Соблазненные силой: движение «леопардов» — фашизм в колумбийской политике (1920—1930-е годы)

 
Код статьиS0044748X0004722-3-1
DOI10.31857/S0044748X0004722-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 5
Страницы76-89
Аннотация

В середине 20-х годов ХХ в. в Колумбии на фоне морально-политического кризиса консерваторов в среде консервативной нонконформистской молодежи и праворадикальной интеллигенции возникло протофашистское движение «леопардов», оказывавшее существенное влияние на политическую жизнь в стране. В 30-е годы движение сформировало собственную политическую партию, ставшую влиятельной силой в департаментах Кальдас и Антиокия. Протофашистские организации в Колумбии возникали под воздействием международных событий, среди которых, прежде всего — Гражданская война в Испании. Протофашисты в Колумбии так и не смогли окончательно порвать с консервативной партией, а с началом Второй мировой войны были вынуждены свернуть независимую деятельность и вернуться в лоно партии. Данная статья посвящена анализу идейно-политического багажа колумбийских протофашистов и их организационной эволюции.

Ключевые словафашизм, фалангизм, консерватизм, правый национализм, Колумбия, Сильвио Вильегас
Получено26.04.2019
Дата публикации26.04.2019
Кол-во символов42353
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В 1920-е годы консервативный режим в Колумбии находился в упадке и переживал период обесценивания идеологических принципов под напором коррупционных скандалов, политиканства и общей усталости от идейно-политического застоя, отсутствия у консерваторов проекта будущего страны. Среди молодежи и вообще в общественном сознании происходила поляризация, с одной стороны, на сторонников левых, революционных социалистов и даже социалиствующих либералов, с симпатией взиравших на российский опыт, а с другой стороны — на крайне правых, видевших выход из положения в новом типе авторитарной власти. Газеты писали: «Привлекательность диктатуры охватила многих, и даже среди консерваторов было немало тех, кто вслед за левыми предлагали экзотические решения, опиравшиеся на фигуры итальянского и испанского диктаторов, местные образчики Муссолини и Примо де Риверы хотят прийти к власти и на наших землях»1.

1. R. Arías Trujillo. Los leopardos. Una historia intelectual de los años 1920. Bogotá, Universidad de los Andes, 2013, p. 281.
2 В Колумбии идеи авторитаризма нашли отклик среди молодой интеллигенции, прежде всего, так называемого поколения Столетия республики. Первоначально эти идеи воспринимались через имевших большое влияние на колумбийскую общественную мысль писателей и публицистов испанского поколения 1898 г. Самой благоприятной средой для подобных идей были молодые интеллектуалы, состоявшие в рядах Колумбийской консервативной партии (Partido Conservador Colombiano, PCC) или ассоциировавшие себя с нею. Колумбийским политикам были близки идеи, распространенные в Испании, в частности, идеи испанизма испанских публицистов Марселино Менендеса Пелайо и Рамиро де Маэcту; политически они ориентировались на католический консерватизм испанского общественно-политического деятеля и юриста Хосе Марии Хиля Роблеса. Представители более радикальных групп ориентировались на позиции испанского политика-фалангиста Хосе Антонио Примо де Риверу, а затем и итальянских фашистов. Позднее обе группы объединяли симпатии к фалангизму и франкизму.
3

Молодые консерваторы-нонконформисты: «леопарды»

 

В рядах консерваторов и среди публицистов-модернистов, нонконформистов возникло ультраправое молодежное движение, группировавшееся вокруг газеты «El Nuevo Tiempo» и журнала «El Gráfico». Молодые нонконформисты, в том числе придерживавшиеся консервативных взглядов, с энтузиазмом восприняли мятежный дух аргентинской университетской реформы 1918 г.2. Они не желали следовать за традиционными политическими лидерами Колумбии, которые, с точки зрения молодых нонконформистов, полностью дискредитировавшими себя и предали забвению доктринальные основы их партии. В 1924 г. движение молодых нонконформистов в рядах PCC оформилось в политическую группу «леопардов», называвшуюся так по сокращенному имени Организованного легиона для реставрации общественного порядка (Legión Organizada para la Restauración del Órden Social)3. Они призывали к обновлению консервативной партии, возвращению к истокам консервативной идеологии, основанной на папских энцикликах, — вплоть до признания списка запрещенных книг Силлабус. В группу входили такие яркие интеллектуалы, публицисты и писатели, как Сильвио Вильегас, Аугусто Рамирес Морено, Хосе Камачо Карреньо, Хоакин Фидальго, Элисео Аранго. Их идолом был Муссолини, а главными врагами — масоны, либералы и социалисты.

2. C. A. Ayala Diago. El porvenir del pasado: Gilberto Alzate Avendaño, sensibilidad leoparda y democracia. La derecha colombiana de los años treinta. Bogotá, Fundación Gilberto Alzate Avendaño, 2007, p. 73—74.

3. A. F. Agudelo González. Fragmentación discursiva en el Partido Conservador: leopardos y laureanistas. — Revista política colombiana. 2010, Julio—Septiembre, p. 92.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 625

Оценка читателей: голосов 0

1. R. Arías Trujillo. Los leopardos. Una historia intelectual de los años 1920. Bogotá, Universidad de los Andes, 2013, p. 281.

2. C. A. Ayala Diago. El porvenir del pasado: Gilberto Alzate Avendaño, sensibilidad leoparda y democracia. La derecha colombiana de los años treinta. Bogotá, Fundación Gilberto Alzate Avendaño, 2007, p. 73—74.

3. A. F. Agudelo González. Fragmentación discursiva en el Partido Conservador: leopardos y laureanistas. — Revista política colombiana. 2010, Julio—Septiembre, p. 92.

4. R. Arías Trujillo. Op. cit., pp. 84—86.

5. El Gráfico, 22.XII.1925.

6. El fascismo en Brasil y América Latina: ecos europeos y desarrollos autóctonos. Coord. F. Savarino Roggero, J. Fábio Bertonha. México, INAH, 2013, p. 36.

7. S. Villegas. No hay enemigos a la derecha (materiales para una teoría nacionalista). Manizales, Ed. Arturo Zapata, 1937, p. 24.

8. C. A. Аyala Diago. La conquista de la calle y la resistencia conservadora a las reformas liberales del año 1936 // Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura, 2007, N 34, p. 230.

9. Antología del pensamiento conservador en Colombia. Bogotá, Instituto Colombiano de Cultura, 1982, Vol. 1, p. 658.

10. La Patria Nueva. Bogotá, 07.VIII.1930, p. 2—3.

11. S. Villegas. Op. cit., p. 17.

12. J. Guerrero Barón. El proceso político de las derechas en Colombia y los imaginarios sobre las guerras internacionales 1930—1945. La guerra con el Perú, la guerra civil española y la Segunda Guerra Mundial, el ascenso del fascismo y la construcción del discurso del odio. Tunja, UPTC, 2014, p. 97.

13. R. Arías Trujillo. Op. cit., p. 44.

14. C. M. Torres del Rio. Colombia. Siglo XX. Desde la guerra de los Mil días hasta la elección de Álvaro Uribe. Bogotá, Ed. Norma, 2010, p. 59—60.

15. J. Camacho Carreño. El último leopardo: capítulos de la República Liberal que no se le olvidaron a un conservador. Bogotá, Mundo al día, 1935, p. 8—9.

16. La Patria Nueva. Bogotá, 07.VIII.1930, p. 5.

17. Antología del pensamiento conservador en Colombia, Vol. 1, p. 682.

18. A. F. Agudelo González. Op. cit., p. 102.

19. R. Arías Trujillo. Op. cit., p. 171.

20. S. Villegas. Op. cit., p. 156.

21. C. A. Ayala Diago. Trazos y trozos sobre el uso y abuso de la Guerra Civil Española en Colombia // Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura, 2011, N 2, p. 133.

22. R. Arías Trujillo. Op. cit., p. 130.

23. Antología del pensamiento conservador en Colombia. Vol. 1, p. 680.

24. S. Villegas. Op. cit., p. 231.

25. Ibid., p. 201.

26. Antología del pensamiento conservador en Colombia, Vol. 1, p. 676—678.

27. C. A. Аyala Diago. La conquista de la calle, p. 214.

28. R. Arías Trujillo. Op. cit., p. 30.

29. C. A. Ayala Diago. El porvenir del pasado, p. 43.

30. Patria Nueva. Bogotá, 24.V.1930, N 4, p. 4.

31. S.V i l l e g a s. Op. cit., p. 143.

32. Antología del pensamiento conservador en Colombia. Op. cit., p. 671.

33. R. Arías Trujillo. Op. cit., p. 194—195.

34. Patria Nueva. Bogotá, 24.V.1930, N 4, p. 8.

35. J. A. Hernández García. La Guerra civil española y Colombia. Influencia del principal conflicto mundial de entreguerras en Colombia. Bogotá, Universidad de la Sabana, 2006, p. 74.

36. C. A. Аyala Diago. La conquista de la calle, p. 219.

37. C. A. Ayala Diago. Trazos y trozos, p. 138.

38. Ibid., p. 120.

39. S. Villegas. Op. cit., p. 108—109.

40. J. A. Hernández García. Op. cit., p. 70—71.

41. Cit. por J. Guerrero Barón. Op. cit., p. 311—312.

42. C. A. Ayala Diago. Inventando al Mariscal: Gilberto Alzate Avendaño, circularidad ideológica y mímesis política. Bogotá, Fundación Gilberto Alzate Avendaño, 2010, p. 55.

43. Ibid., p. 56.

44. C. A. Ayala Diago. Trazos y trozos, p. 125.

45. C. M. Torres del Rio. Op. cit., p. 97.

46. S. Botero. La reforma constitucional de 1936,
el Estado y las políticas sociales en Colombia // Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura, 2006, N 33, p. 94.

47. C. A. Аyala Diago. La conquista de la calle, p. 214.

48. Ibid., p. 221.

49. J. A. Hernández García. Op. cit., p. 52—54.

50. J. A. Hernández. Los leopardos y el fascismo en Colombia // Historia y Comunicación social, 2000, N 5, p. 224.

51. P. J. Gómez Prieto. Análisis del ideario fascista de Gilberto Alzate Avendaño y el grupo los leopardos, y su influencia en el discurso ideológico del grupo neonazi Tercera Fuerza. Tesis. Bogotá. Universidad Mayor de Nuestra Señora del Rosario, 2013, p. 13 (non publ.).

52. E. Sáenz Rovner. Laureano Gómez, entre la ideología y pragmatismo. — Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura, 2001, N 28, p. 40—41.

53. J. A. Hernández García. La Guerra civil española y Colombia, p. 48—49.

54. C. M. Torres del Rio. Op. cit., p. 97.

55. R. Emiliani Roman. Laureano el grande. Bogotá, Universidad Católica de Colombia, 1989, p. 72.

56. Antología del pensamiento conservador en Colombia, p. 500.

57. J. A. Hernández García. La Guerra civil española y Colombia, p. 45—47.

58. H. Figueroa Salamanca, C. Tuta Alarcón. El estado corporativo colombiano: una propuesta de derechas, 1930—1953. — Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura, 2005, N 32, p. 117.

59. D. N. Pardo Motta. Laureano Gómez Castro y su proyecto de la reforma constitucional (1951—1953). Bogotá, Universidad del Rosario, 2008, p. 60.

60. J. A. Hernández. Los leopardos y el fascismo en Colombia, p. 224—225.

61. D. Pécaut. Orden y violencia: Colombia 1930—1953. Medellín, Universidad Eafit, 2012, p. 293—295.

62. J. Guerrero Barón. Op. cit., p. 311.

63. F. A. Molina. Laureano Gómez. Historia de una rebeldía. Bogotá, Voluntad, 1940, p. 254—255.

64. C. M. Torres del R i o. Op. cit., p. 114.

65. A. L. Atehortúa Cruz. De López Pumarejo a Rojas Pinilla: partidos, violencia y ejército (1934—1957). Bogotá, Universidad Militar Nueva Granada, 2010, p. 30.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх