.9lenses.com/digital_transformation_consulting (accessed 29.11.2019).

9. Arenkov I., Tsenzharik M., Vetrova M. Digital technologies in supply chain management. Atlantis Highlights in Computer Sciences, Atlantis Press. Available at: https://download.atlantis-press.com/article/125918549.pdf (accessed 29.11.2019).

10. Curbelo J.L. Competir en la transformación digital. Economía industrial, 2017, No 404, pp. 135-145.

11. Вишневский В.П. Цифровая экономика в условиях четвертой промышленной революции: возможности и ограничения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, СПб., 2019, т. 35, № 4.

12. Ступаков Н.В. Цифровая интеграция стран ЕАЭС и СНГ: политико-правовые основы развития интегрированной информационной системы евразийского сотрудничества. Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2019, №1, сс. 15-25.

13. Aguerre C. Digital trade in Latin America: mapping issues and approaches. Digital policy, regulation and governance, 2019, Vol. 21, N 1, pp. 2-18.

14. Retail e-commerce sales in Latin America from 2017 to 2022, Statista. Available at: https://www.statista.com/statistics/445860/retail-e-commerce-sales-latam/ (accessed 29.11.2019).

15. Suominen K. Fueling Digital Trade in Mercosur: A Regulatory Roadmap. Inter-American Development Bank report, IDB-TN-1549, October 2018. Available at: https://publications.iadb.org/en/fueling-digital-trade-mercosur-regulatory-roadmap (accessed 29.11.2019).

16. World Bank database. Indicators. Available at: https://data.worldbank.org/indi-cator?tab=all (accessed 29.11.2019).

17. Suominen K. Accelerating Digital Trade in Latin America and the Caribbean. Inter-American Development Bank Working Paper Series, N 790, March 2017. Available at: https://publications.iadb.org/en/accelerating-digital-trade-latin-america-and-caribbean (accessed 29.11.2019).

18. Cámara N., Tuesta D. Working paper DiGiX: The Digitization Index. BBVA Research N 17/03, February 2017. Available at: https://www.bbvaresearch.com/en/publicaciones/digix-the-digitization-index/ (accessed 29.11.2019).

19. Chakravorti B., Chaturvedi R. S. Digital planet 2017: How competitiveness and trust in digital economies vary across the world. The Fletcher School, Tufts University, 2017.

20. World Bank’s Exporter Dynamics Database. Available at: https://datacatalog.worldbank.org/dataset/exporter-dynamics-database (accessed 29.11.2019).

21. Possamai A. J. Digital Integration: the technological dimension of Mercosur. Panorama Internacional, 2015, Vol. 1, N 2. Available at: http://panoramainternacio-nal.fee.tche.br/en/article/integracao-digital-a-dimensao-tecnologica-do-mercosul/ (accessed 29.11.2019).

22. Global E-Government Survey, The United Nations Public Administration Network (UNPAN). Available at: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2018 (accessed 29.11.2019).

23. Ganter S. A., Sarikakis K. Priorities in global media policy transfer: Audiovisual and digital policy mutations in the EU, MERCOSUR and US triangle. European Journal of Communication, 2014, Vol. 29, N 1, pp. 17-33.

24. Железнова О.В. Интернет-индустрия Латинской Америки. Латинская Америка. М., 2011, № 3, сс. 23-38.

25. Framil L., Ovanessoff A. Here’s why Latin Americans will thrive in the age of the robots. World Economic Forum on Latin America, 2018. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2018/03/here-s-why-latin-americans-will-thrive-in-the-age-of-the-robots/ (accessed 29.11.2019).

26. Bew M., Burke M. S., Buehler M. How Latin America and the Caribbean can unlock its digital potential. World Economic Forum on Latin America, 2018. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2018/03/how-latin-america-and-the-caribbean-can-unlock-its-digital-potential/ (accessed 29.11.2019).

27. ASEAN Economic Community 2025 Consolidated Strategic Action Plan. Available at: https://asean.org/wp-content/uploads/2012/05/Updated-AEC-2025-CSAP-14-Aug-2018-final.pdf (accessed 29.11.2019).

28. Макарычева А. В. Информационное общество в Латинской Америке: перспективы становления. Латинская Америка, M., 2017, № 6, cc. 49-61.

29. Fondo Regional para la Innovación Digital en América Latina y el Caribe. Available at: https://programafrida.net/ (accessed 29.11.2019).

30. Herreros S. La regulación del comercio electrónico transfronterizo en los acuerdos comerciales. Algunas implicaciones de política para América Latina y el Caribe. CEPAL Serie Comercio Internacional, 2019, N 142, pp. 1-44.

31. Коваль А.Г. Министерская конференция ВТО в Буэнос-Айресе: вызовы для Латинской Америки. Латинская Америка, М., 2018, № 11, сс. 46-62.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх