Новые ориентиры внешней политики Мексики

 
Код статьиS0044748X0006152-6-1
DOI10.31857/S0044748X0006152-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный cотрудник
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 9
Страницы23-37
Аннотация

Фраза «лучшая внешняя политика — это политика внутренняя» стала своего рода мантрой для новой администрации, возглавляемой президентом Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором (2018 — н/в.), изначально нацеленной на решение исключительно внутренних проблемах. Несмотря на это был предпринят ряд шагов в области международных отношений и внешней политики, не оставшихся незамеченными широкой общественностью. В данной статье анализируются изменения внешнеполитических приоритетов Мексики, произошедших после прихода к власти нового президента. В этом контексте рассматриваются дипломатические отношения между Мексикой и США, Китаем, а также другими странами Латинской Америки. Показывается, как в рамках основных направлений внешней политики мексиканское правительство предлагает новые пути решения стратегических задач. В статье дан анализ мексиканско-венесуэльских отношений в начале XXI в. Позиция посредника, занятая Мексикой при разрешении венесуэльского кризиса, стала подтверждением традиционной приверженности этой страны принципам доктрины Эстрады. Автор указывает основные факторы, влияющие на формирование внешнеполитического курса Мексики в настоящее время.

Ключевые словаМексика, США, Китай, внешняя политика, Дональд Трамп, А.М. Лопес Обрадор
Получено27.08.2019
Дата публикации28.08.2019
Кол-во символов42016
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Результаты президентских выборов в Мексике, прошедших в 2018 г., стали подтверждением предстоящего серьезного изменения политического курса этой страны. Впервые в истории государства главой Мексиканских Соединенных Штатов был избран кандидат, придерживающийся левых взглядов. Его триумф стал убедительным посланием миру, гласящим, что в современной Мексике нет места ни для монополии Институционно-революционной партии (Partido Revolucionario Institucional, PRI), ни для сохранения status quo.
2 Результаты президентских выборов также обозначили изменение тональности позиции этой латиноамериканской страны по некоторым наиболее важным глобальным вопросам как мировой, так и региональной политики. Кроме того, на повестку дня был поставлен вопрос изменения внешнеполитических приоритетов. Мексика вновь решилась восстановить независимый характер внешней политики, в основе которой лежат традиционные ценности, и тем самым, наконец, избавиться от клейма сателлита США [1, c. 110].
3 В своей предвыборной кампании, несмотря на критику ряда скандальных антимексиканских высказываний Дональда Трампа (2017 — н/в), Андрес Мануэль Лопес Обрадор (2018 — н/в) все же подчеркивал, что новые отношения Мексики и Соединенных Штатов Америки станут «уважительными, дружественными, а также ориентированными на сотрудничество в целях развития» [2]. По мнению новой мексиканской администрации, благодаря подобному подходу уже в ближайшее время можно будет выстроить плодотворный диалог с влиятельным северным соседом по вопросам торговли, миграции и безопасности.
4 После инаугурации нового главы государства, состоявшейся 1 декабря 2018 г., Д.Трамп отметил, что США готовы вместе с Мексикой искать решение «современных проблем экономического развития и безопасности», а также положительно отозвался о том, что в ходе предвыборной кампании нынешний мексиканский президент уделил особое внимание необходимости борьбы с коррупцией. «Прочные отношения приведут к гораздо более сильной и процветающей Мексике, что, откровенно говоря, сделает меня очень счастливым!» — заявил Трамп [3].
5 Вместе с тем правительство Лопеса Обрадора уже с первого дня нахождения у власти столкнулось с необходимостью безотлагательного урегулирования ряда взрывоопасных проблем, нерешенных предыдущей администрации [4, c. 190]. Например, таких, как строительство приграничной стены и растущее торговое сотрудничество между Мексикой и Китаем. Оба этих аспекта могут существенно осложнить отношения между Вашингтоном и Мехико. Список подобных проблем можно дополнить и той позицией, которую заняла новая мексиканская администрация: уважительное отношение к праву народов на самоопределение, что напрямую относится к деятельности правительств, находящихся у власти в Венесуэле и Никарагуа.
6 Глава Мексики уже столкнулся с трудностями при согласовании с США условий нового торгового соглашения T-MEC (Tratado México, Estados Unidos, Canadá), подписанного в последний день своего президентства Энрике Пеньей Ньето (2012—2018) в рамках G20 и призванного постепенно заменить собой Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли (North American Free Trade Agreement, NAFTA). Этот договор, будучи личной инициативой президента Трампа, преследовал единственную цель — добиться максимально выгодных для США условий сотрудничества с соседними государствами [5, c. 18]. В частности, новое федеральное правительство Мексики не поддержало такой модифицированный по сравнению с прежними условиями пункт T-MEC, как правило происхождения автомобилей [6, c. 52]. Вашингтон пытался навязать новые обновленные условия к соглашению T-MEC, заметно увеличивающие так называемый Объем регионального содержания (Valor de Contenido Regional, VCR) с 62,5% до 75%, и распространяющийся на все автомашины, продаваемые в Северную Америку*. По этому вопросу администрация Ло-песа Обрадора заняла до-вольно жесткую пози-цию, отклонив все поправки к договору T-MEC, предложенные Вашингтоном. Новоизбранный мексиканский лидер заявил, что при согласовании окончательного текста соглашения уделит особое внимание условиям, затрагивающим продажу сахара и его заменителей с тем, чтобы обеспечить льготными условиями в первую очередь мексиканских производителей [7]. -----------------------------------* VCR — процент, указывающий долю товара, изготовленную именно в регионе производителя. На этот итоговый процент влияют такие показатели, как происхождение компонентов или материалов товара, местоположение производства, а также ряд других факторов. Правила происхождения товаров основываются на критериях, прописанных в соглашении о свободной торговле, чтобы определить, когда товар считается исходящим, отталкиваясь от значения его VCR, что дает право пользоваться тарифными преференциями. В течение последних 25 лет автомобильная промышленность Северной Америки подчинялась одному правилу: показатель VCR не превышал 62,5%. Но если T-MEC будет одобрен в той форме, в какой его предлагают США, то VCR достигнет 75%.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 584

Оценка читателей: голосов 0

1. Сударев В.П. Латинская Америка: новые геополитические вызовы. М., МГИМО-Университет, 2015, 292.

2. ¿Qué esperar de las relaciones México-EE.UU. con AMLO? Available at: https://www.telesurtv.net/news/mexico-eeuu-amlo-trump-relaciones-20181130-0032.html (accessed 05.07.2019).

3. Trump coincidió con AMLO: "La inmigración ilegal se combate con desarrollo económico". Available at: https://www.lapoliticaonline.com.mx/nota/114261-trump-coincidio-con-amlo-la-inmigracion-ilegal-se-combate-con-desarrollo-economico/ (accessed 22.06.2019).

4. Косевич Е.Ю. Образ Мексики в североамериканских масс-медиа. Новая и новейшая история. М., 2019, № 1, cc. 187–192.

5. Яковлев П.П. USMCA: перезагрузка зоны свободной торговли в Северной Америке. Латинская Америка. М., 2018, № 12, сс. 6-21.

6. Комкова Е.Г. ЮСМКА вместо НАФТА. Мировая экономика и международные отношения. М., 2019, № 4, сс. 50-58.

7. Morales, Roberto. AMLO no renegociará el T-MEC: Luz María de la Mora. Available at: https://www.eleconomista.com.mx/empresas/AMLO-no-renegociara-el-T-MEC-Luz-Maria-de-la-Mora-20190215-0045.html (accessed 25.02.2019).

8. Vázquez, Jesús. Europa y Asia, con interés en Tren Maya. Available at: https://www.eleconomista.com.mx/estados/Europa-y-Asia-con-interes-en-Tren-Maya-20180816-0013.html (accessed 11.02.2019).

9. Flores, Lourdes. México pagará el Muro con el T-MEC: Donald Trump. Available at: https://www.eleconomista.com.mx/internacionales/Mexico-pagara-el-Muro-con-el-T-MEC-Donald-Trump--20190110-0094.html (accessed 25.02.2019).

10. Lavut. A.A. La iniciativa china de la Franja y la Ruta y los países de América Latina y el Caribe. Iberoamérica. Moscow, 2018, N 2, рp. 42-67.

11. Сударев В.П. Китай в поисках новых форм партнерства со странами региона. Латинская Америка на переломе глобальных и региональных трендов. Коллективная монография. Отв. ред. Сударев В.П., Симонова Л.Н. Москва, ИЛА РАН, 2017, сc. 119-130.

12. Гаева А.С. Мультикультурная политика США. Обозреватель-Observer, М., 2015, № 2, cc. 90-96.

13. EE.UU. anuncia $5.800 millones para el desarrollo del Triángulo Norte en plan conjunto con México. Available at: https://www.voanoticias.com/a/ee-uu-promete-5-8b-ayudar-triangulo-norte-4-8b-sur-de-méxico-/4706002.html (accessed 25.02.2019).

14. Nájar, Alberto. Crisis en Venezuela: por qué AMLO mantiene el reconocimiento a Maduro (y qué rol juega México en una solución al conflicto) Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-46997804 (accessed 15.07.2019).

15. Nuestra postura es de no intervención; buscamos que se avance al diálogo: Ebrard sobre Venezuela. Available at: https://heraldodemexico.com.mx/pais/nuestra-postura-es-de-no-intervencion-buscamos-que-se-avance-al-dialogo-ebrard-sobre-venezuela/ (accessed 12.06.2019).

16. Langner, Ana. México exhorta a no intervenir en asuntos de Venezuela. Available at: https://www.jornada.com.mx/2019/01/05/politica/003n1pol (accessed 11.03.2019).

17. Fox, “cachorro del imperio”: Hugo Chávez. Available at: https://www.proceso.com.mx/ 229732/fox-cachorro-del-imperio-hugo-chavez (accessed 15.07.2019).

18. Chávez tildó a Fox de ‘cachorro del imperio’. Available at: https://www.eluniverso.com/2005/11/11/0001/14/879D0760104C4CDE86D71DE9E7AFC41F.html (accessed 11.07.2019).

19. Maduro: Peña Nieto es “empleado maltratado por Trump”. Available at: https://www.dw.com/es/maduro-pe%C3%B1a-nieto-es-empleado-maltratado-por-trump/a-39960992 (accessed 25.06.2019).

20. Сударев В.П. Территориальные конфликты не уходят в прошлое. Латинская Америка. М., 2018, № 1, cc. 49-58.

21. Косевич Е.Ю. Приграничные стены: безопасность или угроза для мексикано-американских отношений. Латинская Америка. М., 2019, № 6, сс. 39-48.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх