Time of bossa nova

 
PIIS0044748X0004724-5-1
DOI10.31857/S0044748X0004724-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 5
Pages100-106
Abstract

The paper is dedicated to one of the brightest phenomena of the Brazilian culture — bossa nova, the 60th anniversary of which was celebrated in Brazil throughout 2018. The author analyzes this phenomenon in the context of the epoch of its inception, con-sidering its evolution from the moment of its origin to the present day. The musical characteristics of this style are presented, it tells about its creators and performers and how the celebration of the jubilee took place in the homeland of the boss.

KeywordsBossa Nova, Brazilian music, national identity, João Gilberto, António Carlos Jobim
Received26.04.2019
Publication date26.04.2019
Number of characters15759
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Хорошо помню свое первое знакомство с босса-новой. Оно состоялось еще в годы учебы в МГУ, когда возникла моя любовь к бразильской музыке, длящаяся по сей день. Однажды в исполнении Фрэнка Синатры я услышала композицию, значительно отличавшуюся от его сугубо «американского» репертуара. Это была, как я выяснила позже, хрестоматийная босса-нова под названием «Корковаду», написанная одним из родоначальников жанра, впоследствии всемирно известным Антониу Карлусом Жобимом, или просто Томом Жобимом. Тогда меня поразили совершенно новое для меня звучание оркестра и вокал, которые как бы поменялись местами, и, конечно же, текстизысканный и лиричный. В тот момент я еще не знала, что это был перевод с португальского, надо сказать, довольно далекий от оригинала, но сделанный исключительно талантливо. Вскоре я поняла, что испытанный мной тогда, как теперь принято говорить, культурный шок был, прежде всего, вызван необычайно заразительным настроением, сочетавшим в себе, казалось бы, несочетаемые элементы — грусть, которую лучше всего выражает трудно переводимое португальское слово «saudade» и одновременно то, что называется «joixdevivre»радость бытия. Вскоре я узнала, что мое восприятие меня не обмануло: композиция, которая ознаменовала рождение босса-новы, называлась «Chegadesaudade»(«Довольно грустить»).

Однако — все по порядку.

2 Бразильцы очень бережно относятся к своему культурному наследию. Проявлением этого бережного отношения служат и регулярно отмечаемые юбилеи тех или иных явлений бразильской культуры, связанных со становлением и формированием национальной идентичности. Так, 2017 г. прошел под знаком 95-летия Недели современного искусства, а 2018 г. был ознаменован празднованием 60-летия босса-новы — музыкального стиля, рожденного в Бразилии и впоследствии получившего признание во всем мире. Каким же видится это явление сегодня, спустя шесть десятилетий? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истокам и к той атмосфере, в которой оно возникло.
3

В период правления президента Жуселину Кубичека (1956—1961) в социально-политической и экономической жизни Бразилии произошли значительные перемены, которые незамедлительно стали ощущаться и в культуре. «Годы пребывания у власти Жуселину Кубичека могут рассматриваться как время политической стабильности, — пишет бразильский историк Борис Фаусту. — Более того, это были годы оптимизма, на которые пришлись высокие показатели экономического роста, годы воплощения мечты — строительство новой столицы страны, Бразилиа. Лозунг «за пять лет пройти путь в 50 лет» нашел отклик среди широких народных массах»1. И, действительно, страна жила в состоянии эйфории. Она сопровождалась настоящей революцией в поведении молодых людей — новой манерой одеваться (джинсы, темные очки), новыми музыкальными пристрастиями, прежде всего, повальным увлечением рок-н-роллом, безграничным стремлением к свободе самовыражения, прежде всего творческого. Эти веяния проявились во всех сферах художественной культуры литературе, архитектуре, изобразительном искусстве, театре, кино и, конечно же, в музыке. В то время как в Сан-Паулу бурно развивалась промышленность, в культурной столице страны, Рио-де Жанейро, художники и интеллектуалы продолжатели традиций модернизма, укрепляли связи с творческой элитой. Стали регулярными встречи музыкантов и исполнителей нового направления, проходившие в квартирах в южной зоне Рио-де-Жанейро, самой известной из которых стала квартира певицы Нары Леау, признанной впоследствии «музой боссы-новы», а также в барах, в частности, в баре «Пенья да Лапа», расположенном на Копакабане.

1. Б. Фаусту. Краткая история Бразилии. М., Весь мир, 2013, с 312.

Number of purchasers: 3, views: 616

Readers community rating: votes 0

1. B. Faustu. Kratkaya istoriya Brazilii. M., Ves' mir, 2013, s 312.

2. R. Brito. "Balanço da Bossa e Outras Bossas". São Paulo, 1974, p. 17.

3. G. Gouvea dos Santos. A bossa nova e a ideia de um Brasil Moderno. — Available at: https://terceirocolegiojoseense.wordpress.com/2013/09/08 (accessed 15.01.2019).

4. Z. Homem de Mello. A trajetória do samba-canção. São Paulo, 2017, p 138.

5. R. Castro. Bossa Nova: The Story of the Brazilian Music That Seduced the World. Chicago, 2004, p. 207.

6. A. Borges Cordeiro. Bossa Nova completa 60 anos; especialistas analisam a gênese do gênero. — Available at: https://www.folhape.com.br/diversao/diversao/musica/2018/07 (accessed 31.01.2019).

Система Orphus

Loading...
Up