Авторское кино Испании в контексте культурной идентичности

 
Код статьиS0044748X0004373-9-1
DOI10.31857/S0044748X0004373-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки, РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 4
Страницы90-103
Аннотация

В статье идет речь о роли киноискусства в эпоху глобализации, прежде всего, об авторском кино как проводнике культурной идентичности. В этом контексте рассматривается творчество некоторых наиболее значительных испанских кинорежиссеров.

Ключевые словаавторское кино, культурная идентичность, своеобразие традиций культуры
Получено28.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов31869
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В последние десятилетия мировая кинематография переживает один из самых сложных и сумбурных периодов, что связано с целым рядом причин, хотя многие из них существовали и раньше и так или иначе касались бесконечного пространства культурной идентичности. С ней пересекаются главные «вечные» темы киноискусства: глобализация с «прилагающейся» к ней стандартизацией и неотъемлемая от самой природы кино двойственность его как искусства и как производства. Конечно, и эти факторы влияния на ситуацию в кино неоднозначны и включают в себя множество вариантов. Это, прежде всего, касается процессов глобализации, которая не сводится только к унификации, но и открывает безграничные творческие возможности. А две стороны кинопроцесса — художественная и производственно-экономическая — далеко не всегда противостоят друг другу, но могут взаимодействовать слаженно и вполне органично.
2 Глобализация, будучи сложным, многомерным и многоуровневым феноменом, разными ипостасями проявляется как в политике и экономике, так и в культуре. Модернизация, бурно распространяющаяся благодаря глобализации, предоставляет невиданные прежде возможности во всех сферах жизни. Всеобщая открытость, взаимодействие и взаимовлияние пробуждают интерес к другим культурам, влекут за собой обогащение опытом, необходимым для полноценного развития культурных процессов. Вместе с тем некоторые аспекты глобальных изменений часто приводят и к негативным последствиям, в частности, к полному нивелированию национальных особенностей культуры.
3 Как пишет доктор философских наук, культуролог Николай Андреевич Хренов, «подлинная идентичность народа, сохранение которой позволяет ему выживать и преодолевать социальную аномию, создается его культурой. Если в результате активной вестернизации эта культура активно размывается, то утрачивается идентичность, и народ рискует раствориться в общих идентификационных процессах, которые ни в коей мере не являются синонимом глобализационных процессов»1.
4 Киноискусство обладает уникальными возможностями преобразования идентичности культуры в своеобразные, в присущие только ему художественные формы. Многим кинематографистам удается передать суть культурной идентичности, ее дух, хотя для этого им часто приходится балансировать на стыке множества проблем, находясь в вечной зависимости от финансовой составляющей кинопроцесса, успешности проката и так далее. Нельзя не отметить, что тех, кто ориентируется исключительно на получение прибыли и бесконечно далек от мук творчества, в современную эпоху неизмеримо больше. И чисто коммерческие проекты, как правило, выстроенные по известным стандартам, становятся заманчивыми моделями в силу своей финансовой успешности. «Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств, — писал Андрей Арсеньевич Тарковский. — Кино пользуются, как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают. Поэтому принято считать: чтобы картина считалась хорошей, она должна продаваться. Если же мы думаем о кино как об искусстве, такой подход абсурден… Единственный путь к зрителю для режиссера — быть самим собой»2.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 663

Оценка читателей: голосов 0

1. Современные трансформации российской культуры, М., Наука, 2005, с.614.

2. Искусство кино, 1992, № 4, с. 119.

3. Ж. Садуль. Всеобщая история кино 1914—1920. М., Искусство, 1961, т. 3, с. 625.

4. Enciclopedia Cinematográfica Mexicana. México, 1955, p. 847.

5. В.Б. Земсков. О литературе и культуре Нового Света, М.- СПб., Гнозис, 2014, с. 12.

6. Caparros Lera. Historia crítica del cine español. Barcelona, 1999, p. 128-129.

7. S. Neale. Art Cinema as Institution. — Screen, 1981 vol. 22, p. 13-14.

8. Erice Victor. El latido del tiempo. — Available at: http//elpais.com/dia-rio/2004/01/23cine/1074812407_850215.html (accessed 12.02.2019).

9. J. Pérez Perucha. Un siglo del cine español. Madrid, 2000, p. 312.

10. R.M. del Valle Inclán. Luces de bohemia. Madrid, Espasa-Calpe, 1961, p. 64.

11. Х. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. М., 1991, с. 549

12. Ibid., p. 548.

13. И.А. Тертерян. «Виридиана» и испанская культура XX века». — Луис Бунюэль. М., Искусство, 1979, с. 92.

14. Ibid., p. 79.

15. A.A lmago. Constantes de lo español en la historia y en el arte. Madrid, 1955, p. 17.

16. Культура современной Испании. М., Наука, 2005, с. 155.

17. Подробнее см.: Л.В. Ростоцкая. «Эстетика «медленного кино» в фильмах Альберта Серры». — Латинская Америка, 2019, № 2.

18. Культура современной Испании. Op. cit., p. 25.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх