Время босса-новы

 
Код статьиS0044748X0004724-5-1
DOI10.31857/S0044748X0004724-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 5
Страницы100-106
Аннотация

Cтатья посвящена одному из ярчайших феноменов бразильской культуры — босса-нове, 60-летие которой отмечалось в Бразилии на протяжении всего 2018 г. Автор анализирует данное явление в контексте эпохи его зарождения, рассматривая эволюцию с момента возникновения и вплоть до сегодняшнего дня. Представлены музыкальные характеристики этого стиля, рассказывается о его создателях и исполнителях и том, как происходило празднование юбилея на родине босса-новы.

Ключевые словабосса-нова, бразильская музыка, национальная идентичность, Жоау Жилберту, Антониу Карлус Жобим
Получено26.04.2019
Дата публикации26.04.2019
Кол-во символов15759
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Хорошо помню свое первое знакомство с босса-новой. Оно состоялось еще в годы учебы в МГУ, когда возникла моя любовь к бразильской музыке, длящаяся по сей день. Однажды в исполнении Фрэнка Синатры я услышала композицию, значительно отличавшуюся от его сугубо «американского» репертуара. Это была, как я выяснила позже, хрестоматийная босса-нова под названием «Корковаду», написанная одним из родоначальников жанра, впоследствии всемирно известным Антониу Карлусом Жобимом, или просто Томом Жобимом. Тогда меня поразили совершенно новое для меня звучание оркестра и вокал, которые как бы поменялись местами, и, конечно же, текстизысканный и лиричный. В тот момент я еще не знала, что это был перевод с португальского, надо сказать, довольно далекий от оригинала, но сделанный исключительно талантливо. Вскоре я поняла, что испытанный мной тогда, как теперь принято говорить, культурный шок был, прежде всего, вызван необычайно заразительным настроением, сочетавшим в себе, казалось бы, несочетаемые элементы — грусть, которую лучше всего выражает трудно переводимое португальское слово «saudade» и одновременно то, что называется «joixdevivre»радость бытия. Вскоре я узнала, что мое восприятие меня не обмануло: композиция, которая ознаменовала рождение босса-новы, называлась «Chegadesaudade»(«Довольно грустить»).

Однако — все по порядку.

2 Бразильцы очень бережно относятся к своему культурному наследию. Проявлением этого бережного отношения служат и регулярно отмечаемые юбилеи тех или иных явлений бразильской культуры, связанных со становлением и формированием национальной идентичности. Так, 2017 г. прошел под знаком 95-летия Недели современного искусства, а 2018 г. был ознаменован празднованием 60-летия босса-новы — музыкального стиля, рожденного в Бразилии и впоследствии получившего признание во всем мире. Каким же видится это явление сегодня, спустя шесть десятилетий? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истокам и к той атмосфере, в которой оно возникло.
3

В период правления президента Жуселину Кубичека (1956—1961) в социально-политической и экономической жизни Бразилии произошли значительные перемены, которые незамедлительно стали ощущаться и в культуре. «Годы пребывания у власти Жуселину Кубичека могут рассматриваться как время политической стабильности, — пишет бразильский историк Борис Фаусту. — Более того, это были годы оптимизма, на которые пришлись высокие показатели экономического роста, годы воплощения мечты — строительство новой столицы страны, Бразилиа. Лозунг «за пять лет пройти путь в 50 лет» нашел отклик среди широких народных массах»1. И, действительно, страна жила в состоянии эйфории. Она сопровождалась настоящей революцией в поведении молодых людей — новой манерой одеваться (джинсы, темные очки), новыми музыкальными пристрастиями, прежде всего, повальным увлечением рок-н-роллом, безграничным стремлением к свободе самовыражения, прежде всего творческого. Эти веяния проявились во всех сферах художественной культуры литературе, архитектуре, изобразительном искусстве, театре, кино и, конечно же, в музыке. В то время как в Сан-Паулу бурно развивалась промышленность, в культурной столице страны, Рио-де Жанейро, художники и интеллектуалы продолжатели традиций модернизма, укрепляли связи с творческой элитой. Стали регулярными встречи музыкантов и исполнителей нового направления, проходившие в квартирах в южной зоне Рио-де-Жанейро, самой известной из которых стала квартира певицы Нары Леау, признанной впоследствии «музой боссы-новы», а также в барах, в частности, в баре «Пенья да Лапа», расположенном на Копакабане.

1. Б. Фаусту. Краткая история Бразилии. М., Весь мир, 2013, с 312.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 575

Оценка читателей: голосов 0

1. Б. Фаусту. Краткая история Бразилии. М., Весь мир, 2013, с 312.

2. R. Brito. "Balanço da Bossa e Outras Bossas". São Paulo, 1974, p. 17.

3. G. Gouvea dos Santos. A bossa nova e a ideia de um Brasil Moderno. — Available at: https://terceirocolegiojoseense.wordpress.com/2013/09/08 (accessed 15.01.2019).

4. Z. Homem de Mello. A trajetória do samba-canção. São Paulo, 2017, p 138.

5. R. Castro. Bossa Nova: The Story of the Brazilian Music That Seduced the World. Chicago, 2004, p. 207.

6. A. Borges Cordeiro. Bossa Nova completa 60 anos; especialistas analisam a gênese do gênero. — Available at: https://www.folhape.com.br/diversao/diversao/musica/2018/07 (accessed 31.01.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх