Актуальная повестка дня: проблемы латиноамериканской молодежи (Окончание. Начало в №1 2019 г.)

 
Код статьиS0044748X0003710-0-1
DOI10.31857/S0044748X0003710-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 2
Страницы31-44
Аннотация

Статья содержит разносторонний анализ положения молодежи в странах Латино-Карибской Америки (ЛКА), который показывает, насколько велика доля молодых людей, проживающих в бедности, оторванных от системы образования, исключенных из сферы продуктивной занятости. Учитывая эти сложные обстоятельства, многие государства региона перешли к проведению инклюзивной молодежной политики, сочетающей профессиональную подготовку подростков и молодежи постарше с возможностями трудоустройства в формальном секторе экономики, где действуют системы социальной защиты. Однако результативность подобных мер, даже с учетом взаимного обмена опытом, пока оставляет желать лучшего. Поиск новых инициатив с активным привлечением самого молодого поколения ЛКА к их разработке становится все более насущной задачей.

Ключевые слова положение молодежи, бедность, уровень образования, безработица, молодежная политика
Получено04.02.2019
Дата публикации06.02.2019
Кол-во символов43028
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

О чем свидетельствуют международные исследования?

 

В 2017 г. сотрудники Международного молодежного фонда (International Youth Foundation) совместно со специалистами американского Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон) провели сравнительный анализ уровня образования, владения информационнокоммуникационными технологиями (ИКТ), экономического статуса, ментального и физического здоровья, безопасного образа жизни, гражданской активности молодежи в 30 странах мира, на которые приходится 68% из 1,8 млрд молодых людей в возрасте 15-29 лет, живущих в мире. Суммировав полученные сведения и обработав их статистико-математическими методами, авторы проекта предложили разработать рейтинг на основе Индекса благополучия молодежи (Youth Wellbeing Index, YWI), величина которого варьируется от 0 до 1: чем ближе данный многомерный показатель к 1, тем в более благоприятных условиях живет молодежь в данной стране. В 2017 г. рейтинг возглавила Швеция с индексом 0,83. В Латинской Америке опросом были охвачены Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу, где результаты (во всех этих странах) не превысили уровня 0,56-0,57, что характеризовало положение молодежи как «средне-удовлетворительное»1.



1. Global Youth Well-Being Index, 2017, р 65. — Available at: >>>> (accessed 20.08.2017).
2

Среди индикаторов особое место занимал показатель гражданской активности, куда был включен не только уровень волонтерства, участия молодого поколения в программах социальной помощи, но и его отношение к государственной молодежной политике. Как показал опрос, значительная часть молодых людей считает, что «правительства мало уделяют внимания их проблемам, хотя у них у самих есть идеи и стремление помочь решить эти проблемы». В первую пятерку стран, где не менее 75% молодежи высказали такое мнение, вошли Бразилия, Колумбия, Мексика, Испания и Южная Корея*. Что касается политической активности — участие в выборах, в политических партиях и движениях, акциях и манифестациях, — то более подробную картину дают другие обзоры, в частности, социологические опросы, которые с 2012 г. организует Институт экономики и мира при Британском содружестве наций (British Commonwealth of Nations). Разработанный аналитиками этого учреждения Глобальный индекс развития молодежи (Youth Development Index, YDI) тоже является композитным показателем и имеет 18 составляющих, которые сгруппированы по нескольким ключевым областям: здоровье и благополучие, образование и занятость, гражданское участие, политическая активность молодежи. Таким образом, видны явные пересечения с YWI, но более давняя история измерения YDI и бóльший охват стран (183 государства в 2017 г.) дают более репрезентативную картину2.

2. См.: «О практике оценки положения молодежи в государствах-участниках СНГ»). — Available at: >>>>, 28/01/2016 г. (accessed 25.11.2017).
* Российская Федерация также принимала участие в данном опросе.
3

Согласно данным доклада за 2016—2017 гг., латиноамериканские молодые люди проявляют бóльшую политическую активность, чем сверстники в иных регионах мира: при среднем глобальном индексе 0,573 в Колумбии он достигает максимального значения (1,00), в Чили составляет 0,94, Уругвае — 0,84 в Мексике — 0,80**3. Суперактивность чилийской молодежи проявляется уже в течение долгого исторического периода, и, как считает историк Луис Тилеманн, «истоки нынешних студенческих движений берут начало в протестных выступлениях против диктатуры»4. Под «нынешними» выступлениями автор имел в виду волну массовых манифестаций, которая пришлась на период с 2006 по 2013 г. Как в ходе так называемой Революции пингвинов (Revolución pingüina, 2006 г.), так и пятилетие спустя многотысячные митинги в крупных городах Чили продемонстрировали накопившееся «общественное раздражение сохраняющимся социальным неравенством и сегрегацией, низким качеством государственных учебных учреждений, наличием дорогих частных школ и университетов, высокой стоимостью образовательных кредитов… Студенты не просто требовали улучшения сложившейся ситуации. Они выходили на улицы с лозунгами кардинальной реформы всей системы национального образования…», — комментирует российский исследователь Людмила Викторовна Дьякова5.

** Оба показателя известны российским исследователям, на них даже ссылаются в официальных документах Министерства образования РФ (см. «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года», «Молодежь и молодежная политика в России в контексте глобальных тенденций», 2015 г.). Более того, компоненты YDI используется в национальных докладах стран — членов СНГ.

3. Global Youth Development Index and Report, 2016, р.48-49. — Available at: >>>> (accessed 20.08.2017).

4. L. Thielemann: «Para una periodificación del movimiento estudiantil de la transición». — Centro de Estudios de la Federación de Estudiantes de la Un. de Chile. Santiago de Chile, 2013, p. 35.

5. Л.В. Дьякова. Новое правительство Чили: перед вызовами справедливости и эффективности. — Мировая экономика и международные отношения, 2015, № 5, c.73.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 966

Оценка читателей: голосов 0

1. Global Youth Well-Being Index, 2017, р 65. — Available at: http://www.youthindex.org/ (accessed 20.08.2017).

2. См.: «О практике оценки положения молодежи в государствах-участниках СНГ»). — Available at: http://www.cis.minsk.by/news, 28/01/2016 г. (accessed 25.11.2017).

3. Global Youth Development Index and Report, 2016, р.48-49. — Available at: http://www.thecommonwealth.org (accessed 20.08.2017).

4. L. Thielemann: «Para una periodificación del movimiento estudiantil de la transición». — Centro de Estudios de la Federación de Estudiantes de la Un. de Chile. Santiago de Chile, 2013, p. 35.

5. Л.В. Дьякова. Новое правительство Чили: перед вызовами справедливости и эффективности. — Мировая экономика и международные отношения, 2015, № 5, c.73.

6. A. Koschutzke. Chile frente a si miso. — Nueva Sociedad, B.-A., 2012, N 237, p. 17.

7. J. Marcus. In Brazil, fast-growing universities mirror… — Hechinger report (Boston), 08/04/ 2015. — Available at: http://hechingerreport.org/ (accessed 20.08.2018).

8. R. Nuñes. Generación, acontecimiento, perspectiva. — Nueva sociedad, B.-A., 2014, N 251, p. 45-46.

9. World Economic Forum. Global Shapers Survey. Annual Survey 2017. Executive Summary. — Available at: http://www.shaperssurvey2017.org/ (accessed 07.04.2018).

10. J. Chackaltana, G. Dema, C. Ruiz. El futuro de trabajo que queremos. La voz de jóvenes y diferentes miradas desde América Latina y el Caribe. — Perfiles educativos. IISUEUNAM. Mexico, D.F., 2018, Vol.XI, Num. 159, p. 208.

11. El futuro de la formación profesional en América Latina y el Caribe. OIT/CINTERFOR. Montevideo, 2017, p. 22.

12. Los “Ni-Nis” y los “Si-Sis”: una generación en riesgo//Los trabajos del futuro. — Available at: http://www.ceplan.gob.per/ (accessed 07.08.2018).

13. La Encuesta: 67% de los universitarios trabajan y estudian al mismo tiempo. — Available at: http://www.trabajando.com/ Portal de la Comunidad Laboral Universitaria (accessed 07.08.2018).

14. Encuesta: más de un millón de jóvenes argentinos no estudian ni trabajan. — Available at: http://www.iprofesional.com/ , 11/10/2016 (accessed 10.07.2018).

15. Латинская Америка XX века: социальная антропология бедности (Отв. ред. Б.И.Коваль). М., Наука. 2006. С. 240.

16. S. Сессhin I, B. Atuesta. Conditional cash transfers programmers in Latin America and the Caribbean. — CEPAL. Series: Social policy. Santiago de Chile, 2017, N 224, p. 16.

17. P. Villatoro, S. Cecchini. ¿Cuál es el alcance de las transferencias no contributivas en America Latina? — CEPAL. Serie: Estudios estadísticos. Santiago de Chile, 2018, N 96, p. 9.

18. Morales Ramírez M.A. Estrategia para atender el empleo juvenil en la economía informal. — UNAM.Revista Latinoamericana de Derecho Social.México, D.F. 2016, Núm., p 113.

19. El Gobierno de Argentina lanza un plan para jóvenes en situación de vulnerabilidad. — Available at: http://www.efe.com/, 15/07/2016 (accessed 11.11.2017).

20. CEPAL. Latin American Economic Outlook, 2015. Education, Skills and Innovation for Development; OECD/CAF/CEPAL. Perspectivas económicas… Op. cit., 2017.

21. E. Ermólieva. Competencia profesionales de la fuerza laboral es clave para la recuperación y el crecimiento estable. — Anuario de RUDN. Moscú, 2015, p, 44.

22. OIT. El futuro de la formación profesional en América Latina y el Caribe: diagnóstico y lineamientos para su fortalecimiento. Oficina Regional de la OIT/Cinterfor. Montevideo, 2017, p. 28.

23. P. Sanguinetti. Las habilidades para el trabajo y la vida en América Latina. — Pensamiento Iberoamericano. Fundación Carolina (Madrid), 2017, № 2, р. 76-77.

24. OECD/CAF/CEPAL. Perspectivas económicas de América Latina… 2017, Op. cit. ,p.220.

25. Ibidem., p. 248.

26. Global Entrepreneurship Monitor 2015. — Available at: https://www.gemconsortium.org/ (accessed 11.08.2018).

27. Kantis. La promoción del emprendimiento juvenil: su importancia para América Latina. — Pensamiento Iberoamericano. Fundación Carolina (Madrid), 2017, N 2, p. 127.

28. E. Rodríguez. Empleo y juventud: muchas iniciativas, pocos avances//Nueva Sociedad. B.-A., 2011, N 232, p. 127.

29. Juventudes y políticas públicas en América Latina. Conversación con Ernesto Rodríguez. — Revista Latinoamericana de Ciencias Sociales, Niñez y Juventud. Caracas, 2016, Vol.14, N 2, p.1657.

30. Paraguay Joven 2030: para la garantía de inclusión de los jóvenes en el desarrollo de la sociedad. — Available at: https://oji.org/ (accessed 24.08.2018).

31. Iniciativa NEO mejora oportunidades de empleo para 150.000 jóvenes en América Latina y el Caribe. — Available at: http://www.iadb.org/, 25/04/2017 (accessed 24.08.2018)

32. Pacto Iberoamericano de Juventud. — Available at: http://juventud.org/pacto (accessed 21.08.2017).

33. Trabajo y Juventud en Europa y América Latina: ¿Qué puede aprender Europa de las experiencias de América Latina en torno al empleo juvenil? — Available at: http://conexxeurope.eu/, 13/05/2013 (accessed 12.08.2018).

34. Cerca de 11.000 jóvenes ya han participado en el Acuerdo por la Empleabilidad Juvenil en el que actualmente participan 41 empresas. — Available at: https://alianzapacifico.net/, 29/06/2018(accessed 08.08.2018).

35. Acuerdo por la Empleabilidad Juvenil de la Alianza del Pacifico suma alianzas para ayudar a los jóvenes. — Available at: http://noticias.universia.cl/, 16/06/2017 (accessed 13.08.2018).

36. Seminario Internacional: Potenciando la calidad de los aprendizajes en la formación técnico profesional. Semana de la Educación y Trabajo de la Alianza del Pacifico. — Available at: http://www.cepal.org/, 29/05/2017 (accessed 08.09.2018).

37. Informe gestión de la Plataforma de la Movilidad estudiantil y académica. — Available at: https://alianzapacifico.net/ (accessed 08.09.2018).

38. Schújman A. Generación Ni-ni. Jóvenes sin proyectos que ni estudian, ni trabajan. Editorial: LUMEN HUMANITAS -B.-A. 2015.

39. Alejandro Schújman y la Generación Ni-ni. — Available at: http://www.mesadelcastillo.com/, 24/05/2015 (accessed 08.09.2018).

40. Global Youth Wellbeing Index, 2017. Executive Summary. — Available at: http://www.youthindex.org/ (accessed 08.08.2018).

41. C.V. Maldonado. El pilar social de la Agenda 2030: lugar de las personas jóvenes. CEPAL. Seminario Virtual de JUVeLAC. — Available at: https://www.cepal.org/, 11/08/2017 (accessed 08.09.2018).

42. La juventud es crucial para el desarrollo sostenible, según experta de la UE. — Available at: http://www.lavanguardia.com/, 23/11/2017; El liderazgo de la juventud para el desarrollo sostenible. — Available at: http://elpais.com/, 26/01/2018 (accessed 08.09.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх