Сотрудничество стран Латинской Америки и Карибского бассейна по поддержанию устойчивого развития региона

 
Код статьиS0044748X0005579-5-1
DOI10.31857/S0044748X0005579-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Соискатель
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 8
Страницы47-60
Аннотация

Обострение проблем охраны природы в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) является одной из причин углубления проблем социальных, а природные катаклизмы приводят к высоким экономическим издержкам. Латиноамериканские государства столкнулись с противоречивой и сложной ситуацией: с одной стороны — необходимость защиты окружающей среды и разумного использования ресурсов, а с другой, — интенсификация экономического развития. Понимание того, что ряд проблем можно преодолеть путем объединения усилий и сотрудничества в рамках региона, может перевесить существующие политические противоречия между странами. В ЛАКБ в последнее время уделяется много внимания «зеленой экономике», альтернативной энергетике, социальным аспектам. Сообщество стран Латинской Аме́рики и Карибского бассе́йна (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC) как механизм диалога и политических соглашений, несмотря на свою декларативность, имеет возможности для развития регионального взаимодействия по вопросам охраны окружающей среды и поиска модели устойчивого развития. Целью данной статьи является анализ всех аспектов взаимодействия стран ЛАКБ по вопросам охраны окружающей среды, развития человеческого потенциала и поиска модели устойчивого развития. Статья основана на положениях представителей неолиберальной школы международных отношений, поскольку в центре их внимания находятся такие проблемы, как международное сотрудничество между государствами и регионами, опора на принципы международного права и права человека, развитие свободной торговли, обеспечение невоенных аспектов безопасности.

Ключевые словаокружающая среда, природные катаклизмы, ЭКЛАК, CELAC, устойчивое развитие
Получено24.07.2019
Дата публикации24.07.2019
Кол-во символов38585
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Природоохранная и социально-экономическая ситуация в регионе

 

Проблемы сохранности окружающей среды, вызванные нещадной эксплуатацией природных ресурсов, приобретают глобальный характер и становятся крайне актуальными для стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Так, на восемь государств (Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Боливия, Перу, Эквадор и Венесуэла) приходится около 70% биоразнообразия планеты, однако окружающая среда там подвержена таким серьезным угрозам, как обезлесение, загрязнение и засуха. Треть исчезающих лесов мира находится в ЛАКБ (это более 860 млн га) и, прежде всего, в Бразилии, где в 2016 г. было уничтожено 7 464 кв. км джунглей Амазонии, и Колумбии, где ради выращивания коки ежегодно вырубается 300 тыс. га леса. Для производства одного грамма кокаина уничтожается в среднем 4 кв. м джунглей. С 1990 по 2015 г. регион потерял 9,4% лесов (95 млн га), в дельте Амазонки площадь лесного массива сократилась с 52,2 до 47,7%. Изменение системы землепользования в сельском хозяйстве в сторону более интенсивной эксплуатации является источником 42% выбросов парниковых газов в ЛАКБ (для сравнения: в мире — 18%) [1, с.28].

2 Кроме того, изменение подхода к землепользованию стало влиять на состояние водного баланса, что приводит к засухам и дефициту питьевой воды, осложняя в свою очередь социальную ситуацию. Расширение аграрных районов (26% экспорта стран региона приходится на сельскохозяйственную продукцию) ведет к потере лесного покрова. По данным Программы развития ООН (ПРООН) в ЛАКБ 6% засушливых земель превратилось в пустыни, а это составляло 20% полезной территории (300 млн га). К 2050 г. половина сельскохозяйственных земель вследствие деградации и эрозии почв вообще может прийти в полную негодность. Снижение продуктивности почвы в регионе происходит быстрее, чем в других частях света, а использование удобрений и пестицидов угрожает окружающей среде и здоровью населения. В Боливии, Перу, Чили и Эквадоре основные проблемы связаны с добычей полезных ископаемых, что приводит к загрязнению окружающей среды свинцом, ртутью, мышьяком и другими токсичными веществами, ведет к проблемам с обеспечением питьевой водой. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов затрагивает Коста-Рику, Мексику, Гватемалу. Загрязнение Мексиканского залива в результате разлива нефти стало крупнейшей экологической катастрофой в регионе [2, с.47].
3 Природные катаклизмы, связанные с наводнениями, засухой, оползнями и ураганами, число которых со второй половины ХХ в. неизменно растет, также причиняют значительный ущерб экономике стран региона. Четыре из наиболее пострадавших от стихийных бедствий за последние 20 лет стран находятся в ЛАКБ. С 1970 по 2013 г. в 16 странах региона погибло 43 тыс. человек, а 126 млн пострадало. В 2015 г. в эту десятку вошли Гватемала и Чили, в 2016 г. — Боливия, в 2017 г. — Пуэрто-Рико, а также Антигуа и Барбуда [3]. Перу понесло серьезные потери в результате наводнений и оползней из-за явления «El Niño», вызванного потеплением вод побережья, в результате чего погибло более 100 человек, пострадало 80% фермерских хозяйств (более 60 тыс. га), неисчислимый ущерб был причинен инфраструктуре страны. Почти четверть потерь и убытков, вызванных стихийными бедствиями в странах Латинской Америки, затрагивает сельскохозяйственный сектор (где занято более 33% активного населения), который имеет особое значение, поскольку регион является одним из крупнейших производителей продуктов питания в мире [4].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 975

Оценка читателей: голосов 0

1. Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL). Financiamiento de la Agenda 2030 para el Desarrollo Sostenible en América Latina y el Caribe: desafíos para la movilización de recursos, (LC/FDS.1/4). Santiago, Naciones Unidas, 2017, p. 32. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/41169-financiamiento-la-agenda-2030-desarrollo-sostenible-america-latina-caribe (accessed 22.06.2018).

2. Bárcena A., Samaniego J., Galindo L.M., Ferrer J., Alatorre J.E., Stockins P., Reyes O., Sánchez L., Mostacedo J. La economía del cambio climático. Una visión gráfica. Santiago, Naciones Unidas, 2017, p. 61. Available at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/42228/4/S1701215A_es.pdf (accessed 22.06.2018).

3. Colorado, Marina. Haití, Zimbabue y Fiyi fueron los tres países más afectados por condiciones climáticas extremas. Available at: http://www.france24.com/es/20171111-indice-riesgo-global-cambio-climatico (accessed 22.06.2018).

4. Nikoláeva L.B. Economía latinoamericana de cara a los cambios climáticos. Nuevas prioridades. Iberoamérica, 2018, no 4., pp. 5-26.

5. Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL). Actualización de Proyecciones de América Latina y el Caribe, 2015 – 2016. Available at: https://www.cepal.org/sites/default/files/pr/files/tabla_proyecciones_ee_americalatinaycaribe_2016_final-esp.pdf (accessed 22.06.2018), Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL). Actualización de proyecciones de crecimiento de América Latina y el Caribe en 2017 y 2018. Avail-able at: https://www.cepal.org/sites/default/files/pr/files/tabla_proyecciones_octubre2017.pdf (accessed 22.06.2018).

6. Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL). Anuario Estadístico de América Latina y el Caribe, 2017 (LC/PUB.2018/2-P). Santiago, Naciones Unidas, 2018, 139 p. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/ae2017 (accessed 22.06.2018).

7. Симонова Л.Н. (отв. ред.). Возможности и пределы инновационного развития Латинской Америки. М., ИЛА РАН, 2017, 552 с.

8. Aichi Biodiversity Targets. Available at: https://www.cbd.int/sp/targets/ (accessed 16.01.2019).

9. Parties to the Nagoya Protocol. Available at: https://www.cbd.int/abs/nagoya-protocol/signatories/ (accessed 16.01.2019).

10. Ministério das Relações Exteriores do Brasil. Organização do Tratado de Cooperação Amazônica (OTCA). Available at: http://www.itamaraty.gov.br/index.php?option=com_content&view=article&id=691:organizacao-do-tratado-de-cooperacao-amazonicaotca&catid=146:cha-mada-3&Itemid=434&lang=pt-br (accessed 22.06.2018).

11. Frank V., Picech M. Tendencias de la conflictividad socioambiental en América Latina y propuestas para su abordaje. Quito, Fundación Futuro Latinoamericano (FFLA), 2017, p. 78. Available at: https://www.ffla.net/en/component/docman/doc_details/320-tendencias-de-la-conflictividad-socioambiental-en-américa-latina-y-propuestas-para-su-abordaje.html (accessed 22.06.2018).

12. Foro Regional de Diálogo Constructivo en América Latina. Recursos Naturales, Territorio y Democracia. Memorias Foro Regional de Diálogo Constructivo en América Latina. Bogotá, 17-19 de octubre, 2017. Available at: https://www.ffla.net/en/component/docman/doc_details/324-memorias-foro-regional-diálogo-constructivo-en-américa-latina-2017.html (accessed 22.06.2018).

13. Casas Varez M. La transversalización del enfoque de género en las políticas públicas frente al cambio climático en América Latina. Santiago, Naciones Unidas, 2017, p. 102. Available at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/41101/1/S1700115_es.pdf (accessed 17.01.2019).

14. CEPAL publica: "Recursos naturales: situación y tendencias para una agenda de desarrollo regional en América Latina y el Caribe". Available at: https://www.cepal.org/es/notas-informativas/cepal-publica-recursos-naturales-situacion-y-tendencias-para-una-agenda-de (accessed 22.06.2018).

15. Renewable Energy Statistics 2016. Latin America and the Caribbean. Available at: https://www.irena.org//media/Files/IRENA/Agency/Publication/2016/IRENA_LAC_RE_Statistics_2016.pdf (accessed 17.01.2019).

16. Renewable Energy Policy Network for the 21st Century. Renewables 2017. Global status report, Paris, Renewable Energy Policy Network for the 21st Century, 2017, 302 p. Available at: http://www.ren21.net/wp-content/uploads/2017/06/178399_GSR_2017_Full_Report_ 0621_Opt.pdf (accessed 22.06.2018).

17. Centro de Estudios Estratégicos de Defensa (CEED), CDS UNASUR. La Defensa y los Recursos Naturales en Suramérica. Aportes para una Estrategia Regional. Buenos Aires, Centro de Estudios Estratégicos de Defensa (CEED, CDS UNASUR), 2014, p. 24. Available at: http://ceed.unasursg.org/Espanol/09-Downloads/Biblioteca/DEF-RRNN.pdf (accessed 22.06.2018).

18. Centro de Estudios Estratégicos de Defensa (CEED), CDS UNASUR. Estudio Prospectivo Suramérica 2025. Primera Parte. Buenos Aires, Centro de Estudios Estratégicos de Defensa (CEED, CDS UNASUR), 2015, 381 p. Available at: http://ceed.unasursg.org/Espanol/09-Downloads/Biblioteca/RRNN2025.pdf (accessed 22.06.2018).

19. University of Cambridge: Cambridge Institute for Sustainability Leadership. Green Growth Platform announced today in the Pacific Alliance. Available at: https://www.cisl.cam.ac.uk/business-action/low-carbon-transformation/green-growth-platform/news/ggp-announced-in-the-pacific-alliance (accessed 22.06.2018).

20. Castro Pereira, Joana. Green energy in Latin America: opportunities for the EU-LAC coop-eration for the EU-LAC cooperation. Available at: https://eulacfoundation.org/sites/eulacfoundation.org/files/files/CastroPereira_EN.pdf (accessed 22.06.2018).

21. Declaración Política de Punta Cana. V Cumbre de Jefas y Jefes de Estado y de Gobierno de la CELAC. Punta Cana, Rep. Dominicana. Available at: http://www.sela.org/media/2463711/declaracion-politica-de-punta-cana.pdf (accessed 08.07.2018).

22. Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL). Informe anual sobre el progreso y los desafíos regionales de la Agenda 2030 para el Desarrollo Sostenible en América Latina y el Caribe (LC/L.4268(FDS.1/3)/Rev.1). Santiago, Naciones Unidas, 2017, p. 119. Availa-ble at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/41173/S1700475_es.pdf?se-quence=7&isAllowed=y (accessed 17.01.2019).

23. Mamani F.H. Vivir Bien/Buen Vivir: Filosofía, Políticas, Estrategias y Experiencias Regionales Andinas. Lima, CAOI, 2010, p.80.

24. CELAC 2020 Planning Agenda Proposal. Available at: http://www.sela.org/media/2087636/2020-agenda-en.pdf (accessed 08.07.2018).

25. Plan de Acción de la CELAC 2017. Available at: https://celac.rree.gob.sv/plan-de-accion-de-la-celac-punta-cana-2017 (accessed 17.01.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх