Author`s cinema of Spain in the context of cultural identity

 
PIIS0044748X0004373-9-1
DOI10.31857/S0044748X0004373-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Latin American studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 4
Pages90-103
Abstract

The article deals with role of cinema in the era of globalization, first of all, the author`s cinema as conductor of cultural identity. In this context we consider the work of some of the most important Spanish filmmakers.

Keywordsauthor`s cinema, cultural identity, originality of cultural traditions
Received28.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters31869
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В последние десятилетия мировая кинематография переживает один из самых сложных и сумбурных периодов, что связано с целым рядом причин, хотя многие из них существовали и раньше и так или иначе касались бесконечного пространства культурной идентичности. С ней пересекаются главные «вечные» темы киноискусства: глобализация с «прилагающейся» к ней стандартизацией и неотъемлемая от самой природы кино двойственность его как искусства и как производства. Конечно, и эти факторы влияния на ситуацию в кино неоднозначны и включают в себя множество вариантов. Это, прежде всего, касается процессов глобализации, которая не сводится только к унификации, но и открывает безграничные творческие возможности. А две стороны кинопроцесса — художественная и производственно-экономическая — далеко не всегда противостоят друг другу, но могут взаимодействовать слаженно и вполне органично.
2 Глобализация, будучи сложным, многомерным и многоуровневым феноменом, разными ипостасями проявляется как в политике и экономике, так и в культуре. Модернизация, бурно распространяющаяся благодаря глобализации, предоставляет невиданные прежде возможности во всех сферах жизни. Всеобщая открытость, взаимодействие и взаимовлияние пробуждают интерес к другим культурам, влекут за собой обогащение опытом, необходимым для полноценного развития культурных процессов. Вместе с тем некоторые аспекты глобальных изменений часто приводят и к негативным последствиям, в частности, к полному нивелированию национальных особенностей культуры.
3 Как пишет доктор философских наук, культуролог Николай Андреевич Хренов, «подлинная идентичность народа, сохранение которой позволяет ему выживать и преодолевать социальную аномию, создается его культурой. Если в результате активной вестернизации эта культура активно размывается, то утрачивается идентичность, и народ рискует раствориться в общих идентификационных процессах, которые ни в коей мере не являются синонимом глобализационных процессов»1.
4 Киноискусство обладает уникальными возможностями преобразования идентичности культуры в своеобразные, в присущие только ему художественные формы. Многим кинематографистам удается передать суть культурной идентичности, ее дух, хотя для этого им часто приходится балансировать на стыке множества проблем, находясь в вечной зависимости от финансовой составляющей кинопроцесса, успешности проката и так далее. Нельзя не отметить, что тех, кто ориентируется исключительно на получение прибыли и бесконечно далек от мук творчества, в современную эпоху неизмеримо больше. И чисто коммерческие проекты, как правило, выстроенные по известным стандартам, становятся заманчивыми моделями в силу своей финансовой успешности. «Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств, — писал Андрей Арсеньевич Тарковский. — Кино пользуются, как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают. Поэтому принято считать: чтобы картина считалась хорошей, она должна продаваться. Если же мы думаем о кино как об искусстве, такой подход абсурден… Единственный путь к зрителю для режиссера — быть самим собой»2.

Number of purchasers: 2, views: 994

Readers community rating: votes 0

1. Sovremennye transformatsii rossijskoj kul'tury, M., Nauka, 2005, s.614.

2. Iskusstvo kino, 1992, № 4, s. 119.

3. Zh. Sadul'. Vseobschaya istoriya kino 1914—1920. M., Iskusstvo, 1961, t. 3, s. 625.

4. Enciclopedia Cinematográfica Mexicana. México, 1955, p. 847.

5. V.B. Zemskov. O literature i kul'ture Novogo Sveta, M.- SPb., Gnozis, 2014, s. 12.

6. Caparros Lera. Historia crítica del cine español. Barcelona, 1999, p. 128-129.

7. S. Neale. Art Cinema as Institution. — Screen, 1981 vol. 22, p. 13-14.

8. Erice Victor. El latido del tiempo. — Available at: http//elpais.com/dia-rio/2004/01/23cine/1074812407_850215.html (accessed 12.02.2019).

9. J. Pérez Perucha. Un siglo del cine español. Madrid, 2000, p. 312.

10. R.M. del Valle Inclán. Luces de bohemia. Madrid, Espasa-Calpe, 1961, p. 64.

11. Kh. Ortega-i-Gasset. Degumanizatsiya iskusstva. M., 1991, s. 549

12. Ibid., p. 548.

13. I.A. Terteryan. «Viridiana» i ispanskaya kul'tura XX veka». — Luis Bunyuehl'. M., Iskusstvo, 1979, s. 92.

14. Ibid., p. 79.

15. A.A lmago. Constantes de lo español en la historia y en el arte. Madrid, 1955, p. 17.

16. Kul'tura sovremennoj Ispanii. M., Nauka, 2005, s. 155.

17. Podrobnee sm.: L.V. Rostotskaya. «Ehstetika «medlennogo kino» v fil'makh Al'berta Serry». — Latinskaya Amerika, 2019, № 2.

18. Kul'tura sovremennoj Ispanii. Op. cit., p. 25.

Система Orphus

Loading...
Up