The plastics of streamlined shapes of Ricardo Martinez

 
PIIS0044748X0003509-8-1
DOI10.31857/S0044748X0003509-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 1
Pages70-78
Abstract

The article is devoted to the work of outstanding Mexican artist Ricardo Martinez de Oyos. His easel paintings where are presented the monumental feminine and masculine figures of streamlined shapes, contoured by exquisite lines, with play of color and light are interfacing of universal and national values. The knowledge of world art helped him to create his own style, but the main visual component of Martinez’s work ascends to the pre-Columbian sculpture.

Keywords Ricardo Martinez, Mexico, world art, plastics of form, color, light, pre- Columbian sculpture
Received22.01.2019
Publication date24.01.2019
Number of characters21979
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

28 октября 2008 г. исполнилось 100 лет со дня рождения одного из ведущих художников Латинской Америки второй половины XX — начала XXI вв. мексиканца Рикардо Мартинеса де Ойоса. Он успел отметить свое 90-летие, но вскоре, 11 января 2009 г., скончался, оставив великолепное наследие: уникальные работы и талантливых детей и внуков. Его творчество, очень индивидуальное, тем не менее, отражает сопряжение универсальных категорий и национального мироощущения. И выражено это сопряжение, прежде всего, в форме, которую очерчивает изысканная линия, и подчеркивают цвет и свет. По природе интроверт, Рикардо Мартинес избегал давать интервью, не вступал в полемику, он творил. Очень важным для него было личностное пространство. Его творчество выделяется не только в искусстве Латинской Америки, столь богатом мастерами и течениями, но и в художественном пространстве Мексики.

2

Искусство — это мистический акт, требующий сосредоточенности и самоуглубленности. В беседе с одним из известных мексиканских искусствоведов Мигелем Анхелем Муньосом художник сказал: «Живопись говорит сама за себя, в ней надо искать ответы. Это единственная причина моего публичного молчания»1. В этом публичном молчании, помимо уникального художественного почерка, Мартинес в значительной степени отличался от многих других мастеров Мексики, начиная с трех великих — Хосе Клементе Ороско (1889—1949), Диего Риверы (1886—1957), Давида Альфаро Сикейроса (1896—1973) и заканчивая яркими представителями так называемого Поколения разрыва*2 Хосе Луисом Куэвасом (1934— 2017) и Хуаном Сориано (1920—2006). По словам Инес Амор, владелицы галереи, с которой сотрудничали художники, «в их дружбе Сориано брал весь разговор на себя»3. Мартинес не обладал и коммерческой жилкой, в отличие, в частности, от Куэваса, который активно продавал свои работы и выставлялся во многих галереях. Показательно, что в течение многих лет Мартинес сотрудничал лишь с галереей И. Амор. Неудивительно, что тема любви и преданности стала основной в его творчестве.

1. M. A. Muños. Ricardo Martínez: celebración de sus 100 años. — Available at: >>>> 3febrero,2018.

2. Подробно см.: Е. А. Козлова. В поисках национального самосознания. Мексика в творчестве художников-монументалистов XX века. М., ГИИ. 2016, с. 365-388.

3. Available at: >>>> 05.06.2018.

* Поколение разрыва — отход художников от идеалов трех великих монументалистов — Х. К. Ороско, Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, обращение к новым тенденциям фигуративной и абстрактной живописи. Это определение художницы Лилии Каррильо (1930—1974), данное ею в 1966 г. во время одного из мероприятий, проходивших в рамках выставочного проекта «Конфронтация 1966», когда вновь вспыхнул спор между сторонниками реализма мексиканской школы монументальной живописи и представителями новых течений.
3

Публичное молчание не означало для Мартинеса полной закрытости. Напротив, он умел дружить, с теми же Куэвасом и Сориано, а также писателями Хуаном Рульфо, Энрике Диесом Канедо, Хосе Бонифасом Нуньо, к книгам которых делал иллюстрации. Мартинес с удовольствием принимал в своей мастерской в Мехико и друзей, и гостей из разных стран, в частности, Евгения Евтушенко, в собрании которого хранится единственное, имеющееся в России, произведение художника, которое Мартинес подарил Евтушенко во время визита последнего в Мексику в 1967 году. Среди друзей Мартинеса были и знаменитые политики — Луис Эчеверриа (р. 1922) и Хосе Лопес Портильо (1920—2004), впоследствии президенты страны, с которыми он познакомился на юридическом факультете. Они одними из первых поддержали Рикардо в его стремлении стать художником. Но, несмотря на многолетнюю дружбу, из-за природной скромности, Мартинес никогда не посещал их в президентской резиденции «Лос Пинос»4.

4. Ibidem.

Number of purchasers: 2, views: 1438

Readers community rating: votes 0

1. M. A. Muños. Ricardo Martínez: celebración de sus 100 años. — Available at: https://www.razon.com.mx/cultura/ricardo-martinez-celebracion-de-sus-100-anos/ 3 febrero, 2018.

2. Podrobno sm.: E. A. Kozlova. V poiskakh natsional'nogo samosoznaniya. Meksika v tvorchestve khudozhnikov-monumentalistov XX veka. M., GII. 2016, s. 365-388.

3. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Ricardo_Mart%C3%ADnez_de_Hoyos 05.06.2018.

4. Ibidem.

5. Kh. Ortega-i-Gasset. Degumanizatsiya iskusstva. M., 1991, s. 568.

6. L. Cardoz y Aragón. Invitación al viaje. — Atmósferas, siglo XXI editors, 2007, p. 172.

7. Ibidem.

8. Tsit po: América Latina en sus artes. México, 1974, p. 8.

9. R. B. Nuño. Los polos del mundo. — Atmósferas, p. 204.

Система Orphus

Loading...
Up