Уголовная ответственность за вред, причинённый транспортным средством управляемым искусственным интеллектом, в контексте цифровизации общества: опыт Германии и России

 
Код статьиS199132220031696-1-1
DOI10.61205/S199132220031696-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: профессор Департамента уголовного права, процесса и криминалистики факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Аффилиация:
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Российский университет транспорта (МИИТ)
Адрес: Российская Федерация,
Аннотация

В статье представлены результаты сравнительно-правового исследования уголовной ответственности за вред, причинённый транспортным средством управляемым искусственным интеллектом в соответствии с действующим законодательством России и Германии в контексте общей проблемы цифровизации общественных отношений.

Целью исследования является формирование системно-комплексного представления об опыте Германии и России в вопросе установления уголовной ответственности за вред, причинённый транспортным средством управляемым искусственным интеллектом. Для достижения указанной цели сформулированы следующие задачи: определение значимости развития технологий управления транспортным средством искусственным интеллектом в контексте цифровизации общественных отношений; выявление проблем уголовной ответственности за вред, причинённый транспортным средством управляемым искусственным интеллектом в Германии; выявление проблем уголовной ответственности за вред, причинённый транспортным средством управляемым искусственным интеллектом в России.

В ходе исследования применялись как общенаучные, так и частнонаучные (специальные) методы познания, особое место среди последних занимают собственно юридические методы. К числу примененных общенаучных методов относятся анализ, дедукция, индукция и т.д. Среди собственно юридических методов отметим, прежде всего, сравнительно-правовой, а также формально-юридический.

 

Исследование позволило прийти, в частности, к выводам о том, что в Германии раньше, чем в России была создана правовая база регулирования автоматизированного и автономного вождения транспортными средствами. Вместе с тем, на современном этапе развития в Германии, как и в России, уголовная ответственность представителей сторон транспортного правоотношения: водителей, владельцев, пассажиров, производителей, операторов транспортных средств, вовлеченных соответствующим образом в управление транспортным средством, может быть определена с помощью существующих норм.

 

Ключевые словаКлючевые слова: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовное уложение Германии, цифровизация, искусственный интеллект, высокоавтоматизированное транспортное средство.
Получено19.08.2024
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1. Беспилотники на дорогах России: уголовно-правовые проблемы / под ред. А.И. Чучаева. - М.: Проспект, 2021. – 520 с.

2. Брускин С.Н. Модели и инструменты предиктивной аналитики для цифровой корпорации // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2017. № 5. С. 135-139.

3. Бугаевская Н.В. Перспективы использования искусственного интеллекта как средства противодействия коррупции в деятельности органов предварительного расследования и суда // Вестник Югорского государственного университета. 2023. №3. С. 63-70.

4. Головненков П.В. Уголовное уложение Федеративной республики Германия. Научно-практический комментарий и перевод текста закона. – Потсдам, 2021. – 490 с.

5. Грачева Ю.В., Арямов А.А. Роботизация и искусственный интеллект: уголовно-правовые риски в сфере общественной безопасности // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 6 (115). С. 169-178.

6. Коробеев А.И., Чучаев А.И. Беспилотные транспортные средства, оснащённые системами искусственного интеллекта: проблемы правового регулирования // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика и право. 2018. № 3. С. 117-132.

7. Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. С. 79-102.

8. Лапшин В.Ф. Технология искусственного интеллекта как потенциальная угроза для охраняемой уголовным законом общественной безопасности // Российский девиантологический журнал. 2022. № 2. С. 374-385.

9. Мосечкин И.Н. Искусственный интеллект в уголовном праве: перспективы совершенствования охраны и регулирования: монография. – Киров: Вятск. гос. ун-т, 2020. 111 с.

10. Нагродская Б.В. Новые технологии (блокчейн/искусственный интеллект) на службе права: научно-методическое пособие / под ред. Л.А. Новоселовой. - М.: Проспект, 2019. 128 с.

11. Уголовно-правовое обеспечение безопасности беспилотных воздушных транспортных средств: монография / под ред. А.И. Чучаева. – М.: ИГП РАН, 2024. – 272 с.

12. Хилюта В.В. Общественная опасность и криминализация в системе мер безопасности // Вестник Югорского государственного университета. 2022. № 4. С. 44-50.

13. Шапошников А.С. Перспективы использования нейронных сетей для предупреждения экологической преступности // Вестник Югорского государственного университета. 2024. №1. С. 90-95.

14. Autonome Systeme und neue Mobilität / Her. von Er. Hilgendorf . – Baden-Baden: Nomos, 2017. – 180 s.

15. Bonnefon J-Fr., Shariff Az., Rahwan I. The social dilemma of autonomous vehicles // Science. 2016. № 35. S. 1573-1576.

16. Franke U. Rechtsprobleme beim automatisierten Fahren – ein Überblick // Deutsches Autorecht (DAR). 2016. № 2. S. 61-66.

17. Greger B. Haftungsfragen beim automatisierten Fahren // Neue Zeitschrift für Verkehrsrecht (NZV). 2018. № 1. S. 1-5.

18. Engländer Ar. Das selbstfahrende Kraftfahrzeug und die Bewältigung dilemmatischer Situationen // Zeitschrift für Internationale Strafrechtsdogmatik (ZIS) 2016. № 9. S. 608-618.

19. Hevelke Al., Nida-Rümelin Jul. Selbstfahrende Autos und Trolley-Probleme: Zum Aufrechnen von Menschenleben im Falle unausweichlicher Unfälle // Jahrbuch für Wissenschaft und Ethik (JWE). 2014. № 1. S. 5-23.

20. Hilgendorf Er. Dilemma-Probleme beim automatisierten Fahren // Zeitschrift für die gesamte Strafrechtswissenschaft (ZStW). 2018. № 3. S. 674-703.

21. Hilgendorf Er. Automatisiertes Fahren und Recht – ein Überblick // Juristische Arbeitsblätter (JA). 2018. № 11. S. 801-807.

22. Hilgendorf E. Straßenverkehrsrecht der Zukunft // Juristen-Zeitung (JZ). 2021. № 9. S. 444-454.

23. Kleemann S., Arzt C. Das Gesetz zum „autonomen“ Fahren in Deutschland // Recht Automobil Wirtschaft (RAW). 2021. № 2. S. 99-105.

24. Lange U. Automatisiertes und autonomes Fahren – eine verkehrs-, wirtschafts- und rechtspolitische Einordnung // Neue Zeitschrift für Verkehrsrecht (NZV). 2017. № 8. S. 345-352.

25. Lutz L.S. Neue Vorschriften für das automatisierte und autonome Fahren – ein Überblick // Deutsches Autorecht (DAR). 2021. № 4. S. 182-185.

26. Nestler N. Überlegungen zum Umfang mit Kraftfahrzeugen mit automatisierter oder autonomer Fahrfunktion im (Straßenverkehrs-)Strafrecht // Juristische Ausbildung (Jura). 2021. № 10. S. 1183-1193.

27. Schuster F. Strafrechtliche Verantwortlichkeit der Hersteller beim automatisierten Fahren // Deutsches Autorecht (DAR). 2019. № 6. S. 6-11.

28. Staub C. Strafrechtliche Fragen zum Automatisierten Fahren // Neue Zeitschrift für Verkehrsrecht (NZV). 2019. № 8. S. 392-398.

29. Weber Ph. Dilemmasituationen beim autonomen Fahren // Neue Zeitschrift für Verkehrsrecht (NZV). 2016. № 6. S. 249254.

30. Weigend Th. Notstandsrecht für selbstfahrende Autos? // Zeitschrift für Internationale Strafrechtsdogmatik (ZIS). 2017. № 10. S. 599-605.

31. Wörner L., Der Weichensteller 4.0: Zur strafrechtlichen Verantwortlichkeit des Programmierers im Notstand für Vorgaben an autonome Fahrzeuge // Zeitschrift für Internationale Strafrechtsdogmatik (ZIS). 2019. № 1. S. 41-48.

32. Бояркин А. Предиктивная аналитика: польза, инструменты и примеры [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 31.05.2024).

33. Вичугова А. Цивровизация [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 30.05.2024).

34. Ковачич Л. Китайский опыт развития отрасли искусственного интеллекта: стратегический подход / Московский центр Карнеги [Электронный ресурс] // URL: >>>> (дата обращения: 31.05.2024).

35. Медведев Д.А. Сотрудничество в сфере безопасности в период пандемии нового короновируса // Россия в глобальной политике. 2020. № 4 [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 30.05.2024).

36. Сайт информационного агентства REGNUM [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 30.05.2024).

37. Шмелев П. Цифровая трансформация: время первых // Онлайн журнал Сибирская нефть. 2018. № 151 [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 30.05.2024).

38. Liu Hin-Yan. Irresponsibilities, inequalities and injustice for autonomous vehicles. Ethics and Information Technology. 2017. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 31.05.2024).

39. Statistisches Bundesamt, Fachserie 8 Reihe 7: Verkehr, Verkehrsunfälle, Jahresbericht 2020, p. 49 [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 30.05.2024).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх